Наталья Москвитина, победитель форума «Сильные идеи для нового времени», предлагает внедрить по всей стране комплексную программу «Здравствуй, мама», направленную на снижение числа абортов. В рамках проекта АСИ «Страну меняют люди» Наталья рассказала об обучении врачей этике общения с беременными женщинами, необходимости создания комфортной атмосферы в поликлиниках и важности поддержки мамы с ребёнком, особенно в первые дни после рождения.
Вокруг же очень много советчиков, которые говорят, что ещё не время, не те условия, не тот возраст, и так далее. Женщине, которая просто хочет родить ребёнка, может быть тяжело в этом ориентироваться. По статистике ВОЗ, Россия вышла на первое место в мире по количеству абортов на количество рождённых. Сейчас каждая вторая беременность прерывается, к сожалению. Так что первое, что нужно сделать — это, конечно, просто оградить женщину от ненужных советов.
Проект начался с того, что я сама столкнулась с направлением на аборт. У меня четверо детей и каждый раз были веские аргументы врачей, которые советовали прервать беременность. Например, говорили, что у ребёнка не бьётся сердце. Но я — дочка акушер-гинеколога и по образованию журналист. Склонить меня к аборту оказалась не так просто. В итоге я пролежала две недели в отделении патологии беременности. Дочке сейчас 17 лет.
Я всегда хотела большую семью, много детей. Когда я родила второго ребёнка, то через пять месяцев снова забеременела. Врач сказала: не время рожать, отдохни. Это было ужасно: пришлось на её аргументы придумывать контраргументы. Тогда я подумала, что было бы здорово создать женское сообщество для тех, кто не считает аборт нормой. Чтобы было на что опереться, когда приходишь к врачу или говоришь своим близким, что не будешь прерывать беременность.Уже через полгода я пошла регистрировать фонд в Минюст. Сейчас фонду уже 7 лет, у нас есть все виды поддержки: юристы, психологи, гинекологи, продуктовая помощь, горячая линия… Полтора года назад мы внутри фонда запустили проект «Здравствуй, мама».— Расскажете?— Изучая проблему, почему женщина решается на прерывание беременности, мы поняли, что для женщины есть три лидера мнения по этой теме: отец ребёнка, собственная мать и врач. До матери женщины, потенциальной бабушки, и до отца ребёнка очень сложно достучаться, а до врача — реально. Причём врач часто воспринимается как профессионал, который плохого не посоветует. Мы опросили три тысячи женщин: и тех, которые прервали беременность, и тех, которые сохранили — что они слышали от своего врача?
Мы разработали скрипты, как должен себя вести врач, что он должен говорить, что он не должен говорить и что он при этом должен делать. Врачи подвержены сильному выгоранию, у них нет сил самим придумывать, как и что говорить. Наш скрипт занимает у врача всего 60-100 секунд, потому что мы понимаем, что всего есть чуть больше 10 минут на прием.
Документ внедрили указом министра здравоохранения на уровне региона, и — самое главное — привезли специалистов, которые всех врачей республики Мордовия переобучили. Всех абсолютно, начиная от заведующих, от главных врачей до линейных. Это длилось полтора года. При этом первые результаты мы увидели чуть меньше, чем через 9 месяцев: число абортов снизилось сначала на 36%. За год — на 42%.
Мы решили показать беременной сразу все инструменты поддержки. Она на приёме получает буклет от врача со всеми видами помощи на региональном уровне, на федеральном уровне, от местных некоммерческих организаций, от бизнеса, от русской православной церкви...
Когда женщина рожает, в роддоме ей ещё вручается коробка со всем необходимым для ребёнка на первое время. Причём вещи отшиваем в том же регионе, куда заходит проект, то есть деньги региона остаются там же.
Мы даже слоган запустили: «Мы рядом все 9 месяцев и даже больше». Мы ведём женщину до трёх лет ребёнка. Если женщина родила, то мы работаем на предупреждение послеродовой депрессии. Если женщина сделала аборт, мы её не бросаем, психологи с ней тоже работают.
— Сколько сейчас регионов в проекте?
— Девять точно и ещё три в процессе. Мы отдельно работаем с каждым регионом, который заходит в проект. Например, Липецк хочет только отремонтировать кабинеты врачей. Атмосфера в них часто не соответствует ДНК проекта, ремонт был сделан еще в советское время — покосившаяся ширма, старый рукомойник, стены, побеленные до середины. В такое место не хочется возвращаться за вторым, за третьим ребёнком.
Мы придумали бюджетный вариант дизайна кабинета, опросив несколько тысяч женщин. Они сказали, что хотят домашнюю атмосферу: например, не холодный белый кафель, а дерево. При этом есть же СанПиН с определёнными правилами. Так что мы предложили положить на полу кафель под дерево. А ещё сделали новую перегородку. Не передвижную ширму, а стационарную конструкцию с матовым стеклом, непрозрачную, которая зонирует кабинет и защищает женщину от внезапно зашедших пациентов.
Если резюмировать — мы обратили внимание на беременную женщину, сняв её страхи и уязвимости на разных этапах с помощью разных инструментов. Сейчас хотим выйти на федеральный уровень. У нас проблема только с финансированием. Каждый регион спрашивает, есть ли у проекта со-финансирование. Мы как фонд даём его и берём на себя определённые обязательства, но если делать так во всех регионах — есть риск, что деньги фонда закончатся быстрее, чем закончатся регионы. Мне бы очень хотелось увидеть ещё соратников в этом благородном деле, кто будет двигаться с нами, помогать нам.
— Что дальше?— С сентября наша горячая линия (8 800 200-04-92) становится государственой антиабортной линией и в рамках нацпроектов стартует масштабная информационная кампания против абортов. Кроме того, мы успешно защитили проект Минздраву Российской Федерации по порталу государственных услуг для беременных, и сейчас активно работаем над его реализацией. Один из регионов уже выразил готовность присоединиться к этому проекту на уровне министерства цифровой информации.К весне следующего года в Мордовии планируется проведение национального форума медицинского сообщества, посвященного переосмыслению философии заботы о беременных. Надеемся обучить специалистов из разных регионов нашей методике. Такие мероприятия на федеральном и региональном уровне говорят о высоком интересе различных ведомств, министерств, общественных организаций, бизнеса, русской православной церкви и других религиозных объединений по теме защиты жизни до рождения. Я рада видеть, что страна обращает внимание на значимость жизни до рождения, и надеемся, что благодаря нашим усилиям больше детей будет рождаться в России.— Может ли аборт быть добром?— Нет. Я в этом уверена, ничуть не сомневаюсь, не кривлю душой. Я считаю, что аборт никогда не сделает женщину счастливой.Для женщины материнская реализация идёт на первом месте, или по крайней мере на равных с карьерной. Я не могу сказать, что женщине нужно только рожать, или только делать карьеру. Всё-таки женщина может делать это одновременно. Но она совершенно точно будет более счастлива, если у неё будет ребёнок.— Было ли выгорание у вас за семь лет работы фонда?— У моих сотрудников было. Всё же при работе с такой темой нужно иметь очень сильный стимул внутри. Для меня это молитва. Бывают очень тяжёлые моменты, тогда я просто приезжаю в храм и молюсь. Обычно каждое воскресенье я в храме на литургии. Поэтому выгорания нет. Бог помогает.