Торговые представительства станут основными провайдерами интересов российских регионов за рубежом

5 декабря в Москве завершилась двухдневная конференция Агентства стратегических инициатив, Минэкономразвития России и газеты «Ведомости»: «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату. Новые ориентиры для регионов». Мероприятие проходило при поддержке Всемирного банка.

На заседании Государственного совета Российской Федерации в конце декабря 2012 года будут представлены результаты пилотного внедрения инвестиционного стандарта АСИ. 

Участники конференции обсудили эффективность мер стимулирования регионов по привлечению инвестиций и то, какие сложности возникают у региональных органов власти, которые уже внедряют инвестиционный стандарт. 

Результаты внедрения инвестиционного стандарта АСИ в пилотных регионах 

Сопредседатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Александр Галушка подчеркнул, что, несмотря на активность институтов развития, создание технопарков и бизнес-инкубаторов, привлекать инвестиции в регионы все еще достаточно сложно.

«Мы полгода назад в Казани обсуждали работу экспертных групп, когда сам бизнес оценивал работу органов государственной власти. Были такие регионы, где бизнес просто побаивался входить в эти экспертные группы, это - характеристика инвестклимата уже сама по себе. 

В одном регионе бизнес не постеснялся поставить неудовлетворительную оценку власти по одному из показателей, причем это была Калужская область, одна из передовых в плане инвестклимата. Это самое яркое свидетельство того, что в этой области благоприятный инвестклимат, поскольку бизнес не боится прямо указывать на недоработки власти. 

Спустя полгода руководство области по оценке бизнеса получило пятерку. Следовательно, там есть реальный диалог, власть слышит бизнес и реагирует на его замечания действенно и оперативно. Это очень показательный пример эффективности работы губернатора Калужской области», - рассказал Александр Галушка

Белоусов.jpg
Министр экономического развития Российской Федерации Андрей Белоусов отметил, что один из основных факторов успешности региона – проводимая политика по созданию благоприятных условий для предпринимательства, привлечению и сопровождению инвестиций. «Ключевая задача Стандарта - перестроить формат общения региональный властей и бизнеса, добиться того, чтобы они говорили на одном языке», - подчеркнул в своем выступлении министр. 

Торговые представительства - инструмент продвижения интересов российских регионов за рубежом

Андрей Белоусов также сообщил, что Минэкономразвития России планирует переформатировать работу своих торговых представительств, чтобы российские регионы могли использовать их как свои представительства за рубежом. В ходе конференции были подписаны соответствующие соглашения о сотрудничестве между Министерством и правительствами Волгоградской, Ярославской областей и Республикой Мордовия:
Фактически мы договорились о продвижении интересов субъектов Российской Федерации за рубежом. Для этого предоставляем в распоряжение все ресурсы, которые есть у Министерства. Это, прежде всего, система наших торговых представительств и возможности нашего центрального внешнеэкономического аппарата. Чтобы мы могли продемонстрировать свой потенциал на международном уровне, в тех странах, где проходят выставки и презентации, представить имеющиеся у нас проекты и преимущества
Белоусов Гериев.jpg
Особый акцент в своем выступлении министр сделал на развитии региональной инфраструктуры: 
Дороги и вообще инфраструктура - наши самые проблемные направления, накладывающие ограничения на инвестиционный процесс. В советское время вводилось 12 тысяч км. новых дорог в год, в 90-е – 5-6 тысяч, а сейчас – около двух. Неразвитость инфраструктуры – это потерянное время и потерянные инвестиции

Стандарт 2.0

Пироженко 10000.jpg
О непосредственных результатах пилотного внедрения инвестиционного стандарта рассказал директор по развитию партнерской сети АСИ Александр Пироженко
В процессе внедрения Стандарта приняли участие более 200 предпринимателей из 13 регионов. Есть практики, которые не вошли в Стандарт, но демонстрируют свою эффективность. Это, например, региональные специальные экономические зоны. Стандарт имеет достаточно гибкую структуру, и я уверен, что это требование мы сможем включить в новый проект «Стандарт 2.0»
Александр Пироженко также отметил, что в 2013 году начинает действовать новая система оценки региональной власти, и внедрение инвестиционного стандарта АСИ вошло в эту систему: 
В преддверии масштабирования результатов мы провели встречи с представителями Северного Кавказа, Крайнего Севера, скоро встречаемся на Дальнем Востоке, чтобы проговорить специфику внедрения Стандарта, определить особенности процесса в разных регионах страны
Позицию регионов озвучили глава администрации Липецкой области Олег Королёв и губернатор Калужской области Анатолий Артамонов.

Королев.jpg
Олег Королёв сообщил, что в течение последних 7 лет «в регионе сформирована логически завершенная, нормативно оформленная трехуровневая система создания и развития точек экономического роста, предлагающая инвестору выбор наилучших возможностей для размещения бизнеса». Она включает федеральную ОЭЗ «Липецк», региональные ОЭЗ и частные индустриальные парки. Инвестору предлагаются площадки, обеспеченные всей необходимой инфраструктурой. 

Анатолий Артамонов тоже отметил, что в его регионе большое внимание уделяется развитию инженерной инфраструктуры для будущих производств. В настоящее время на территории Калужской области функционируют 7 полноценных индустриальных парков общей площадью 3,4 тыс. гектаров. В регионе активно реализуется кластерная стратегия. Её ключевые направления - автопром, фармацевтика и логистика:
Одним из основных аспектов успешной инвестиционной деятельности в Калужской области является современная организация кадрового обеспечения резидентов индустриальных парков 
Кроме того, участники обсудили действующую в регионах практику разработки инвестиционных стратегий и взаимодействие властей, бизнеса и инфраструктурных монополий при разработке планов размещения объектов инфраструктуры. Как рассказала министр экономического развития Челябинской области Елена Мурзина, «основная проблема возникает с организацией работы по принципу единого окна, где предприниматели могли бы получить исчерпывающий объем услуг, в том числе по присоединению к инфраструктуре». 

Беляков.jpg
Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Сергей Беляков:
Разработка инвестиционных стратегий и планов размещения инфраструктурных объектов является ключевой составляющей регионального инвестиционного стандарта и требует максимальной синхронизации усилий региональных властей, инфраструктурных монополий и курирующих их федеральных ведомств

Корпорация развития – что это? 

Участники конференции также обсудили особенности и различия в подходах, организационных формах и механизмах формирования региональных специализированных организаций по привлечению инвестиций, а также эффективные решения по трансферу лучших практик и опыта соседних регионов. 

В дискуссии приняли участие заместитель руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Максим Акимов, курировавший ранее в должности калужского вице-губернатора создание и развитие областной корпорации развития, и представители корпораций развития Рязанской, Свердловской и Ульяновской областей.

Акимов.jpg

Основная функция региональных корпораций развития, по мнению участников обсуждения, заключается в создании и качественной «упаковке» готового для использования бизнесом продукта, включающего сети, инфраструктуру, логистику, финансовые решения и гарантии. 

Другая функция корпораций – профессиональное консультирование инвесторов по особенностям и условиям инвестиционного процесса в регионе, выработка ответственных рекомендаций для предпринимателей. 

НПИ как основа для институциональных трансформаций 

Управляющий директор ЕБРР по России Наталия Ханженкова представила результаты актуального опроса предприятий России по методологии «Обзора деловой конъюнктуры и работы предприятий» (BEEPS) за 2012 год. 

Опрос, проводимый ежегодно ЕБРР, Всемирным банком и ЦЭФИР, показывает, что, не смотря на изменения динамики инвестиций в стране, основные проблемы, с которыми сталкиваются бизнесмены, сохраняются из года в год. Это - высокие налоговые ставки и некачественное налоговое администрирование, коррупция, сложности с доступом к финансово-кредитным ресурсам, отсутствие квалифицированных кадров, несовершенство энергетической и транспортной инфраструктуры. 

Как отметили участники конференции, решения этих проблем сосредоточены в сфере институциональных изменений и преобразований, причем реализуемая АСИ «Национальная предпринимательская инициатива может и должна стать основой этих институциональных трансформаций».