Кадровое
обеспечение
промышленного
роста

Об инициативе

Кадровое обеспечение российской промышленности рабочими и инженерами нового поколения в горизонте до 2020 года.

В перечне поручений по итогам ежегодного Послания Президента России Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года были обозначены следующие задачи:

  • Создать систему мониторинга качества подготовки кадров, установив, что одним из критериев качества такой подготовки являются результаты участия региональных и отраслевых команд в национальных чемпионатах профессионального мастерства, в том числе в национальном чемпионате «Ворлдскиллс Россия».
  • Разработать и утвердить комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, установив в качестве одного из его целевых показателей осуществление подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями к 2020 году в половине профессиональных образовательных организаций.

Системные проблемы: причины и следствия

  • 1. Образование оторвано от работодателя. В большинстве случаев производственная практика студентов на предприятиях является формальной, необходимые навыки в полном объеме не осваиваются.
  • 2. Устаревание федеральных государственных образовательных стандартов в силу отсутствия эффективного инструмента быстрого обновления их содержания и соблюдения баланса «теория-практика».
  • 3. Длительный цикл внедрения профессиональных стандартов. От момента начала разработки до момента утверждения и внедрения проходит до 7 лет.
  • 4. Не финансируются кооперационные связки. Взаимодействие предприятий и учебных заведений, в том числе со-финансирование подготовки, осуществляется не системно, локально, без нормативной и единой методической базы.
  • 5. В большинстве колледжей страны оборудование не соответствует передовым технологиям, отсутствует возможность оперативного обновления материально-технической базы. Например, участники сборной России на мировых чемпионатах WorldSkills International, как и на современных российских предприятиях, сталкиваются с совершенно новым для них оборудованием и многофункциональными задачами.

Схема организации работ

Международный уровень

Международные стандарты и глобальная повестка

Федеральный уровень

Федеральные стратегии, планы, дорожные карты, нормативная база

Региональный уровень

Пилотная апробация
модели дуального
образования
13 регионов
Тиражирование
WorldSkills
68 регионов - ассоциированных членов

Комментарии

Роберт Уразов

Генеральный директор Союза «Ворлдскиллс Россия»

Именно сейчас необходимо внедрять современные стандарты мирового уровня в подготовке кадров, создавать все условия для проведения чемпионатов по стандартам WorldSkills на высшем уровне в нашей стране и консолидировать экспертные сообщества для разработки компетенций.

Екатерина Лошкарева

Советник Генерального директора Союза «Ворлдскиллс Россия», член WorldSkills Conference coalition

В рамках стратегической инициативы «Кадровое обеспечение промышленного роста» мы тиражируем лучшие региональные и корпоративные практики, выверенные системные решения на международный уровень с использование инструментов Skills Development working group BRICS, Global Education Futures Forum и WorldSkills Intenational. А наши лидеры, в свою очередь, получают доступ к формированию передовой федеральной и международной повестки в своих предметных областях. Каждый лидерский проект, каждая уникальная региональная и корпоративная практика, как и системные меры, приближают достижение цели более качественной, практико-ориентированной подготовки современных рабочих и инженерных кадров.

Павел Лукша

Профессор практики, директор корпоративных образовательных программ Московской школы управления «Сколково»

Инициативы АСИ в области профессионального образования демонстрируют наиболее целостный и системный подход к подготовке кадров под потребности экономики. За счет организации плотного взаимодействия между работодателями, системой образования и регуляторами удается достичь решения ряда накопленных проблем и внедрять лучшие мировые практики, такие как World Skills и дуальное образование. Очень важна связь этой работы с выработкой стратегического видения относительно будущих профессий, надпрофессиональных компетенций и новых образовательных форматов, которые мы можем получить только в диалоге с мировыми носителями лучших практик - это обеспечивает проект Global Education Futures и работа с Деловым советом стран BRICS.

Марат Биматов

Президент Пермской Торгово-промышленной палаты

Дуальное обучение строится на сотрудничестве бизнеса и системы профобразования. В Прикамье координатором этого процесса выступает Пермская ТПП. Палата формирует заказ предприятий на кадры, курирует создание новых образовательных программ, развивает независимую оценку качества подготовки специалистов. Все элементы объединены в систему, которая доказала свою эффективность. Мы готовы делиться нашим опытом с другими регионами, ориентированными на создание высокопроизводительных рабочих мест.

Арсений Брыкин

Заместитель генерального директора по стратегическому развитию и реализации государственных программ АО «Росэлектроника»

Стремительное изменение бизнес-процессов, внедрение новых технологических решений и , оборудования, процессы автоматизации и другие тренды формулируют новые требования к кадрам и их подготовке. Цикл профессиональной подготовки студента зачастую не успевает за требованиями рынка и работодателей. В современных условиях ключевую роль играет опережающая подготовка кадров. Прогнозирование профессий и компетенций на перспективу является актуальным для стратегического развития всех крупных промышленных компаний России, в том числе ОАО «Росэлектроника».

Глеб Никитин

Первый заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации

Мы в Минпромторге особенно остро ощущаем нехватку квалифицированных рабочих кадров в промышленности. Некоторое отставание в уровне качества обучения рабочим специальностям можно преодолеть путем интеграции нашей страны в международную инфраструктуру подготовки рабочих кадров и стимулирования человека к развитию собственных компетенций. WorldSkills является одним из серьезных элементов такой инфраструктуры. «Атлас новых профессий» - еще один уникальный проект, который поможет понять, в каких отраслях экономики будут появляться новые технологии, и какие новые специалисты потребуются для работы с этими технологиями в будущем.

Светлана Крайчинская

Заместитель генерального директора по подготовке кадров Союза «Ворлдскиллс Россия»

Два ключевых принципа соревнований «учиться у лучших» и «учиться через дело» - ложатся в основу системы корпоративной подготовки наших кадров. В ходе конкурсных заданий участники учатся друг у друга, у экспертов ведущих промышленных предприятий.

Исак Фрумин

Научный руководитель Института образования национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

«Атлас новых профессий» - это удачная попытка описать тренды, формирующие новые формы занятости и новые компетенции. Продолжение этого проекта вместе с исследованиями реального состояния компетенций населения может оказать колоссальное содействие развитию кадрового потенциала экономики России.

Юлия Ханьжина

Юлия Ханьжина

Руководитель департамента поддержки кадрового обеспечения промышленного роста Агентства стратегических инициатив

Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста был разработан в соответствии с поручением, данным по итогам заседания Правительственной комиссии по импортозамещению 3 октября 2015 г., Агентством при активном участии Союза «Ворлдскиллс Россия», а также Минпромторга России, Минобрнауки России, региональных органов исполнительной власти, промышленных компаний и объединений работодателей. Стандарт нацелен на кадровое обеспечение региональной промышленности новым поколением молодых профессионалов через трансформацию системы профессионального образования в соответствии с потребностью реального сектора экономики на основе лучших практик и международных стандартов. Также Стандарт направлен на повышение инвестиционной привлекательности регионов за счет наличия качественного кадрового ресурса для запуска новых производств.

Наталия Золотарева

Ключевая цель для нас сегодня - обеспечить, чтобы квалификация наших выпускников соответствовала как требованиям регионального рынка труда, так лучшим мировым стандартам. Система среднего профессионального образования является одной из основ экономического развития регионов и страны в целом. Сегодня, когда отечественные предприятия работают в условиях глобальной конкуренции, эффективность российской промышленности, производительность труда тесно связана с квалификацией сотрудников предприятий. Таким образом, современная система обучения и подготовки, высокая квалификация рабочих и специалистов среднего звена - это один из важных факторов обеспечения глобальной конкурентоспособности нашей промышленности.

Вверх