Для регионов введут стандарт конкуренции

Разработанный Агентством стратегических инициатив (АСИ) «Стандарт развития конкуренции в субъектах РФ» не позволит губернаторам закрывать регионы от внешних инвесторов, прикрываясь лозунгами об импортозамещении. Доступ внешних инвесторов к региональному рынку станет основным критерием оценки работы местных властей, которые по распоряжению первого зампреда правительства РФ Игоря Шувалова должны будут создавать «здоровую рыночную среду на местах». Уровень конкурентности региона будут оценивать на предмет соответствия региональных показателей установкам стандарта.

Необходимость разработки стандарта конкуренции была вызвана тем, что политика местных чиновников выражает строгий протекционизм, то есть местные власти стараются не впускать на рынок новых инвесторов. Нечто подобное проявляется и в розыгрыше государственных тендеров: их обычно получают местные компании, что также ограничивает развитие регионов. Губернаторы под предлогом импортозамещения лишают внешние компании возможности участвовать в жизни региона.

Результаты наблюдений Центра макроэкономических исследований при правительственной Финансовой академии показывают, что до 80% регионов выстраивают режим регионального протекционизма. Это не дает внешним инвесторам присутствовать на рынке и серьезно ограничивает их возможности. Нездоровая обстановка в регионах вынуждает крупных финансовых игроков уводить капиталы из страны. При этом всё чаще звучат предложения легализовать региональный протекционизм, для того чтобы вывести региональную экономику из теневого режима.

Предлагать, какие регионы следует наказать санкциями, будут эксперты АСИ и Аналитический центр при правительстве после тщательного анализа, а утверждать будет правительство. Предполагается, что до марта 2016 года регионы смогут отчитаться за свою работу по созданию «здоровой конкурентной среды». Объективность и правдоподобность оценок по собственной работе субъектов будут отслеживать эксперты АСИ и Аналитического центра при правительстве РФ. По словам экспертов, уже на стадии подготовки материалов и документов ожидаются конфликты интересов между администрациями регионов и федеральными ведомствами, так как многие захотят «приукрасить цифры».

«Стандарт развития конкуренции» - это документ, целью которого является установление единого подхода для чиновников, отвечающих за развитие конкуренции на муниципальном и региональном уровнях.

«Стандарт» также содержит ряд мероприятий, которые будут способствовать развитию конкурентной среды на социально значимых рынках субъектов. Речь идет о рынке услуг дошкольного и дополнительного образования, детского отдыха и оздоровления, услуг в области медицины, культуры, ритейла, а также ЖКХ. Проект стартовал в шести пилотных регионах (Татарстан, Хабаровский край, Волгоградская, Нижегородская, Ульяновская области и Санкт-Петербург). В целом проект реализуется в рамках «дорожной карты» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденной правительством РФ в декабре 2012 года.

Начальник управления по конкурентной политике Аналитического центра при правительстве РФ Татьяна Радченко заявила «Известиям», что все документы по стандарту конкуренции должны быть собраны в марте-апреле 2016 года. Окончательные результаты и корректировка полученных данных будет завершена в мае-июне будущего года.

— Уже на этапе сбора мы ожидаем некоторые конфликты интересов между руководством субъектов регионов и федеральными ведомствами, — подчеркнула Радченко.

По мнению эксперта, многие из региональных властей захотят приукрасить реальность и остаться на хорошем счету в правительстве, при этом не открывая свои внутренние рынки для внешних инвесторов.

Ключевая роль в процессе сбора данных, по словам Радченко, будет принадлежать федеральным ведомствам.

— Для Федеральной антимонопольной службы (ФАС) очень важно способствовать региональной конкуренции, однако она не может создавать механизмы, которые заставляли бы регионы развивать конкуренцию на внутреннем рынке. Поэтому при сборе данных мы предоставим ей возможность составления своего комментария к отчету. Это даст четкое представление с учетом мнения всех сторон о том, что же происходит в регионах, — подчеркнула она, добавив, что итоговые отчеты будут направлены в Минэкономразвития, где и будут подводиться окончательные итоги.

Советник главы управления по конкурентной политике Аналитического центра при правительстве РФ Ксения Сухорукова отметила, что регионы будут отправлять свои отчеты в ФАС на основании данных своих муниципальных ведомств, которые смогут отчитаться о собственной проделанной работе в направлении соответствия стандарту развития конкуренции.

— Мы хотим провести вдумчивую оценку, для того чтобы представить реальную картину деятельности региональных властей по содействию развитию конкуренции. А потенциальный конфликт интересов между региональными правительствами, территориальными отделениями федеральных ведомств и бизнесом может только помочь выявить наиболее острые проблемы, — заявила Сухорукова.

Эксперты неоднозначно отреагировали на инициативу введения стандарта развития конкуренции.

Так, член Экспертного совета при правительстве РФ, старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков отметил, что стандарт не сможет эффективно работать по двум причинам. Первая — это низкий уровень исполнения указаний из федерального центра, вторая — ограниченность возможностей местных властей влиять на инвестиционную политику Москвы.

— Я сомневаюсь, что за все те годы, пока разрабатывался этот стандарт, ситуация в стране изменилась в лучшую сторону по части исполнения указаний. К тому же губернаторы в целях поддержки местных производителей будут заинтересованы идти навстречу исключительно крупным монополистам, — подчеркнул эксперт.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов положительно отреагировал на введение стандарта конкуренции.

— Рынок без конкуренции мгновенно превращается в поляну, где, подобно стаду бегемотов, пасутся монополии. Развитие конкуренции — именно та площадка, где государство должно прикладывать свои управленческие усилия, — завил «Известиям» уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей.

По мнению Бориса Титова, модель «стандарта развития конкуренции», которая была отработана в шести пилотных регионах, уже продемонстрировала свою состоятельность. Он также отметил, что в работе АСИ не было замечено «кабинетного творчества», так как агентство постоянно проводит «полевые испытания».