Компания «МОДУМ ЛАБ» разрабатывает тренажеры виртуальной реальности, которые помогают сотрудникам промышленных предприятий отрепетировать действия в нештатных ситуациях, специалистам по работе с клиентами — грамотно выстроить коммуникацию, а школьникам — в доступной форме освоить сложный материал, например, провести опыты по химии.
В интервью циклу «Страну меняют люди» Дмитрий Кириллов рассказал, как с образованием клинического психолога пришел в IT-сферу, кому могут быть полезны тренажеры виртуальной реальности и каждому ли под силу освоить навыки публичных выступлений.
— Наша компания создает тренажеры, которые помогают людям получать знания и отрабатывать навыки в виртуальной реальности в безопасной среде. Особенно это актуально для представителей опасных профессий, где каждый неправильный шаг может быть критичным. Тренировки в VR-среде позволяют не только избежать ошибок, но и учиться на них, что делает в реальной жизни работу специалистов более безопасной и эффективной.
Это как с вождением автомобиля — недостаточно знать, как им управлять. Важно отработать до автоматизма каждое движение, иначе это может плохо кончиться. Я сам столкнулся с тем, что, даже сдав экзамен в автошколе, первое время чувствовал себя неуверенно за рулем — не слушал музыку, не общался с пассажирами, потому что был сосредоточен только на дороге. Но спустя время ноги сами нажимали на педали, а руки крутили руль. Точно так же, тренируясь на наших тренажерах, можно развить навыки работы со сложным оборудованием.
Расскажу сначала про индустриальное. Наши тренажеры-симуляторы востребованы у промышленных компаний. Мы много с кем работаем — «Газпром», «НЛМК», «Биокад». Один из крупных проектов делали для компании «РусГидро», которая производит электроэнергию, если быть точнее, то для специалистов, которые работают на Саяно-Шушенской и Воткинской ГЭС. На таких объектах одна задача требует последовательного выполнения большого количества действий.
Представьте, что какому-то предприятию понадобилось больше мощности для того, чтобы запустить новое оборудование. Заводы ведь потребляют электроэнергию неравномерно — сегодня работает какая-то установка, а завтра она на техобслуживании. Но электроэнергию нельзя просто включить, как свет в комнате — это сложный процесс под названием «оперативное переключение». Команда управляет различными системами, чтобы направить энергию туда, где она нужна. Процедура может включать до 500 шагов, и одна ошибка при их выполнении может привести к экологическим бедствиям, гибели людей и порче имущества.
Чтобы обучить сотрудников такой операции, используется тренажер виртуальной реальности. В него загружены разные задания, например, по ликвидации аварии. Для всех ситуаций прописаны регламенты, как нужно правильно действовать.
В тренажере энергетики часто работают в группе из двух-трех человек, в роли напарника может быть бот или реальный сотрудник, коллега.
Кстати, в индустриальном направлении за последние несколько лет еще возникло ответвление, связанное с обучением студентов рабочих специальностей. Студенты колледжей могут с помощью симуляторов виртуальной реальности на производстве тоже отработать разные навыки, чтобы быть готовыми к реальной работе. Исследования российских компаний показали, что подобные симуляторы значительно снижают количество травм среди новичков.
Второе направление, в котором полезны наши тренажеры, — школьное образование. Например, во время уроков по химии или физике с помощью нашего софта дети могут проводить опыты в виртуальной реальности. VR помогает показать явления и процессы, которые невозможно увидеть невооруженным взглядом. Допустим, сложно представить в реальности магнитные поля, но их можно визуализировать в виртуальной реальности. На экране монитора картинка будет плоской и не такой эффектной.
Третье направление — корпоративное, где мы помогаем сотрудникам компаний различного уровня, от линейного персонала до руководящего состава, тренировать мягкие навыки. Недостаточно просто собрать робота и запрограммировать — нужно ещё и презентовать его как проект, чтобы в него инвестировали.
Тренажер публичных выступлений полезен не только бизнесу, но и школам. Мы нередко сталкиваемся с тем, что ребенок во время презентации тушуется, что-то бурчит под нос, ему тяжело справиться с волнением... Помочь каждому в такой ситуации непросто — не наймешь ведь для каждого ученика индивидуального тренера. Симуляторы виртуальной реальности легко решают эту задачу.
Также для компаний у нас есть разные тренажеры по практикам регулярного менеджмента — как правильно давать обратную связь подчинённому, если он накосячил, или, наоборот, как грамотно его похвалить. Есть симуляторы, которые учат правильно проводить совещания, чтобы они были полезными и не занимали много времени.
Я обозначил три ключевых направления, в которых применяются наши разработки, но на практике решения часто пересекаются. Допустим, если брать промышленное направление, то здесь тренажеры полезны в колледжах, где обучают рабочим специальностям. Если говорить о корпоративном направлении, то в этом случае тренажеры подойдут ученикам и учителям, да и с преподавателями вузов тоже начали недавно работать. Симуляторы для коммуникативных навыков полезны и промышленным компаниям, потому что у тех же нефтегазовых компаний есть розничный бизнес — на АЗС работают магазины, где сотрудники обслуживают клиентов за прилавком.
— Каким проектом вы больше всего гордитесь?
— Один из самых крупных и сложных продуктов в корпоративном направлении мы сделали для торгового дома «Перекресток». У них по всей стране есть магазины, в которых работают продавцы-консультанты, — всего 40 тысяч человек. Их нужно обучить, как правильно общаться с покупателем, как рекомендовать какие-то продукты, как действовать в стрессовой ситуации, когда клиенту что-то не понравилось.
Сложность проекта заключалась в том, чтобы масштабировать его на всю страну.
Мы продумали каждый свой шаг и привлекли в команду дополнительных специалистов. Но идеально всё равно не получилось. В процессе возникла ошибка, которую мы, к счастью, обнаружили в распределительном центре за сутки до отправки шлемов клиенту и исправили.
В образовательном направлении у нас множество очень красивых материалов по школьным предметам — как нашей разработки, так и партнеров. Это и путешествия по Солнечной системе, погружение в новые для себя профессии, проведение опытов и экспериментов по физике, химии или биологии. И тут хотелось бы выделить не какой-то отдельный проект, а саму возможность, предоставлять школам комплексное решение для раскрытия полезного потенциала того оборудования, которое есть в образовательных учреждениях.
В промышленном направлении я бы выделил платформу «Сноровка PRO», на которой собраны тренажеры виртуальной реальности, причем разработанные не только нашей компанией, но и другими. Предприятия могут приобретать продукт от разных поставщиков на нашей единой площадке — это как в App Store или Steam, но для VR-тренажеров.
Мы сделали так, чтобы разработчики могли интегрировать свои тренажеры в нашу систему, а предприятия получали возможность управлять тренажерами от разных производителей и получать доступ к статистике. Например, компания НЛМК вместо дорогой разработки собственного тренажера подобрала подходящий вариант из нашего каталога.
— Почему название такое — «Сноровка»?
— Я достаточно щепетильно подхожу к названиям продуктов. Поскольку мы делаем тренажеры для тренировки навыков, хотелось подобрать какое-то слово, которое бы точно и понятно описывало процесс. «Навыки» — слово избитое и не такое красочное, чтобы его использовать в названии. Английское слово «Skills» в последнее время стали часто употреблять, а мне хотелось как-то выделиться из общей массы. «Сноровка» показалось мне самобытным и при этом подходящим для названия. Конечно, по нему невозможно догадаться, что речь идёт о VR-тренажере, зато становится понятно, что можно получить какие-то навыки.
— Какой бы навык вы бы хотели встроить в тренажер, чтобы самому потренироваться?
— Я бы хотел встроить в тренажер системное обучение программированию и робототехнике с нуля, чтобы школьники с пятого класса начинали осваивать эти навыки, сначала используя шаблоны для программирования, а затем постепенно переходили к написанию кода. Пока те продукты, которые есть у нас, — скорее отдельные курсы, а хочется их объединить в систему и не только внедрить ее в учебных заведениях, но и самому попробовать.
Я во многих вещах сам пытаюсь поучаствовать, чтобы понять, действительно это работает или нет. Мне важно всё на себе ощутить. Помню, как на себе тестировал диалоговые тренажеры Modum Verba. До сих пор могу выступить в роли специалиста по лизингу в одном из крупных российских банков, знаю, как выстроить первичную коммуникацию с клиентом.
— А был период, когда опускались руки и хотелось всё бросить?
— Мне кажется, что это всем полезно периодически задавать себе вопросы:
Я иногда пытаюсь на них ответить, потому что есть примеры моих знакомых, которые стали успешны в тех индустриях, которыми я раньше занимался... Но прихожу к мнению, что не стоит жалеть. Не факт, что я добился бы того же. Многое же зависит не только от сферы, но и других факторов: усилий, удачи, стечения обстоятельств, темпа работы...
Считаю, что успех в бизнесе зависит от упорства и способности видеть наперед, а также умения находить решения в ограниченных условиях. Например, как случилось с уходом западного программного обеспечения с российского рынка. Мы сейчас активно сотрудничаем с партнерами в разработке нового 3D-движка и в работе над VR-шлемами — они хоть и производятся в Китае, но программное обеспечение наше.
— Ради чего вы этим занимаетесь?
— Я много чем занимался в IT-сфере и все пытался найти для себя какой-то смысл.
Мы начинали с маркетинговых проектов, разработки мобильных приложений и игр, но именно VR-технологии увлекают меня больше всего, несмотря на то что рынок очень сложный и ответственный.
Наши инструменты направлены на то, чтобы лучше подготовиться к работе на производстве, удачно выступить перед большой аудиторией или освоить какую-то фундаментальную дисциплину.
Мне нравится, что мы помогаем людям освоиться в опасных (или просто — новых для них) сферах с помощью виртуальных тренажеров и благодаря этому лучше адаптироваться к работе в реальном мире. С помощью VR-технологий они могут стать более квалифицированными, сильными и уверенными.