Председатель комитета по инвестициям Петербурга И.Бабюк: «Тенденция роста инвестиций в экономику города сохраняется»

Оптимизированная система «единого окна» для инвесторов с понедельника начинает работать в Петербурге. Она сформирована на базе городского комитета по инвестициям, который получил новые функции в рамках структурных изменений органов власти Петербурга, и призвана сделать механизм взаимодействия инвесторов с городом более простым, понятным и быстрым. 

О том, что представляет из себя система «единого окна», в чем ее преимущества, какие меры поддержки инвесторов действуют в городе, а также о перспективных городских проектах рассказала в интервью информационному агентству «Интерфакс Северо-Запад» председатель комитета Ирина Бабюк.

- Ирина Анатольевна, с начала августа в Петербурге функционирует обновленная система «единого окна» для инвесторов. Расскажите, в чем суть этой системы?

- Система «единого окна» создана, прежде всего, с целью обеспечения максимально комфортных, понятных и прозрачных условий взаимодействия бизнеса и органов власти в части реализации инвестиционных проектов. Для этого на базе нашего комитета объединены все функции, касающиеся работы с инвесторами. Ранее работу с инвесторами по своим направлениям также частично осуществляли другие комитеты администрации Петербурга, что приводило к дублированию некоторых процессов. Теперь инвестор, обратившись к специалистам фронт-офиса «единого окна», получает полный набор услуг по двум направлениям.

Первое направление связано с приемом документов от инвесторов для получения всех необходимых согласований в рамках инвестиционной деятельности, включая прием заявок на предоставление объектов недвижимости, находящихся в собственности Петербурга, для целей, связанных со строительством. Второе направление связано с оказанием консультационной поддержки и сопровождением инвестиционных проектов, включая осуществление технического надзора. Фронт-офис системы «единого окна» для инвесторов работает на улице Зодчего Росси, дом 1.

- Утвержден новый порядок предоставления инвесторам объектов недвижимости, находящихся в собственности Петербурга. Чем он отличается от прежнего?

- Новый порядок сокращает сроки прохождения процедур по предоставлению объектов недвижимости из государственной собственности. Так, например, решение о предоставлении участка целевым назначением принимается в течение 30 дней. Также важно отметить, что для отдельных проектов порядком предусмотрена возможность уменьшения платы за предоставление земельного участка путем установления ежегодной арендной платы в размере 1,5% кадастровой стоимости земельного участка. Льготная арендная ставка предусматривается для стратегических проектов Петербурга, в том числе реализующихся на основе государственно-частного партнерства, а также предоставляется при строительстве детских садов и школ, физкультурно-спортивных сооружений, медицинских лабораторий и станций скорой помощи.

Обновленное законодательство даст дополнительный стимул развитию приоритетных направлений экономики города, в том числе строительству объектов гостиничной инфраструктуры, для которых возможно предоставление земельных участков целевым назначением.

- Недавно в закон о стратегических инвесторах Петербурга были внесены изменения. Какие практические преимущества это дает бизнес-сообществу?

- Поправки в закон «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга» предусматривают снижение до 1,5 млрд рублей порога совокупного объема инвестирования в развитие здравоохранения, культуры, образования, физической культуры и спорта, науки и инновационной деятельности для присвоения инвестиционному проекту статуса стратегического проекта Петербурга. В соответствии с Земельным кодексом РФ статус стратегического проекта дает инвестору право на получение земельного участка целевым назначением.

- Ирина Анатольевна, на Петербургском международном экономическом форуме были озвучены результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в российских регионах. Санкт-Петербург значительно улучшил свои показатели и из пятой группы поднялся до второй. За счет чего этого удалось достичь?

- В этом году по итогам Национального рейтинга город показал лучшую динамику, поднявшись из пятой группы во вторую. После оглашения в мае 2014 года результатов первого, пилотного рейтинга, правительство Петербурга приняло ряд мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности города и качественное улучшение условий ведения бизнеса.

В частности, Петербург выполнил все 15 требований Национального инвестиционного стандарта, разработанного АСИ. Подготовлена и утверждена на уровне правительства «дорожная карта» по улучшению условий ведения бизнеса в городе. Данный документ направлен, прежде всего, на достижение целевых показателей по сокращению количества административных процедур и сроков их прохождения в сфере строительства и энергетики.

Работа в этом направлении уже ведется в рамках Штаба по снижению административных барьеров Петербурга. В результате проведенных за прошедший год мероприятий срок выполнения 17 процедур по сбору разрешительной и согласовательной документации для начала строительства в Петербурге уже сократился с 237 до 110 дней. Срок получения самого разрешения на строительство в настоящее время составляет 10 дней. В сфере подключения к энергоресурсам удалось сократить количество административных процедур с 7 до 3, а сроков их прохождения - со 192 до 90 дней.
Кроме того, ОАО «Ленэнерго» и ОАО «ПСК» обеспечена возможность выдачи проекта договора энергоснабжения по принципу «одного окна». Также с 1 января снижены налоги для ряда субъектов малого предпринимательства, объявлен мораторий на введение торгового сбора, предоставлен ряд льгот крупному и среднему бизнесу, пополняющему основные фонды и создающему высокотехнологичные рабочие места.

- Повлияли ли эти позитивные изменения на объем инвестиций в экономику Петербурга?

- Общая тенденция роста инвестиций в экономику города, которая наблюдалась последние 10 лет, сохраняется - об этом свидетельствуют статистические данные за первый квартал 2015 года. По данным Федеральной службы государственной статистики по Петербургу и Ленинградской области, объем инвестиций в основной капитал предприятий Петербурга в период с января по март составил 78,2 млрд рублей. Это на 5,3% больше, чем в первом квартале 2014 года. Рассчитываем, что положительная динамика будет наблюдаться и по итогам всего года.

- Не так давно вы посетили остров Новая Голландия - крупнейший инвестиционный проект в центре Петербурга. Как вы оцениваете ход его реализации?

- Инвестор проекта ООО «Новая Голландия Девелопмент» выполняет работы в соответствии с графиком. В частности, в настоящее время получено положительное заключение экспертизы проектной документации по первому этапу реализации проекта, который включает в себя строительство инженерных сетей, приспособление под современное использование Дома коменданта, а также создание парковой зоны. Кроме того, инвестором получено согласие КГИОП по проектной документации по приспособлению ансамбля на все очереди. Водоканал ведет работу по подключению острова к водоснабжению и водоотведению, которая будет полностью завершена в октябре 2015 года. Напомню, в соответствии с инвестиционным соглашением проект реновации Новой Голландии реализуется в шесть этапов до 2025 года. Для жителей города остров Новая Голландия будет открыт уже летом 2016 года.

- А на какой стадии проект по реновации Апраксина двора?

- Для реализации концепции преобразования квартала в центр культурной и досуговой жизни города и управления комплексом имущества, расположенного на данной территории, в настоящее время создается Управляющая компания со 100-процентным участием Петербурга. Планируется, что компания начнет свою работу уже в сентябре 2015 года и в ее деятельность будут вовлечены собственники объектов недвижимости Апраксина двора, что позволит проводить согласованную работу по реновации квартала. Вместе с тем ведется оптимизация финансовой модели проекта с целью повышения ее эффективности в новых экономических условиях.