Национальный рейтинг инвестклимата показал, что власти Челябинской области не изменили отношения к малому бизнесу

Представители Агентства стратегических инициатив прокомментировали результаты региона в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. По итогам исследования, на которое опираются федеральные власти, оценивая эффективность работы чиновников на местах, и инвесторы, принимающие решение о заходе на ту или иную территорию, в 2015 году область улучшила три из четырех показателей замера. Но многие вопросы пока не снимаются.

  • Оценка чиновнику

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата - это проект Агентства стратегических инициатив. Сама инициатива принадлежит предпринимательскому сообществу, «большой четверке» - СПП, ТПП, Деловая Россия и Опора России. В пилотном режиме рейтинг замеряли в 2014 году, по его результатам были сделаны выводы, обучены региональные команды, и сегодня он составляется в полномасштабном объеме.

Исследование оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса и выявляет лучшие практики. А его результаты, по задумке АСИ, должны стимулировать конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне. В этот раз в составлении рейтинга участвовало 76 регионов, замеры проводились по 45 индикаторам, по стране было опрошено 230 тысяч респондентов.

Ключевым же проектом АСИ является региональный инвестиционный стандарт по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса. Стандарт включает 15 лучших инвестиционных практик, используемых наиболее экономически успешными регионами.

«Регионы, участвующие в исследовании, уже внедряют свои инвестиционные стандарты, и Челябинская область была одним из «пилотов», - напомнил Даниил Мазуровский, руководитель Представительства АСИ в УрФО. - Сейчас идет процесс мониторинга стандартов. Также осуществляется внедрение лучших муниципальных практик. В регионе они внедряются в Челябинске и в Миассе».

По словам Мазуровского, инициативы АСИ призваны улучшить инвестклимат на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном. «Мы можем придумать много умных документов, - сказал он, - но как это внедряется в реальности - главный вопрос. Чтобы это отмониторить, и был создан рейтинг. Заостряем внимание, что это рейтинг именно инвестиционного климата, где оцениваются усилия властей для создания комфортной деловой среды».

Руководитель Представительства АСИ в округе уточнил, что для понимания сути исследования надо развести два понятия: инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат. Первое - это более обширная категория, исходя из которой инвестор принимает решение о локализации своего бизнеса. А инвестклимат - лишь составляющая инвестиционной привлекательности, которая зависит от сегодняшней власти и дает ответ на вопрос: комфортно ли с ней работать в вопросах ведения бизнеса. К примеру, некоторые разрешительные процедуры в одном регионе быстры по срокам и малозатратны, а в другом - дольше, сложнее и дороже (к примеру, средний срок получения разрешения на строительство в Челябинской области составляет 154 дня, а в Свердловской - 139). Это и выясняли исследователи.

«Оценка региона осуществляется по четырем показателям: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы и поддержка малого предпринимательства, - поясняет Олег Дубровин, заместитель руководителя экспертной группы АСИ в Челябинской области. - Регион оценивается отдельными показателями и ранжируется по пяти группам. А - лучшая группа, Е - худшая. Данные для исследования формировались из статистической и фактической информации министерств и ведомств регионального уровня, а также информации, полученной путем опроса предпринимателей и экспертов (членов региональной Экспертной группы и экспертов из свободной выборки, полученной путем анализа системы СПАР)».

По итогам исследования, с 2014 года регион переместился с 3 во 2 категорию, заняв в рейтинге 28 место, и улучшил три показателя из четырех. Изменения по показателю «регуляторная среда» эксперты назвали прорывом - группа В, «институты для бизнеса» - С, «инфраструктура и ресурсы» - В, «поддержка малого предпринимательства» - Д.

«Мы понимаем, что огромные усилия здесь были приложены ФНС региона: вопросы эффективности процедуры регистрации предприятий из худших практик перешли на лучшие позиции, - комментирует Дубровин. - В регуляторной среде у нас большой потенциал. В целом, считаем, что другие показатели мы тоже сможем вывести на лидирующие позиции. Прогноз - дело неблагодарное, но в регионе идет поступательное движение к складыванию комфортных условий для бизнеса. Если бизнес чувствует, что условия меняются, - это, наверное, самое главное, что удалось сделать при составлении рейтинга и работе проектного офиса по внедрению стандарта АСИ (команда руководителей федеральных, региональных и муниципальных институтов власти - прим. ред.)».

  • «Давление правительства на муниципалитеты будет оказано...»

При этом составители рейтинга нисколько не сомневаются в объективности аналитики. Анкета для предпринимателей, участвующих в опросе, была достаточно концентрированная, узконаправленная, а вопросы были конкретными: сколько времени тратится на получение того или иного разрешения, сколько это стоит и так далее.

«В результате возникло понимание необходимости формирования пилотного проекта по совершенствованию процедур выдачи разрешений на строительство и постановки на кадастровый учет. Сейчас формируется программа, и предварительное согласие мы получили от представителей Челябинска, Златоуста Миасса и Красноармейского района. Считаем, что лучшая практика должна транслироваться на региональный уровень», - отметил Дмитрий Довженко, общественный представитель АСИ в Челябинской области.

В регионе в мероприятиях АСИ также изъявили желание участвовать Магнитогорск и Сатка.

«С точки зрения барьеров и отношения чиновников к развитию нового бизнеса пока получается, что для деловой среды в России комфортны Белгород, Калуга, Казань... - сослался на результаты Национального рейтинга Дмитрий Довженко. - Иностранные инвесторы также отслеживают состояние инвестиционного климата, решая, где проще разместить какие-то свои объекты. Наконец, рейтинг важен для федеральных властей, которые смотрят, насколько внедряются принятые стандарты и нормативы».

«Мы благодарны АСИ, что есть рейтинг, который помогает нам почувствовать среднюю температуру по больнице. В целом показатели нас радуют, и мы понимаем, что Челябинская область находится в комфортной зоне, - говорит Руслан Гаттаров, заместитель губернатора Челябинской области. - Но мы просели в рейтинге по малому и среднему бизнесу, и эта проблема сегодня ощущается. Мы умеем работать с крупным бизнесом, с крупными проектами, научились взаимодействовать с ними в рамках „одного окна“. Однако пока у нас нет системы работы с малыми предприятиями. Количество субъектов малого и среднего бизнеса в регионе - более 100 тысяч, поэтому сопровождать их в ручном режиме нельзя. Надо создавать систему. Климат - это когда везде тепло. И если мы будем сегодня четко соблюдать регламенты, не давая чиновникам возможности подхода „хочу дам-хочу не дам, хочу сделаю-хочу не сделаю“, тогда это будет система».

По словам Руслана Гаттарова, рейтинг АСИ - интегральный: «что-то зависит от федеральных властей, что-то от региональных, что-то от муниципальных». Но бизнесмену, уточняет замгубернатора, все равно: он считает, что власть — это губернатор и правительство области, поэтому исполнительная власть сегодня готова делить ответственность «с коллегами». В частности, уже есть договоренность о создании рабочей группы, куда войдут представители южноуральскх муниципалитетов - проблемных и тех, с кого можно брать пример.

«По-другому мы работать не будем, - сказал Гаттаров, - Мы не собираемся оставлять коллег-муниципалов один на один с их проблемами. Если есть желание, но нет возможности, будем вести с ними диалог в кабинетах правительства. Но, как в любой системе, здесь должно быть системное постоянное давление. И это давление правительства на муниципалитеты будет оказано. Это не значит, что мы будем бить их колотушкой по голове - мы будем готовы им помогать: рассказывать, как они могут получить лучшие практики, организовывать обучение и способствовать созданию правильных регламентов».

По мнению представителей АСИ, Челябинская область уже прошла все циклы проекта, и на сегодняшний день понимает, как работать над улучшением инвестиционного климата.

«Рейтинг - это же не самоцель, - заявил Даниил Мазуровский. - Это некий замер: как больному температуру меряют, а потом борются не с температурой, а с болезнью. Следующие шаги - это как раз улучшение климата в регионах. Первое, что сделает Агентство, - это систематизирует лучшие и худшие практики и предложит регионам комплекс мер по изменению ситуации. Кроме того, в сентябре-октябре мы проведем семинар для управленческих команд. Регионы будут впоследствии составлять свои «дорожные карты», и здесь мы настоятельно рекомендуем взаимодействовать с предпринимателями».