Мониторинг НПИ: Бизнесу смягчат административную ответственность за правонарушения в области таможенного дела

Распоряжением №1147-р от 22 июня 2015 года Правительство России внесло в Госдуму законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». По мнению законодателей, поправки позволят исключить неоднозначность описания диспозиций правонарушений, а также уточнить санкции действующей главы 16 Кодекса, которая регламентирует административные правонарушения в области таможенного дела.

«Данный документ стал результатом большой и сложной работы, проделанной ФТС России при участии представителей экспертного сообщества, - считает Сергей Гусев, сопредседатель Комитета по транспорту и таможне Ассоциации Европейского Бизнеса в России, эксперт рабочей группы «Совершенствование таможенного администрирования» Агентства стратегических инициатив. - Принятие законопроекта будет способствовать созданию более благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, что, по моему глубокому убеждению, найдёт своё отражение в рейтингах инвестиционной привлекательности Российской Федерации, которые будут сформированы по итогам 2016 года».

Так, по мнению экспертного сообщества, среди новелл законопроекта выделяются следующие нормы:

  • распространение на случаи, предусмотренные частью 1 статьи 16.2, возможности освобождения от административной ответственности при самостоятельном добровольном сообщении в таможенный орган сведений об административном правонарушении;

  • исключение административного наказания в виде конфискации из санкций, установленных за нарушения, предусмотренные частью 3 статьи 16.1, частью 2 статьи 16.2 и статьей 16.7 Кодекса. Так, по действующему законодательству в случае сообщения в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, их маркировке и наименовании при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза предусмотрены санкции не только в виде штрафов, но и полной конфискации товара. То же наказание пока еще ожидает тех участников внешнеэкономической деятельности, которые при таможенном декларировании товаров указали недостоверные сведения об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре ВЭД Таможенного союза, о стране происхождения, их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера;

  • дополнение санкций административным наказанием в виде предупреждения, применимым за совершение правонарушений по пяти формальным составам. Новелла учитывает инициативу предпринимательского сообщества о смягчении административной ответственности и назначении наказаний, соразмерных тяжести совершаемых правонарушений.

«Вместе с тем целый ряд проблемных положений законодательства об административной ответственности за нарушения таможенных правил не нашли своего решения в данном законопроекте, - продолжает Сергей Гусев. - В качестве примера таких несовершенных норм, требующих скорейшей корректировки, можно привести действующие формулировки диспозиций части 3 статьи 16.1, частей 1 и 2 статьи 16.2, части 3 статьи 16.12, статьи 16.15, а также формулировки условий, содержащихся в примечании 2 к статье 16.2. Все эти нормы должны быть «исправлены» в новом законопроекте, который готовится Федеральной таможенной службой во исполнение пункта 63 Плана законопроектной деятельности Правительства России на 2015 год».

Для справки:

Законопроект подготовлен ФТС России в соответствии с пунктом 71 «дорожной карты» «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденной распоряжением Правительства от 29 июня 2012 года №1125-р и реализуемой с участием Агентства стратегических инициатив.