Минэнерго России разработало проект постановления об урегулировании отношений сетевых организаций с третьими лицами

Документ обсудила рабочая группа по повышению доступности энергетической инфраструктуры на площадке Агентства стратегических инициатив 25 декабря 2015 года. В проект внесены правки в Постановление Правительства РФ N861 от 27 декабря 2004 года, касающиеся порядка взаимодействия сетевых организаций с третьими лицами.

Участники рабочей группы – представители различных структур и ведомств энергетической отрасли - были едины в том, что необходимо повысить прозрачность и четкость процедуры технологического присоединения (ТП), определить обязанности третьих лиц, установить источник и порядок компенсации затрат на выполнение мероприятий на объектах третьих лиц. Однако подходы к реализации таких мероприятий разнятся.

По мнению ОАО «СО ЕЭС» и ПАО «Россети», на третьих лиц – в том числе, крупных потребителей – должна распространяться обязанность взаимодействовать с сетевой организацией.

В свою очередь Минэнерго РоссииФАС России и Минэкономразвития России считают введение такого обязательства избыточным. По мнению представителей Минэнерго России, между сетевой организацией и смежной сетевой организацией механизм урегулирования отношений уже предусмотрен Правилами технологического присоединения. Однако, в действующем законодательстве регулирование отношений носит односторонний и добровольный характер - обязанность третьих лиц взаимодействовать с сетевыми организациями законодательно не установлена. Категорический отказ третьих лиц на проведение каких-либо работ на своих объектах или затягивание сроков вынуждает сетевые организации прибегать к альтернативным техническим решениям, что приводит к удорожанию стоимости ТП.

«Действующая редакция правил охватывает не все случаи урегулирования отношений сетевых организаций с третьими лицами – в частности, «выпадают» наиболее частые, связанные с установкой систем противоаварийной автоматики на объектах третьих лиц. В новом документе есть поправки, направленные на решение этой проблемы, - отметил Михаил Масленин, консультант ПАО «ФСК ЕЭС», партнер ООО «Центр Инфраструктурных Исследований».

Отдельно эксперты обсудили вопрос упорядочения отношений между сетевой организацией и объектами генерации. Сегодня в этой части нет регламента, сетевые организации используют различные варианты и договорные конструкции по урегулированию таких отношений. Например, заключение с собственником договора компенсации – возмещения сетевой организацией затрат по выполнению работ на принадлежащих ему объектах и устройствах.

«В отрасли проблема с третьими лицами возникает в основном при урегулировании отношений смежных сетей и объектов генерации, - считает Александр Павлов, ведущий советник Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России. – Мы не против урегулирования отношений между сетевыми организациями и объектами генерации. Мы предлагаем более прозрачный порядок. Если раньше документ содержал общие положения, то сейчас проект поправок предлагает большую конкретику – с какими документами подаются заявки на ТП с третьими лицами, содержание технических условий, упоминание о сроках реализации таких мероприятий».

По итогам заседания в проект постановления будут внесены правки с учетом позиций всех членов рабочей группы. Напомним, что поправки в действующее Постановление Правительства предусмотрено этапом 3 пункта 39 «дорожной карты» «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», реализуемой с участием Агентства стратегических инициатив.

Справка

По данным ОАО «СО ЕЭС», из общего объема технических условий (ТУ) на ТП, согласованных Системным оператором с 2009 года до середины 2014 года, около 1400 ТУ включают необходимые мероприятия по строительству. При этом в 85,5% случаев в качестве третьего лица выступает сетевая смежная организация (как правило, филиалы ПАО «ФСК ЕЭС»), в 14% случаев – владелец объекта по производству электроэнергии и только в 0,5% (5 случаев) – потребитель, владеющий крупной подстанцией 110кВ и выше. По данным ПАО «Россети», доля договоров об осуществлении ТП, реализация которых требует выполнения мероприятий на объектах третьих лиц, составляет менее 5% от всех договоров, находящихся на исполнении.