Дарья Токарева, победитель форума «Сильные идеи для нового времени», предлагает сформировать механизмы предоставления государственных грантов на научно-исследовательские работы и разработку новых технологий в области переработки отходов, а также производство продукции с вовлечением вторичных ресурсов.
В рамках проекта АСИ «Страну меняют люди» Дарья рассказала, как переработать отходы, которые сейчас никто не перерабатывает, чему можно научиться у грибов, и поделилась мечтой: построить будущее с замкнутым циклом экономики.
Сейчас с отходами по всему миру поступают просто: либо захоранивают, либо сжигают. Мы хотим приблизить решение проблемы мусорного кризиса, который негативно влияет на наше здоровье, здоровье наших близких и будущее наших детей.
Мы скармливаем грибам отходы, утилизация которых сейчас нерентабельна или невозможна, и выращиваем изделия: мебель, функциональные вещи, строительные материалы.
Технология максимально простая. Нам не нужно сортировать мусор. Мы придаем форму своей продукции сразу: ничего не клеим, не прессуем и не используем эпоксидку.
Мы измельчаем отходы, смешиваем с грибами — авторскими, уникальными штаммами. Получается пюреобразная масса. Ее мы укладываем в производственную форму — прямо как когда выпекаем тортики. Грибы, питаясь мусором, разрастаются и эту форму собой заполняют. Через 5 дней абажур, визитница или строительный блок готов. По стоимости наши изделия в 2-7 раз ниже аналогов на рынке.
— А откуда берёте отходы? — Наши клиенты отдают нам свои отходы. С одной стороны, потому что это помогает поддерживать их экологический имидж, с другой — из-за конкурентоспособной цены. Мы уверены, что экономика будущего — это экономика замкнутого цикла. То, что сегодня считается мусором, на самом деле — ценное сырье. Это ресурсы, которые могут быть возвращены в производство и использованы для создания чего-то нового и замечательного. Но чтобы приблизить эту «экономику будущего», нужно ликвидировать экологическую безграмотность. Объяснить простым человеческим языком всем и сразу, почему экологично жить — жить лучше, жить с комфортом. Потом: награждать тех, кто решил, что будет меняться в лучшую сторону для планеты. Например, предоставлять налоговые льготы.
— Нужно ли наказывать тех, кто будет продолжать вредить природе?
— Если подумать, сейчас во всех отраслях, когда ты плохо делаешь что-то, тебя наказывают деньгами, временем. Это происходит само собой и не всегда нуждается в санкциях со стороны государства. Но вред природе — это в первую очередь вред, конечно, обществу и каждому отдельно взятому человеку. Тут встает вопрос уже о публичном интересе и социальной ответственности. Если компания выкидывают свои отходы в озеро, то люди, которые живут вокруг него, будут страдать, болеть и умирать. За это надо наказывать.
— Кстати, название SPAWN не связано с супергероем?
— Нет, я узнала о нем только после создания компании.
Я выбрала это название, потому что оно абсолютно отражает смысл того, чем мы занимаемся. «Spawn» — это грибница. Другое, хорошо известное, например, геймерам значение слова «spawn» — перерождение.
Мы с помощью грибницы перерождаем отходы в новые изделия и перерождаем отношение к мусору, показываем, что мусор — это сырье, которое можно использовать и на котором можно зарабатывать. Что это, если не полный SPAWN?
— Какой был самый тяжелый период за время существования компании?
— Мы начали зарабатывать на нашей технологии с 2023 года, а до этого, в течение полутора лет, вкладывали свои собственные деньги. У нас не было ни грантов, ничего. Это было самое тяжелое время, время неопределенности. Мы не знали, сколько ещё времени потребуется для доработки технологии, где взять денег на аренду лаборатории... В какой-то момент мне даже пришлось брать кредиты.
Сейчас, к счастью, у нас более стабильная ситуация. В 2023 году планируем упаковать и масштабировать нашу технологию, а в начале 2024 года — открыть первый завод и перейти к другой модели работы: когда мы разработаем каталог продукции и начнем потоковое производство, а заказчики смогут выбирать из широкого ассортимента товаров. Далее, до 2027 года, в планах выход на международные рынки: в страны СНГ, Италию, Вьетнам, Индию и Китай.
— Почему вам так важно заниматься этим?
— Мне это идеологически близко. В сферу экологического активизма и устойчивого развития я пришла задолго до того, как основала этот проект. Я участвовала в экологических движениях и вела (курировала) просветительские проекты. На некоторых неэкологичных проектах, где я как промышленный дизайнер участвовала в разработке продукции, я видела, как внутри заводов происходят убийственные для природы процессы, как компании жертвуют, если говорить прямо, будущим человека на Земле ради сиюминутной выгоды. Мне это не нравилось. Какое-то время я была уверена, что перееду в Европу, где всё, как я думала, более экологично и просто, но потом я поработала там год и осознала: весь мир заслуживает лучшего, и Россия — тоже. Мне есть над чем работать в своей стране. Так появилась идея создать SPAWN.
— Но это же зависит не только от вас.
— Нельзя сидеть и ничего не делать. Мы настаиваем на том, что маленький вклад каждого приведет к большим переменам для всех.
Нужно потихоньку, по возможности, создавать удобные, более экологичные альтернативы для неэкологичных действий и привычных нам сценариев. Например, мы ведь не заставляем никого отказываться от одноразовой посуды совсем. Мы предлагаем просто собрать её и отдать нам, а мы сделаем кресло или утеплитель. Такой подход помогает распространять осознанность в области экологии и сделать эко-осознанный образ жизни комфортнее.
А еще — важно говорить про проблему. Один человек может рассказать о проблеме трём, трое эко-активных — десяти и так далее, и так далее, и так далее. Пойдет цепная реакция, кто-то станет ответственнее относиться к покупкам, а кто-то вдохновится и создаст уже свой стартап.
— За годы взаимодействия с грибами — чему вы у них научились?
— Молчанию.
Грибы растут очень спокойно. Они делают свою работу, не создавая лишнего шума и проблем. Мне это очень нравится с философской точки зрения.