«Рециклизат» — технология по получению вторсырья из разных технических резиновых изделий. Например, смесь, произведённая из крошки утилизированных автомобильных шин с помощью специального модификатора, способна заменить смеси на основе синтетического каучука во многих областях применения: от покрышек для автомобилей до железнодорожных переездов.
В интервью циклу «Страну меняют люди» Кирилл Васильев и Сергей Переверзев объяснили, почему их методика важна для экологии, обсудили сложности внедрения инноваций и инертность работы с новым законодательством и рассказали, как их технология помогает достичь ключевых показателей четырёх национальных проектов.
Кирилл: Каждый человек и каждое производство оставляют после себя отходы. Раньше основными способами их утилизации были либо сжигание, либо захоронение. Сжигание, даже с помощью дорогих фильтров, уничтожает ценное сырьё, только освобождает территории. Захоронение же занимает большие территории и засоряет нашу планету. В своё время придумали дробление, когда из большой кучи шин делают маленькую кучу крошки, сокращая объёмы для захоронения в среднем на 20% по стране.
Мы пошли дальше и придумали, как превратить эти отходы обратно в исходное сырьё. Причём это можно делать бесконечное количество раз, создавая из этого сырья новые изделия. Таким образом, мы не только уменьшаем объемы отходов, но и создаём новое сырье и материалы для производства.
Сергей: Сейчас например, мы берём резиновую крошку от автомобильных шин и с помощью определённого химического процесса её девулканизируем. Получившийся рециклизат затем может использоваться в различных резинотехнических изделиях.
Например, если взять новый синтетический каучук, превратить его в резиновую смесь для производства колеса, а затем сделать колесо, то после использования этого колеса мы можем его девулканизировать снова, получить рециклизат (вторичную каучуковую смесь), а затем опять сделать из него колесо. Это и есть «экономика замкнутого цикла».
По исследованиям российских учёных, если в ближайшее время мы не решим проблему свалок шин и другой ненужной резины, которая засоряет окружающую среду, то за 30 лет испортим питьевой запас России. Мы хотим избавить наш регион от свалок, а в идеале поделиться практикой для тиражирования в других регионах.
Кирилл: Наша технология помогает достичь ключевых показателей четырех национальных проектов:
— Кто сейчас ваши клиенты?
Кирилл: Строители дорог, например. В сентябре, кстати, как раз закончится активный дорожный сезон, он обычно длится с мая по сентябрь. Сотрудничаем с крупными заводами, производящими резинотехнические изделия. Для РЖД так же разработали плиты для железнодорожных переездов.
Ещё одно направление, в котором мы видим потенциал, — строительные материалы. В кровельных и гидроизоляционных материалах часто используется каучук, мы уже проводим испытания для его применения в этих сферах. Также проводим испытания для производителей шин, которые хотят использовать переработанные ресурсы, чтобы снизить затраты на свою продукцию.
— Можно использовать любую резину в качестве первичного сырья?
Сергей: С технологической точки зрения процесс девулканизации применим к любым резиновым изделиям. Мы преимущественно используем автомобильные покрышки, потому что их сейчас больше всего накапливается.
Единственный нюанс:
Например, резина от автомобильной шины ценится выше как раз из-за её качества, а условные дверные коврики изготавливаются из более дешёвой резины с множеством дешевых добавок. Восстановление такой резины малоцелесообразно, так как доля активного каучука в ней минимальна. На начальном этапе наш фокус направлен на более ценные резиновые продукты. Позже дойдём и до половичков.
Каучук же присутствует в великом множестве предметов, с которыми мы как-то взаимодействуем каждый день: чехлы для телефонов, шины, посуда, ограждения, переезды, отбойники, элементы оборудования ЖКХ, подошвы обуви, детские игрушки, плавательные шапочки, медицинские перчатки, уплотнители для окон и дверей, резиновые коврики, резиновые браслеты, шланги...
Всё это производится из нефти, которая является невозобновляемым источником сырья.
— Какие ещё планы на будущее, кроме переработки половичков?
Сергей: Цель на ближайшие годы — масштабирование нашей технологии переработки вторичных ресурсов по всей России. Это не только решение внутренних проблем, но и экспортный потенциал. Многие арабские и африканские государства сталкиваются с проблемами утилизации автомобильных шин. Наш опыт и технологии могут помочь решить и их экологические проблемы.
На нас уже выходят ребята из других стран и интересуются но, чтобы с ними работать, нужно очень много времени на них потратить. В каждой стране же свои требования по сертификации. Будем ими чуть позже заниматься, когда у себя всё наладим и запустим. Сейчас пока, честно, просто времени не хватает.
Рядом с этими площадками должны разместиться заводы и лаборатории, где будут внедряться инновации.
— Про саму технологию хотел спросить. Вы её придумали?
Кирилл: Технологию придумали ученные из Санкт-Петербурга много лет назад, в эту команду входил мой отец и мы с ним вместе просчитывали первый бизнес-план, когда я ещё был студентом.
— Наверное, и сыновья участвуют в бизнесе?
Кирилл: Да, у нас сложилась некая семейная преемственность. Старший сын делает экономические расчеты, младший недавно на каникулах активно помогал с организацией логистики. А отец, наш главный идеолог и эксперт, участвует в подборе и наладке оборудования, в разработке новых материалов и сырья.
Именно по этой причине мы взаимодействуем с АСИ. Вы обладаете мощным федеральным ресурсом, помогаете привлечь к нам внимание потенциальных заказчиков. В этом году благодаря вам нам удалось наладить взаимодействие с рядом регионов. Мы также приняли участие в Восточном экономическом форуме, представив наши идеи на федеральном уровне.
Плюс вы проводите много акселераторов и питчингов, благодаря которым на нас обратили внимание другие институты развития: «Сколково» и фонд Бортника. Мы в прошлом году были приглашены на отбор в «Сколково», успешно прошли его и стали резидентами. Пять лет будем получать разные меры поддержки.
— Ради чего это всё?
Кирилл: Есть же фраза — «хочешь развеселить Бога — назовись инноватором», вот мы такую миссию на себя и взяли.
Внедрение инноваций и новых продуктов освежает, способствует профилактике выгорания и стимулирует креативное мышление. Мы работаем в сфере дорожного строительства почти уже 20 лет, постоянно внедряя новации в безопасность, экологию и качество дорожных покрытий. Текущая инициатива с «Рециклизатом» — лишь очередной шаг к улучшению безопасности и экологии на дорогах.
— А почему так важно заниматься инновациями и экологией?
Кирилл: История показывает, что многие цивилизации угасали из-за непродуманного курса развития. Наша задача — обеспечить не только качественными и безопасными материалами но и не ухудшить экосреду для жизни населения. Никто не хочет оставить детям и внукам после себя мир с испорченной экологией, дефицитом воды и другими проблемами. Хочется им что-то лучшее передать или хотя бы сохранить в том же виде, как нам досталось.
Сергей: У меня похожий ответ, почему я этим занимаюсь. Ради возможности улучшить экологию и ради своих детей, чтобы у них была возможность жить в мире, в котором было бы легче дышать.
— Если бы рециклизат мог говорить — что бы он вам сказал?
«Спасибо, дорогие создатели, за мою вторую жизнь, за то, что я стал бессмертным. Вечную мечту всего человечества вы осуществили во мне».