Ближе к инвестору


В середине июня на Петербургском международном экономическом форуме федеральное Агентство стратегических инициатив (АСИ) презентовало первый нацио­нальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ

Результаты исследования буквально повергли в шок большинство руководителей регионов Сибирского федерального округа (СФО).

Оказалось, что инвестполитика восьми из 12 сибирских областей, краев и республик с трудом выдерживает критику. Клиентоориентированными по отношению к инвестору, по данным АСИ, можно назвать только Кемеровскую и Томскую области (см. таблицу). «Показатели, полученные в ходе опросов, свидетельствуют, что бизнес в Кемеровской области не перегружен проверками, имеется хорошая законодательная база местного уровня, предприниматели работают в контакте с регио­нальными органами власти. К этому должен стремиться каждый регион Сибири», - подчеркнул руководитель представительства АСИ в СФО Илья Воронов. Также неплохим можно назвать опыт работы с инвестором в Алтайском крае и Республике Хакасия. В федеральных же лидерах - исключительно «европейцы» во главе с Республикой Татарстан, Калужской и Белгородской областями. 

Сомневаясь в объективности многих выводов нацио­нального рейтинга, сибирские чиновники, тем не менее, планируют в короткие сроки улучшить практику работы с инвесторами. В помощь им АСИ обещает дать кейсы регионов-передовиков. «На основе значений лидеров будет сформирован сборник 50 лучших практик по каждому показателю с детальным описанием того, как внедрялись эти практики, какой командой, какими ресурсами, какие нормативные акты принимались», - обнадежил генеральный директор АСИ Андрей Никитин. 
  • Бизнес-опрос 
Формально рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах РФ - второй по счету, но по масштабу и глубине анализа, несомненно, первый. Если год назад специалисты АСИ исследовали состояние инвестиционного климата в 21 регионе (в Сибири приняли участие Томская область, Алтайский и Красноярский края), то в этом - уже 76 субъектов РФ. «Первоначально планировалось участие всех 85 регионов страны, но потом приняли решение убрать из рейтинга Крымский федеральный округ. Крым вошел в состав России не с начала 2014 года, поэтому данные исследования могли не отвечать реальной ситуации в регионах полу­острова. Также из рейтинга «вывалились» территории Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов, там просто не нашлось достаточного количества респондентов для оценки тех или иных показателей», - объясняет Илья Воронов. 

Каждый регион эксперты АСИ оценили по четырем ключевым направлениям: регуляторная среда (сроки и количество процедур для регистрации предприятий, получения разрешений на строительство, подключение к энергосетям); институты для бизнеса (эффективность работы механизмов господдержки бизнеса, степень административного давления); инфраструктура и ресурсы; поддержка малого предпринимательства. Всего 45 показателей, учитывающих качественные и количественные характеристики работы органов власти и удовлетворенность предпринимателей результатами взаимодействия с ними. По каждому показателю регионы получили оценку по шкале от А до Е. Источником информации являлись опросы представителей бизнеса и официальные данные статистики регио­нальных органов власти. Всего в стране опросили более 200 тысяч человек. 

В рейтинге получилось пять основных групп субъектов федерации. Первая - регионы-лидеры. Таковых всего пять. Вторая - регионы с комфортным ведением бизнеса, их - 24, включая Кемеровскую и Томскую области. А дальше - по нисходящей. Крупнейшие и богатейшие территории Сибири - Красноярский край и Иркутская область - угодили в аутсайдеры. И это удивительно, учитывая, например, что по абсолютному показателю объема инвестиций в основной капитал среди регионов СФО Иркутская область занимает второе место после Красноярского края, а по объему инвестиций на душу населения - четвертое после Красноярского края, Томской и Кемеровской областей. Этот регион находится на шестом месте в СФО по количеству малых предприятий. В 2014 году в Иркутской области зарегистрировано порядка 91 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, правда, вклад их в ВРП региона - всего 11%. 

«Рейтинг составлялся не на основе объективных статданных, а в результате опроса конкретных предпринимателей, большей частью - из торговли и сферы услуг, - отмечает исполняющий обязанности министра экономического развития Иркутской области Руслан Ким. - Понятно, что предприниматели, работающие в торговле, вряд ли будут посещать инвестиционный портал Иркутской области - им это без надобности. А потому на вопрос «как вы оцениваете данную позицию» вряд ли смогли бы ответить со знанием дела». 

«Рейтинг не отражает истинного положения вещей: место Иркутской области должно быть выше, - вторит главе регио­нального ведомства уполномоченный по защите прав предпринимателей Иркутской области Алексей Москаленко. - Дело в том, что многие позиции, которые оцениваются при подготовке рейтинга, зависят не от региона, а от федерального центра, и чтобы что-то изменить, необходимо корректировать федеральное законодательство. Процесс идет, но дело это небыстрое. А не изменив федеральное законодательство, ожидать каких-то существенных скачков по улучшению инвестиционного климата - бесполезно». 

По словам Ильи Воронова, вопросы к беспристрастности рейтингу звучат в каждом сибирском регионе, но он считает, что не об этом сейчас нужно думать властям. «Регионы задают вопросы, почему они оказались на том или ином месте, и, конечно, не согласны с результатами рейтинга. Многие просто не понимают методологию исследования. Подчеркиваю, рейтинг проводился непредвзято, объективно. Поэтому считаю, что главам регионов следует сосредоточиться не на борьбе за пересмотр результатов рейтинга, а на том, как бы они могли улучшить работу с инвесторами. Это конструктивно», - считает управленец АСИ. 
  • Наступили на хвост 
А оснований для недовольства у глав регионов более чем достаточно, причем не только работой составителей рейтинга из АСИ, но и своей собственной, а главное, своих подчиненных. Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий первым из своих сибирских коллег открыто и всесторонне обсудил с подчиненными результаты первого масштабного рейтинга инвестклимата в регионах. Этой теме он посвятил большую часть времени на последнем регио­нальном Совете по инвестициям. «То, что Новосибирская область вошла в IV группы из пяти, заняв 57 строчку в рейтинге - это крайне низкая позиция для нас», - убежден Городецкий. 

Рейтинг «вскрыл» 11 проблемных направлений в обеспечении благоприятного инвестиционного климата в Новосибирской области. 

Оказалось, что среднее время регистрации юрлиц в регионе составляет 12,5 дней, в то время как у регионов-лидеров - девять. Количество процедур, необходимых пройти бизнесмену для регистрации предприятия в сибирском регионе - пять, показатель лучших - четыре. «Удовлетворенность бизнеса работой регистрирующих органов крайне низкая. Прошу руководство управления федеральной налоговой службы тщательным образом спокойно проанализировать итоги рейтинга и принять необходимее меры», - призвал Городецкий. 

«Мне как руководителю, безусловно, неприятно получать оценку, что мы самые худшие в рейтинге по вопросам государственной регистрации. Безусловно, будем глубочайшим образом разбираться в ситуации, - заверил губернатора руководитель УФНС России по Новосибирской области Алексей Легостаев. - Хотя, если откровенно, я горжусь нашим регистрационным центром. Другой вопрос, что мы сегодня серьезно наступили на хвост организациям, которые живут за счет того, что кружатся вокруг регцентра федеральной налоговой службы, оказывая платные услуги. Мы же создаем ситуацию, когда можно прийти в регцентр и за пять дней бесплатно зарегистрировать любую организацию». 
  • Вдвое больше 
«Серьезным тормозом [развитию стройиндустрии в Новосибирской области] являются административные барьеры. Если по так называемому Виртуальному городу (соблюдение федерального закона) реализация инвестиционного проекта по строительству дома предполагает 48 административных процедур, то по факту новосибирские компании проходят 115. Сократите половину — и строить будут больше, а главное - быстрее. Ведь все мы понимаем, что на каждом временном этапе необходимо потратить определенную сумму денег. Более чем двухкратное увеличение процедур - это удорожание квадратного метра жилья», - так два года назад рассказывал о проблемах взаимодействия власти и бизнеса в сфере строительства в Новосибирске президент НП СРО «Строители Сибирского региона» Александр Савельев. Похоже, уже самим фактом обнародования рейтинг АСИ ведет к большей продуктивности сибирских чиновников и в сфере строительства. 

«Среднее время получения разрешения на строительство в Новосибирской области - 179 дней, это предполагает проведение 16 процедур. Лучшие практики страны - 79 дней и восемь процедур. Причем это в среднем! Поэтому нам необходимо оптимизировать все процедуры и сократить сроки вдвое. Считаю, что большие объемы строительства в регионе не могут быть оправданием больших сроков предоставления разрешающих документов», - убежден Владимир Городецкий. Впрочем, результат Новосибирской области - далеко не самый плохой в стране, в V группе рейтинга АСИ среднее время получения разрешения на строительство - 262 дня. В той или иной степени длительное согласование строительных проектов от идеи до ввода объектов в эксплуатацию - общая беда сибирских регионов. «Среднее время получения разрешений на строительство хоть и сократилось более чем на 133 дня по сравнению с 2013 годом, тем не менее, на фоне регионов-лидеров получить высоких оценок нам не удалось», - посетовал «Эксперту-Сибирь» начальник Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Николай Чиняков

Не все хорошо и со сроками подключения объектов к электросетям. Лучшее время в стране - чуть более 60 дней, в новосибирском регионе - 110 дней. «Опрос бизнеса показал, что предпринимательское сообщество не удовлетворено текущей ситуацией и воспринимает это как барьер на пути к развитию», - заключил Владимир Городецкий. 

При этом областные чиновники недо­умевают, как так получилось, что при «реальных» сроках регистрации прав собственности в 13 дней (данные регио­нального управления Росреестра), бизнес в ходе опроса указал, что период этот занимает 23 дня. «Прошу руководство управления разобраться, почему мы получили разницу аж в 10 дней», - обратился к Росреестру глава Новосибирской области. 
  • Подставка для ног 
В общении с АСИ предприниматели указали и на факты коррупции в органах власти. С чиновничьим вымогательством столкнулась каждая пятая компания, ведущая бизнес в Новосибирской области. При этом лучшая региональная практика - 13%, то есть, когда на чиновника-взяточника натыкается каждый седьмой-восьмой бизнесмен. Как рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей Новосибирской области Виктор Вязовых, высокий процент случаев коррупции при получении государственной услуги инвестором для него не новость. «В своей работе мы выявляем те системные нарушения, которые существуют. Много нарушений есть в плане подмены проверок всевозможными административными расследованиями. Методов у проверяющих инстанций много, при этом их количество не уменьшается. В среднем каждая серьезная проверяющая организация проводит от 10 до 15 тысяч проверочных мероприятий в течение года. Понятно, что такое количество проверок накладывает серьезную нагрузку на бизнес», - подчеркнул омбудсмен. 

О том, какие экзотические нарушения способны найти в работе компаний кон­тролирующие органы, Виктор Вязовых проиллюстрировал на конкретном примере. «Не так давно в ходе проверки Роспотребнадзор оштрафовал организацию, которая занималась продажей авиабилетов. Небольшой офис, пять рабочих мест, каждое оборудовано компьютером. Так вот, компанию оштрафовал за то, что на рабочих местах отсутствовали подставки для ног. Оказывается, есть такое требование в СНИПе. Я сначала не поверил, - вспоминает Виктор Вязовых. - Сделал запрос в Роспотребнадзор. Мне ответили, что действительно под каждым столом с компьютером должна быть подставка для ног определенной конфигурации и что в течение года они за это нарушение наказали семь организаций. Возникает первый вопрос: почему семь, а не 70 тысяч? Проверочная деятельность у нас ведется очень избирательно. И второй вопрос: почему из этих семи только один предприниматель догадался обратиться за защитой своих прав? Остальные просто промолчали. Поэтому ситуация в регионе на самом деле не такая безоблачная, которую нам хотелось бы здесь иметь». 

«Почему предприниматели не обращаются за защитой - мне понятно. У бизнеса нет доверия. Доверие это к себе мы и должны нарастить, - живо отреагировал на рассказ омбудсмена первый вице-губернатор Новосибирской области Владимир Знатков. - У меня тоже нет подставки, получается, меня тоже надо штрафовать. Такие вещи должны пресекаться, в том числе общественными сообществами». «Административное давление на бизнес должно быть снижено, количество проверок - минимизировано», - отрезал губернатор Городецкий. 

Правда, справедливости ради следует сказать, что не все плохо в Новосибирской области в работе с инвесторами. Рейтинг АСИ показал, что в регионе вполне успешна практика развития компаний малого и среднего бизнеса в сфере информационных технологий. 
  • Четырехкратное умножение 
Низкая оценка инвестиционного климата в сибирских регионах во многом базируется на весьма скромных количественных и качественных показателях проектов, которые реализуются на территориях. 

Вот какие цифры инвестиционной активности в Новосибирской области по итогам 2014 года привел губернатор Городецкий. Инвестиции в основной капитал в регионе составили 180 млрд руб­лей, или 20–25% от валового продукта, который производится на территории области. Это на 4,9% ниже уровня 2013 года. «Показатель инвестиций на душу населения в 2014 году составил 65,7 тысяч руб­лей, что в 1,4 раза ниже среднего уровня по России. По этому показателю мы занимаем 45 место в стране и шестое место - в СФО. В первую очередь это обусловлено несырьевой структурой нашей экономики», - объяснил глава региона. Больше всего капвложений бизнес инвестирует в Новосибирской области в приобретение машин и оборудования - 44%, и в строительство - 41%. Инвестиционно привлекательными остаются транспорт, связь и торговля. 

В 2014 году господдержку региона получили 24 инвестиционных проекта на общую сумму 660 млн руб­лей, из которых 530 млн руб­лей - налоговые льготы. Остальные средства - субсидии. «Поступления в консолидированный бюджет области от проектов, которым предоставлена господдержка, превысили 2,9 миллиарда руб­лей. Таким образом, каждый рубль господдержки обеспечил поступление более четырех руб­лей в бюджет региона», - пояснил губернатор Новосибирской области. 

Среди крупнейших проектов, реализованных в прошлом году в регионе, выделяются пять крупнейших. Это техперевооружение малотоннажного опытно-промышленного производства по переработке углеводородного сырья компанией «ВПК-Ойл» (1,6 млрд руб­лей); организация производства цементно-песчаных строительных смесей компанией «Геркулес-Сибирь» (600 млн руб­лей); строительство завода по производству крепких и слабоалкогольных напитков «Сибирским ликероводочным заводом» (1,1 млрд руб­лей); строительство второй очереди свинокомплекса «Кудряшовское» на 100 тыс. голов (2,9 млрд руб­лей), а также завершение первой очереди проекта по увеличению мощности производству мяса птицы - до 50 тыс. тонн в год «Новосибирской птицефабрики» (1,2 млрд руб­лей). 

Кроме этого, регио­нальный Совет по инвестициям в 2014 году посчитал достойными господдержки 12 новых инвест­проектов стоимостью около 60 млрд руб­лей. «Если мы посмотрим на консолидированный бюджет региона, то на 43–45% он складывается из налоговых поступлений от физлиц, то есть зависит от благосостояния населения. Значит, одна из основных задач власти - повышение доходов населения. Как это сделать? Конечно за счет новых современных производств. По-другому никак», - убежден председатель совета директоров Агентства инвестиционного развития Новосибирской области Николай Сурков. 
  • Не так очевидно 
Как и чиновники, эксперты разошлись в оценках объективности рейтинга и его значении для инвесторов реальных и потенциальных. «Рейтинг АСИ дает максимально объективную оценку качества работы с инвестором. Его методология тщательно анализировалась специалистами АСИ, Администрацией президента РФ и международными консультантами, поэтому возможность некорректного отражения, на мой взгляд, практически исключена. Думаю, что нам всем стоит очень серьезно относиться к его результатам и работе с этими результатами», - говорит руководитель Сибирского регио­нального центра КПМГ Денис Черников

Текущее положение ключевых сибирских регионов эксперт характеризует как вполне удовлетворительное: «Сибирским регионам важно понять, над какими конкретными проблемами нужно работать, чтобы улучшить свои позиции в будущем. Итоги рейтинга - это хорошая отправная точка для реализации системного подхода к улучшению инвестиционного климата регионов и, в конечном счете, росту показателей ВРП/ВВП регионов и страны в целом.

На мой взгляд, для сибирских регионов важно показать положительную динамику в рейтинге следующего года - это будет главным критерием успеха». Заместитель декана факультета государственного и муниципального управления Сибирского института управления - филиала РАНХиГС, к.э.н. Наталья Скорых придерживается иного взгляда на проведенное АСИ ранжирование. «Результаты рейтинга АСИ о состоянии инвестиционного климата в субъектах не вполне объективны, возможно, даже несколько политизированы, если рассматривать главную его цель как оценку эффективности усилий регио­нальных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса. Хорошо известно (и опросы инвесторов это подтверждают), что самым сложным вопросом для регионов в части привлечения инвестиций является развитие инфраструктуры, который даже если решается властями в настоящее время, имеет зависимость от исходного уровня ее развития. Практически все регионы СФО имеют слабую собственную финансовую базу, если говорить о бюджетных средствах и развитии банковского сектора, доступность ресурсов которого практически не зависит от регио­нальных властей. К тому же в условиях роста несбалансированности бюджетов регионов растет и их закредитованность, что сводит к «нулю» возможность финансовой поддержки как таковой, а соответственно и слабость сибирских регионов по направлению рейтинга «Поддержка малого предпринимательства», - резонно замечает эксперт. «

Считаю, что для части регионов СФО - республик Алтай, Тыва и Забайкальского края - положение в рейтинге обосновано. Однако не могу согласиться с позициями Новосибирской области и Красноярского края, которые объективно должны быть выше. Некоторое недоверие вызывает тот факт, что в 2014 году Красноярский край входил в группу лидеров рейтинга АСИ (занимал третье место. - Ред.), а в 2015 году занял только 61-е. При этом, по данным рейтингового агентства «Эксперт», по инвестклимату и Красноярский край, и Новосибирская область находятся на 21 и 24 позиции соответственно (группа 2В - «Средний потенциал - умеренный риск»), а по инвестиционному потенциалу еще выше - на 7 и 15 позиции», - подчеркивает Наталья Скорых. По ее словам, в Новосибирской области инвесторов привлекает наличие инновационной инфраструктуры (технопарк, промышленно-логистический парк, экспо-площадки), качественный человеческий потенциал, дифференцированная структура экономики, наличие пригодных для использования промышленно-производственных площадок, а также потребительский рынок мегаполиса. 

Говорить о том, что рейтинг АСИ стал эффективным инструментом для оценки инвестиционной привлекательности регионов для бизнеса - преж­девременно, считает аналитик инвестиционной компании ФИНАМ Антон Сороко. «Инвесторы не принимают решения на основе какого-то одного рейтинга, это всегда совокупность информации. Это и рейтинги стран, и рейтинги регионов, это и субъективная оценка, которую инвестор получает при знакомстве с регионом, его руководителем, а также бизнесом, который там уже есть. Всегда рейтинг - это второстепенный, но важный фактор», — объясняет аналитик. В то же время, рейтинг АСИ дает на­дежду бизнесу, что власть поработает над своими ошибками и улучшит инвестиционный климат на территории, оперативно реагируя на существующие проблемы, добавляет Сороко. «Знакомство с методикой составления и результатами рейтинга АСИ в доступном формате позволяет сделать вывод о том, что в большей степени он ориентирован на власть в силу низкой информативности и обоснованности для представителей бизнеса, непосредственно не участвующих в его формировании», - убеждена Наталья Скорых. 
  • «Мы сумеем»
 Проанализировав рейтинг и свое место в нем, чиновники сибирских регионов уже начали «засучивать рукава», чтобы через год показать результат лучше, - хотя бы перейти в группу повыше. Тем более что федеральный центр обещал предоставить в их распоряжение лучшие регио­нальные практики работы с инвесторами. «Сегодня нам не надо никого догонять. Мы не должны ставить себе задачу, что вот мы на 57 месте и в IV группе и надо обязательно кого-то догнать и перегнать. Нет, задача в другом. Мы должны переломить ситуацию недоверия бизнеса к институтам власти, и за год выйти с тем результатом, который бы нас всех устроил», - объяснил стратегическую задачу власти Владимир Знатков. 

Владимир Городецкий дал чиновникам срок на «разработку дорожных карт по улучшению показателей области» по каждому из 11 проблемных мест в работе с инвестором до 1 августа текущего года. «После этого будем проводить ежемесячные совещания по реализации этих дорожных карт. Думаю, мы сумеем те большие преимущества наши, которые есть, реализовать с помощью реакций на те сдерживающие моменты, которые в реальной ситуации сегодня существуют», - заявил глава региона. 

Впрочем, успех субъектов в работе над ошибками, по мнению экспертов, окажется значительным, только если те откажутся от стратегии «плестись» в фарватере лидеров, у которых есть отличные шансы для еще большего отрыва от аутсайдеров, а предложат принципиально новые, «совершенно инновационные» подходы к улучшению коммуникаций с бизнес-собществом. Власть должна думать не только о финансовом стимулировании притока капитала, но и о нефинансовых инструментах, которые позволили бы бизнесу чувствовать себя комфортно в том или ином регионе, не боясь, что им выпишут штраф за нарушение абсурдного и надуманного правила. «Думаю, что совместно с представителями предпринимательской среды стоит определить план действий по внедрению «Лучших управленческих практик». Для реализации данных инициатив стоит создать «проектный офис», который отвечал бы за конечный результат, с вовлечением профильных специалистов правительства области, предпринимателей, представителей АСИ и консультантов», — советует властям Денис Черников.