«Дети будут репродуктировать те деньги, которые в них вложены, и приносить пользу обществу»

Как при помощи стелек для обуви можно помочь слабовидящим людям ориентироваться в городе, что должно откладываться на подкорке сознания у детей, какой должна быть реформа школы, почему формулы по физике и химии висят в пустоте и что такое хедж-фонд с криптовалютой - на все эти вопросы знает ответ Александр Ивануна, ученик 11 класса из Москвы, участник проектной смены Артека «Городское пространство будущего для развития детей». А еще он уверен, что роботы не смогут заменить друзей, а школьные учителя иногда «достают».

Об этом и еще много чего интересного рассказал Александр в интервью редакции сайта АСИ.

Как тебе в Артеке?

- Я мечтал сюда приехать после того, как побывал в Орленке. Теперь я в Артеке - самом крутом лагере, который есть в России. Я приехал сюда по путевке от АСИ после того, как написал эссе.

- Расскажи, о чем оно?

Я предложил создать техническое устройство для улучшения жизни людей с проблемами по зрению. Это, конечно, не проект, а техническая идея - часы и стельки, которые будут связаны между собой и смогут координировать передвижение человека с функцией навигации по городу. Часы подключены к интернету или в них закачана карта. По их сигналу стельки могут вибрировать в разных частях и ориентировать стопу в нужном направлении.

- А эта идея вообще в принципе реализуема?

Да, конечно. В США уже есть подобные стартапы - разработки такой технологии, только они не ориентированы на людей с ограниченными возможностями здоровья.

Ну тогда конкретный вопрос – кто и когда их сможет создать у нас?

- Это крупный финансовый проект, который требует больших вложений. Найти инвестора или привлечь деньги через краудфандинг – это нереально.

Значит это проект будущего. Каким ты его видишь, наше будущее?

- Для мня – радостным.

Как ты понимаешь задачу, которую перед вами поставили здесь – проектировать городское пространство будущего для развития детей? Не считаешь ли ты, что это некая дискриминация по отношению ко взрослым?

- Развитие детей – это вклад в будущее. Дальше они будут репродуктировать те деньги, которые в них вложены, и приносить пользу обществу. А вкладывать деньги во взрослых людей как в финансовый проект, это опасно – большая часть жизни уже прожита и неизвестно, сколько они еще проживут.

Вчера у вас была задача сформировать пул проблем, которые существуют в нашем обществе. Какие из них ты ощущаешь на себе?

- Это проблемы безопасности – плохие компании с девиантным поведением детей (алкоголь, курение) и интернет - безграничный доступ к информации, которая может навредить детям. Многие не понимают этого и ограничить себя не могут, защиты у них от этой опасности нет.

Если бы у тебя были неограниченные возможности, какую из глобальных проблем, ты решил в первую очередь?

- В России так получилось, что развит только центр, в Москве и нескольких крупных городах федерального значения люди живут относительно хорошо. Остальные регионы не развиты – ни инфраструктуры, ничего нет. Я сам был в таких городах, если посмотреть на зарплату, условия проживания - я не понимаю, как там люди выживают. Особенно тяжело приходится молодым людям, которые уже окончили вузы. Они не могут жить на деньги родителей - это должно быть стыдно. Поэтому многие едут в столицу, но это тоже не дело, столица – не резиновая.


Ты всемогущий – реши эту проблему.

- Во-первых, начнем с инфраструктуры – дороги, комфортная среда, банально – просто чистота. Здесь, конечно, нужно смотреть на Европу, как там все это реализовано – все убрано, красиво, парки, зелень.

Еще нужно обеспечить всех рабочими местами с хорошей оплатой труда. В городах должны быть филиалы крупных компаний. Между городами должно быть хорошее сообщение – дороги, коммуникации.

Второе – нужно поднять уровень образования и сознания молодого поколения. Тот же мусор – нужно прививать навык убирать за собой, создавать вокруг чистое пространство. Это не должен быть отдельный предмет в школах по чистоплотности, это должно постепенно и системно откладываться на подкорке сознания - это мой город, мы в нем живем, зачем нам его засорять. 

На это также должна повлиять и семья, но нужно отталкиваться от того, что нынешнее поколение родителей несознательное, поэтому их детей могут обучить только в школе. А вот когда эти дети вырастут и станут сознательным поколением родителей, тогда их детей уже сможет учить семья. И чтобы это закрепить, должно пройти несколько поколений.

И конечно, самая большая беда России – коррупция. Если я всемогущий – ее надо убрать.

Я вижу, ты серьезный реформатор, поговорим об образовании. Каким оно должно быть сегодня, чтобы успеть за будущим? Говорят, будущее уже здесь.

- Качество образования у нас, мне лично, не нравится. Материал на уроках нужно давать через диалог учителя с ребятами. Классы должны быть не большие, как сейчас, а маленькие группы. Программа должна быть построена на межпредметных связях. Вот, например, меня учат физике и химии, но я практического применения этих знаний не вижу вообще. Просто это набор формул, который висит в пустоте, никак не связан с реальностью, поэтому дети и не учат их. А сегодня нужны межпредметные компетенции.

Может стоит это обсудить с руководителем московского образования? Ты знаешь его?

- Нет.

Его зовут Исаак Иосифович Калина. Как думаешь пустят тебя к нему?

Пустить-то пустят, только реформирование образования очень длительный процесс. Во-первых, нужно просчитать экономическую целесообразность и эффективность этих изменений, хотя, я убежден, что это эффективно. Во-вторых, чтобы провести такую реформу, нужно принять множество законов, которые должны пройти несколько чтений и согласований в Думе. Это очень глобальные изменения, а бюрократический процесс может помешать этому.

Ты чувствуешь в себе потенциал, чтобы решать такие задачи сейчас, в будущем?

- Потенциал у меня есть, но в политику я идти не хочу.

Ты бы хотел, чтобы у тебя был друг робот?

- Нет, не хочу. Мне нравится общение с живыми людьми, они все разные. Искусственный интеллект не настолько развит, чтобы заменить мышление человека. Если брать идеальную картину, что интеллект стал таким же, как человеческий, то это было бы прикольно, но всех друзей заменять роботами я бы не стал, ну пару, может быть. Дружба дает общение, эмоции, робот не сможет это заменить.

Какое занятие для себя определил главным в жизни?

- Финансы. Я уже сейчас начал заниматься тем, что приносит мне доход. Это небольшие проекты, например, арбитраж трафика - связано с рекламой в соцсетях. Сейчас вот вернусь из лагеря, есть идеи проектов покрупнее, но все будет зависеть от инвестиций, которые придется привлекать.

В будущем мой крупный проект будет связан с хедж-фондом, который оборачивает миллиарды долларов на фондовой бирже. Акции – дело прикольное, но сейчас меня больше интересует криптовалюта. В этом году я смотрел их котировки, они растут глобально. Поэтому в перспективе, возможно, буду делать хедж-фонд с криптовалютой.

Ты относишь себя к большинству?

- Нет, я не большинство.

Почему?

- Я думаю о своем будущем, делаю его сегодня, а большинство моих сверстников даже не задумываются об этом.

Александр, продолжи фразы.

Мои друзья - самое крутое, что у меня есть.

Я никогда не сделаю того, что меня опозорит, обесчестит или дискредитирует в каком-то формате.

Вместе с родителями я провожу много времени.

Иногда школьные учителя достают.