Агентство
Об агентстве
Новости
Наблюдательный и экспертный совет
Команда
Наши лидеры
Жизнь в Агентстве
Закупки
Контакты
Противодействие коррупции
О сайте
Лидерам
Как получить поддержку своей инициативы? Гайд для лидеров
Подать проект на поддержку
Отбор практик «Технологии кадрового суверенитета»
Сервисы АСИ
Поддержка технологий и предпринимательства
Поддержка проектов развития внутреннего туризма
Путеводитель по маршрутам «Открой свою Россию»
Международное продвижение российских проектов (GoGlobal)
Истории успеха
Программа «Классная страна»
Программа «Туристические тропы России»
Сообщество инклюзивного бизнеса
Госуправленцам
Платформа лучших практик «Смартека»
Региональный дашборд
Национальный инвестиционный рейтинг
Национальная социальная инициатива (НСИ)
Рейтинг качества жизни
Национальная экологическая инициатива (НЭИ)
Адаптация регионов к изменениям климата
Вовлечение молодежи в развитие региона
Программа «Классная страна»
Программа «Новая миссия городов»
Городское развитие. Экспертное мнение
Атлас сервисно-инфраструктурных решений
Программа «Туристические тропы России»
Социально-экономическое проектирование
Горизонт 2040. Белая книга
Развитие креативной экономики
Партнерам и экспертам
Стать партнером или экспертом АСИ
Партнёрство с вузами
Партнерство для корпораций
Поддержка мероприятий
#страну_меняют_люди
Медиа
Пресс-служба
Медиа-материалы
Фото
Отчеты
Видеоархив
Библиотека
Агентство
Агентство
Наблюдательный и экспертный совет
Об агентстве
Об агентстве
Команда
Жизнь в Агентстве
О сайте
Новости
Наши лидеры
Закупки
Контакты
Противодействие коррупции
Медиа
Медиа
Медиа-материалы
Фото
Отчеты
Видеоархив
Библиотека
Лидерам
Лидерам
Подать проект на поддержку
Истории успеха
Сервисы АСИ
Инициативы АСИ
Инициативы АСИ
Поддержка проектов развития внутреннего туризма
Национальная социальная инициатива (НСИ)
Тиражирование лучших практик (Смартека)
Поддержка технологий и предпринимательства
Международное продвижение российских проектов (GoGlobal)
Гайд для лидеров
Смотрите также
Смотрите также
Агентству стратегических инициатив - 10 лет!
Госуправленцам
Госуправленцам
Региональный дашборд
Платформа обмена лучшими практиками «Смартеке»
Национальный инвестиционный рейтинг
Инициативы АСИ
Инициативы АСИ
Национальная социальная инициатива (НСИ)
Национальная экологическая инициатива (НЭИ)
Программа «Новая миссия городов»
Вовлечение молодежи в социально-экономическое развитие региона
Социально-экономическое проектирование
Социально-экономическое проектирование
Горизонт 2040. Белая книга
Развитие креативной экономики
Развитие креативной экономики
Сеть креативных пространств
Партнерам и экспертам
Партнерам и экспертам
Стать партнером или экспертом АСИ
Стать партнером или экспертом АСИ
Партнёрство с вузами
Партнерство для корпораций
Поддержка мероприятий
#страну_меняют_люди
Агентство
Наблюдательный и экспертный совет
Об агентстве
Команда
Жизнь в Агентстве
О сайте
Новости
Наши лидеры
Закупки
Контакты
Противодействие коррупции
Медиа
Медиа-материалы
Фото
Отчеты
Видеоархив
Библиотека
Лидерам
Подать проект на поддержку
Истории успеха
Сервисы АСИ
Инициативы АСИ
Поддержка проектов развития внутреннего туризма
Открой свою Россию!
Программа «Классная страна»
Программа «Туристические тропы России»
Развитие промышленного туризма
Национальная социальная инициатива (НСИ)
Открыто для всех :: Сообщество инклюзивного бизнеса
Тиражирование лучших практик (Смартека)
Поддержка технологий и предпринимательства
Международное продвижение российских проектов (GoGlobal)
Гайд для лидеров
Смотрите также
Агентству стратегических инициатив - 10 лет!
Госуправленцам
Региональный дашборд
Платформа обмена лучшими практиками «Смартеке»
Национальный инвестиционный рейтинг
Инициативы АСИ
Национальная социальная инициатива (НСИ)
Рейтинг качества жизни
Национальная экологическая инициатива (НЭИ)
Проектно-образовательная программа «Адаптация регионов России к изменениям климата»
Программа «Новая миссия городов»
Атлас сервисно-инфраструктурных решений
Технологии и практики разработки проектов комплексного развития городской среды. Экспертное мнение
Вовлечение молодежи в социально-экономическое развитие региона
Социально-экономическое проектирование
Горизонт 2040. Белая книга
Развитие креативной экономики
Сеть креативных пространств
Партнерам и экспертам
Стать партнером или экспертом АСИ
Партнёрство с вузами
Партнерство для корпораций
Поддержка мероприятий
#страну_меняют_люди
Загрузка...
АСИ ПОМОГАЕТ
Лидерам
Сообществам
Государству
АСИ ИНТЕРЕСУЕТСЯ
#третий_сектор
#дорожные_карты
#Лидерам
#Сообществам
#Государству
#инвестиционный_климат
#лучшие_практики
#наставничество
#энергетика
Все теги
АСИ РАЗВИВАЕТ
Качество жизни
Инвестиционный климат
Внутренний туризм
Доступную среду
Главная
Агентство
Новости АСИ
«При территориальном развитии нужно учитывать потребности производителя и возможности наших граждан перемещаться из одного экономического центра в другой»
20 февраля 2013
образование
человеческий капитал
городское развитие
регионам
Лидерам
местное самоуправление
В рамках Х Красноярского экономического форума (
КЭФ-2013
) состоялась дискуссия «Новые подходы к развитию агломераций: стратегии регионов».
В дискуссии приняли участие российские и зарубежные эксперты, представители органов федеральной и региональной власти, деловых и общественных организаций.
Открывая мероприятие, директор по развитию партнерской сети АСИ
Александр Пироженко
отметил:
Наша страна находится в тренде мирового развития агломераций. При этом у нас есть особенности, которые необходимо учитывать при определении политики федерального центра и регионов. Особенность заключатся в том, что основные ключевые экономические центры сформированы в советский период, в период плановой экономики и сейчас при рыночной экономике изменяются подходы, встает задача формирования территориального развития с учетом потребности производителя, а также возможности и желания наших граждан перемещаться из одного экономического центра в другой
Участники отметили, что в российском правовом поле отсутствует понятие агломераций, а их развитие связанно, прежде всего, с экономическими выгодами. Для стран с низкой плотностью населения, каковой является Россия, агломерации могут помочь снизить высокие издержки, обусловленные барьерами экономического расстояния и слаборазвитой инфраструктурой.
Заместитель Министра регионального развития Российской Федерации
Валерий Гаевский
подчеркнул, что руководство Министерства считает проект развития агломераций важным и актуальным для страны и сейчас организуется Межведомственная рабочая группа по социально-экономическому развитию городских агломераций.
В конце 2012 года уже состоялось ее установочное заседание. На конец марта запланирована конференция, посвященная обсуждению мер государственной поддержки развития городских агломераций в Российской Федерации.
Материалы
Комментарии участников дискуссии
Валерий Гаевский, заместитель Министра регионального развития Российской Федерации:
«Мировая экономическая система становится все менее устойчивой, потому интерес к пространственным закономерностям экономической деятельности и новым механизмам использования пространства усиливается. По мнению экспертов ООН, количество горожан к 2050 году вырастет в два раза и достигнет 6,4 млрд человек.
К 2015 году в мире прогнозируется формирование более 900 агломераций с численностью населения более 1 млн человек. И мы прекрасно понимаем, что такое «уплотнение» непременно скажется на экономических процессах.
Мы вполне понимаем, что создание агломераций крайне капиталоемкий процесс и без помощи федерального центра здесь никак не обойтись. Однако, развитие агломераций такой вопрос, где, как я уже упоминал, нам крайне важна инициатива от субъектов. Мы всячески будем ее поддерживать. Тем более, что диалог со стейк-холдерами должен организовываться на субъектовом уровне. Задача Министерства: институционально и методологически обеспечить этот процесс».
Михаил Грудинин, генеральный директор ОАО Российского института градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор»:
«Главное свойство агломерации как любой системы – это возникновение «системного эффекта» или «эмерджентности» (англ. emergence — возникновение, появление нового), который заключается в том, что система приобретает особые свойства, не присущие её подсистемам и блокам (целое - больше суммы своих частей).
Таким образом, агломерация более разумная, рациональная форма организации территории, которая подразумевает комплексное развитие территории города и пригородов, наилучшее и наиболее эффективное совместное использование территориальных и иных общих ресурсов агломерации.
В результате взаимодействия соседних муниципальных образований создается единое социально-экономическое и инвестиционное пространство с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, природно-экологическим каркасом».
Анатолий Цыкалов, Министр экономики и регионального развития Красноярского края:
«Красноярский край был выбран Минрегионом, совместно с ОЭСР в качестве пилотной площадки, на территории которой проводится территориальный обзор. Наш край является одним из крупнейших регионов, 2-й по площади в России, один из крупнейших в мире, и один из богатейших по природным ресурсам, по промышленному потенциалу. Наш ВРП уже превысил 1 трл рублей, мы динамично развиваемся и лидируем в СФО. Мы очень плотно работаем с иностранными компаниями, которые закупают продукцию, производимую на территории Красноярского края, так и с иностранными инвесторами, которые вкладывают средства в Край».
Вильям Томпсон, старший советник Департамента государственного управления и территориального развития ОЭСР:
«Любая стратегия регионального развития должна быть начата с не мобильных факторов. Когда я вижу, что уже в 20-м году главным конкурентным преимуществом Красноярского края должен стать человеческий капитал, я задаюсь вопросом – как и почему? Поскольку то, что здесь находится и не перемещается – это природные ресурсы, это Железногорск – там есть не мобильные активы. Это не значит, что регион должен остаться добытчиком ресурсов и экспортером. Основное конкурентное преимущество остается таким же и не стоит с ним бороться».
Андрей Шаронов, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики:
«Мне кажется, что надо быть честными и, обсуждая агломерации и все, что с ними связано, задавать вопросы, а что происходит с остальной территорией страны, с остальными поселениями. Если мы говорим, что у нас должна быть агломерационная политика, мы должны отвечать: каковы ее последствия для остальной части населения.
Сейчас мы работаем и над стратегией, и над мастер-планом, над генеральным планом города. И в стратегии мы попытались посмотреть на Москву с трех точек зрения: Москва для жителя, Москва для России и Москва для мира.
Вот здесь мы пытаемся раскрыть миссию Москвы, ее предназначение для всей России и для мира. И мы видим там большой смысл и основание для того, чтобы в Москву приходили ресурсы в виде инвестиций, в виде людей и это бы позитивно сказывалось на остальной России».
Михаил Кузовлев, президент-председатель правления ОАО «Банк Москвы»:
«С нашей точки зрения банки выполняют три функции для развития агломераций: увеличивают финансовые возможности городских властей, создают среду для комфортных расчетов, и дают инструменты контроля».
Алексей Праздничных, партнер ООО «Стратеджи Партнерс Групп»:
«В отличие от других российских агломераций, московская агломерация она находится в условиях международной конкуренции за ресурсы развития, конкурирует за предпринимателей, за таланты и за инвестиции.
Страна однозначно выиграет от того, что в России будет она, две, три конкурентоспособных в мировом масштабе агломераций.
Что должна сделать федеральная политика, чтобы в стране появилось несколько в международном формате городов, которые буду магнитом притягивать предпринимателей, таланты, новые идеи? И однозначно, ресурсов Москвы на это не хватит и поддержка федерального центра здесь необходима».
Павел Сигал, вице-президент НП «Опора России»:
«Сейчас идет стремительная деградация малого и среднего бизнеса, от малых населенных пунктов к большим. Бизнес вымывается из малых населенных пунктов. Из райцентров вымывается в областные, из областных с Москву. Процесс идет стремительно и он не управляем.
Поэтому, когда мы говорим, что процессы агломерации, процессы концентрации человеческих, профессиональных, финансовых и других ресурсов – это неизбежный процесс, мы должны понимать, что для России, если и дальше так будет идти, то останется лишь десяток агломераций и больше ничего не останется.
Если мы политику выстроим таким образом, что у нас города будут развиваться равномерно, если бизнес там будет закрепляться, если жизнь и средняя зарплата будет не хуже, чем в Москве, то тогда процесс будет управляемым».
Рафаэль Фаттахов, директор Института региональных исследований и проблем пространственного развития Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н., профессор:
«Я хотел бы обратить вот на какой момент внимание, почему нам все-таки нужно поддерживать Москву. Из 4-х основных этапов развития агломераций у нас на постиндустриальном этапе находится только Москва. Еще раз подчеркну, что все этапы и все типы агломераций в России уже сложились. Агломерации – это центры кластеров и кластеры образуют агломерацию».
Леонид Смирнягин, профессор географического факультета МГУ:
«У нас есть препятствия для агломерирования, в частности, огромная территория и ничтожное для такой территории кол-во городов. Все это грозит оскудением опорного каркаса расселения. Наш путь – союз муниципалитетов для решения общих проблем: среда, транспорт, охрана порядка и землепользование: по этим 4-м вещам и нужно координировать свои усилия.
Агломерации дают, прежде всего, социально-культурный эффект, а не экономический, потому что решают две таких парадоксальных задачи: вы можете сохранять перспективы жизни в среднем городе, без ужасов крупного города – отравленная среда, пробки и тому подобное, и пользоваться, тем не менее, инфраструктурой крупного города, типа Оперный театр.
Если действительно группируются города среднего размера, образуя единый рынок труда и единое поле трудовых и культурных поездок, эта совокупность, оставаясь средними городами, сможет содержать всю гамму услуг для людей.
У нас сейчас вызревает весь спектр территориальных образований, которые существуют в развитых странах, другое дело, что они почти единичны. Нам имеет смысл обращать внимание на то, что происходит на Западе и, судя по этому, с поправкой на нашу огромность, я думаю, что все у нас будет хорошо».
Александра Игнатьева, генеральный директор Союза российских городов:
«Не хотелось бы уходить в разговорах только лишь в территориальное планирование. Потому что, прежде всего агломерации – это экономическое обоснование возможности межмуниципального сотрудничества между определёнными городами. Мне бы хотелось, чтоб мы говорили о том, почему города хотят объединяться и почему им это нужно с точки зрения экономики».
Читайте также
27 марта 2024
Эксперты АСИ рассказали об оценке ущерба от климатических рисков в регионах
26 марта 2024
В топ-100 «Сильных идей для нового времени» вошли проекты по созданию новых зарядок для электромобилей и системы мониторинга отказов авиа...
26 марта 2024
Транзитное планирование: что это значит и почему оно важно в инклюзивном образовании
22 марта 2024
АСИ станет участником пилотного проекта по подготовке операторов и разработчиков дронов
энергоэффективность
изменение климата
регионам
Лидерам
идеи для нового времени
Следующая статья
Эксперты АСИ рассказали об оценке ущерба от климатических рисков в регионах