Дискуссия ПМЭФ-2015 «Подготовка кадров: кто должен формулировать запрос?» завершилась неожиданным результатом

18 июня на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2015) состоялась дискуссия «Подготовка кадров: кто должен сформулировать запрос?». Результат обсуждений оказался неожиданным как для организаторов, так и участников дискуссии. 

Спикерам удалось убедить аудиторию, что заказчиком образовательных программ должен стать сам человек: если в начале обсуждения за него проголосовало чуть менее 10% аудитории, то завершающее голосование показало прирост более чем на 20%. Что касается лидера голосования - бизнеса, в начале обсуждения за него проголосовало более половины участников, а по завершении дискуссии позиции бизнеса снизились на 10% и составили чуть более 40%.

В дискуссии об опережающем развитии кадров для высокотехнологичных отраслей экономики приняли участие: Ольга Голодец, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации; Глеб Никитин, первый заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Саймон Бартли, президент WorldSkills International; Владислав Бутенко, старший партнер и управляющий директор BCG; Александр Климов, заместитель министра образования и науки Российской Федерации; Оливье Брешар, сооснователь Института экспериментальных исследований в сфере образования; Шив Викрам Кхемка, вице-председатель правления, главный исполнительный директор SUN Group; Роберт Свак, вице-президент международной сети по работе с клиентами и рынком PwC International; Алексей Рахманов, президент Объединенной судостроительной корпорации; Павел Лукша, профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО; Александр Оганов, основатель и генеральный директор Uniweb.ru; Дмитрий Репин, генеральный директор Digital October; Сергей Воробьев, президент World Howell.

Модератором дискуссии выступил Дмитрий Песков, директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив.

Позиции спикеров, которые сообщали, за какую позицию проголосовал каждый из них и обосновывали свой выбор, разделились. Глеб Никитин, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации, проголосовавший за бизнес, подчеркнул, что промышленные предприятия должны определить, каких именно кадров - какого уровня и в каком количестве - им не хватает на ближайшую перспективу, а государство, должно создать условия для качественной артикуляции этого запроса: «Самая главная задача – как сформулировать и передать его адресату. И здесь заложена основная для нас ловушка: пока мы такого агрегата для артикуляции запроса не создали. У нас есть ряд инструментов: профессиональные стандарты, система дуального образования, инжиниринговые центры, которые мы создаем совместно с Минобрнауки в вузах. Но все это достаточно локальные инструменты. Я думаю, что способом формулирования и агрегирования стратегического запроса на кадры будет государственная информационная система промышленности. Когда мы ее предлагали и реализовали в Законе о промышленной политики, первая задача была оценка белых пятен в подготовке кадров на определенную перспективу».


Оливье Брешар, сооснователь Института экспериментальных исследований в сфере образования, аргументируя свое голосование за «человека», отметил, что сегодня во Франции начали говорить об образовании как рынке. Трансформация в сторону более делового подхода к образованию, по мнению Оливье Брешара, позволяет людям развивать свой бизнес, создавать новые возможности, и это не то же самое, что делали государства и крупные компании прежде: «Мы не можем быть уверены, какие потребности будут в экономики через определенное количеств лет. Но если можно создавать зоны, где активно развивается экономика, можно рассмотреть какие компании приходят в эти зоны, какие люди там работают, и чего они хотят. Я верю в более творческий подход как со стороны бизнеса, так и со стороны отдельных людей – больше чем в государства и крупные корпорации». При этом г-н Решар подчеркнул, что он считает каждого из участников, представленных в голосовании, будут играть определенную роль.

Ольга Голодец, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, в защиту своей позиции - голосования за «человека», сообщила, что в России есть серьезный разрыв между системой подготовки и ситуации на рынке: в банке вакансии 1 300 тыс. вакансий, а число безработных - 1 млн. И эти вакансии не замещаются безработными. Очень часто бизнес говорит о том, что им нужны рабочие руки, но взять их неоткуда: «Чтобы выпускники приходили работать, нужно работать не с теми, кто заканчивает обучение, а теми, кто только поступает. Запрос бизнеса важен, но не абсолютен. Сейчас превалирует тема запроса от человека. Если мы говорим о бизнесе, который меняет экономику, нашу среду, здесь импульс идет от реализации всех талантов человека, всех его способностей. Именно эти люди, которые создают новый бизнес, порождающий новые профессии, и становятся организаторами этого движения».


Саймон Бартли, президент WorldSkills International, предложил изменить формулировку «бизнес» на формулировку «работодатель», так как по мнению г-на Бартли, тогда мы будет говорить и о государстве, как крупнейшем работодателе: «Я считаю, что если мы хотим, чтобы общество откатилось в своем развитии назад, у нас нет другого пути, кроме как удовлетворить запрос бизнеса во всем, что касается кадров. Без бизнеса никакого сообщество не смогут иметь больницы, здравоохранение, образование, социальное обеспечение, оборону – все это оплачивается налогами предприятий и налогами работников. Это единственный источник государственного богатства. Бизнес также обязан готовить своих работников. И если наше государство станет на 10% прибыльнее, то есть эффективнее, им потребуется на 10% меньше налогов».


Роберт Свак, вице-президент международной сети по работе с клиентами и рынком PwC International, проинформировал о результатах исследования, которое недавно было проведено среди управляющих компаниями на тему удовлетворенности бизнеса квалификацией персонала. 73% управляющих компаниями считают, что подготовка специалистов - неудовлетворительная; 60% опрошенных считают, что это ответственность государства, которое должно занять четкую позицию в отношении образования; 48% считают, что государство с этим не справится, а еще 40 % говорят, что они сами готовы принять участие в обсуждении. По мнению Роберта Свака, единого ответа на вопрос дискуссии быть не может: «Я проголосовал за «человека»: если мы хотим, чтобы и государство, и бизнес объединились, и получили наилучший результат, выбор должен быть за человеком. Если мы будем игнорировать запросы молодого поколения, не будем прислушиваться к их требованиям, не предоставим им возможности получения образования того качества и в той форме, которая им интересна, мы получим поколение людей, которых не интересует исполнение ими обязательств, как трудоспособных граждан своих стран».

Владислав Бутенко, старший партнер и управляющий директор BCG, в защиту своей позиции «за государство», также привел результаты опроса среди 10 000 предпринимателей на тему: какие навыки людей, которых компании берут на работу, необходимы им для успешной конкуренции на рынке. Навыки разбили на три группы. Первая - это общеобразовательные навыки: математика, русский язык. Вторая группа – это надпрофессиональные навыки: коммуникация, командная работа, лидерство. Третья группа - черты характера. «Мы проранжировали страны по степени их удовлетворенности. У России гораздо лучше навыки общеобразовательные, и совсем плохо обстоят дела с такими навыками как лидерство, кооперация. Это означает, что российские компании должны компенсировать то, что люди вместе друг с другом плохо работают». По мнению Владислава Бутенко, вторая проблема в отношении запроса на кадры - это проблема оценки полученного результата заказчиком: «Сегодня у генерального директора горизонт работы в компании – 3-5 лет. Даже если он сделает запрос, он по истечении срока контракта не увидит результатов. Поэтому я считаю, что этим должно заниматься государство. Либо нужно изменить систему, где контракт генерального директора был длительным, как раньше было в Советском Союзе на системообразующих предприятиях».


Павел Лукша, профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, проголосовавший за человека, считает, что бизнес не способен полноценно формулировать запрос. Жизненный цикл технологий стремительно сокращается для всех отраслей. Поэтому тема профессионального обучения будет занимать 5-10 % от тех ключевых навыков, которые будут необходимы профессионалам будущего: «Мы будем вынуждены сменить до 20 карьер в течение жизни. Единственный, кто способен взять ответственность за долгосрочный заказ на навыки - это человек. К сожалению, большая часть навыков, которые нам будут нужны, в школах не преподаются. Например, творчество. Критический навык 21 века. Развивать этот навык в шаблонных системах образования невозможно. То же самое про кооперацию. Нужно чтобы люди больше сотрудничали, а они находятся в классе, где конкурируют между собой за хорошие оценки». По мнению Павла Лукши, есть навыки, которые вообще находятся вне поля зрения. Например, навык управления вниманием. Поэтому переход к горизонтальным системам, где человек сможет сам выбирать траекторию своего развития – это критически важный момент.


  • «Подготовка кадров: кто должен формулировать запрос?» - результаты голосования  

до дискуссии:

  • Государство - 21,6%
  • Бизнес - 54,9 %
  • Образовательные учреждения - 3,9%
  • Общественные движения - 2,0%
  • Наука и аналитические агентства - 7,8%
  • Сам человек - 9,8%

после дискуссии:

  • Подготовка кадров: кто должен формулировать запрос?
  • Государство - 15,9%
  • Бизнес - 40,1 %
  • Образовательные учреждения - 3,7%
  • Общественные движения - 3,7%
  • Наука и аналитические агентства - 6,1%
  • Сам человек - 30,5%

Видео