• Министерство образования и науки Российской Федерации

Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста

Региональный стандарт предназначен для применения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, региональными органами исполнительной власти, отраслевыми, профессиональными организациями, партнерствами и работодателями в качестве руководства по реализации проектов внедрения модели кадрового обеспечения промышленного роста в регионе.

Региональный стандарт учитывает результаты реализации системного проекта Агентства «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования», результаты движения WorldSkills Russia, лучшие практики кадрового обеспечения субъектов Российской Федерации.

Проблемы

  • Невысокая эффективность процессов подготовки кадров для экономики региона
  • Отсутствие системной оценки и контроля эффективности субъектов реализации кадровой политики в регионе
  • Отсутствие системной подготовки кадров в соответствии с мировыми стандартами и требованиями работодателей
  • Отсутствие координированных политик на уровне региона в сфере подготовки кадров для промышленности

Цель кадрового стандарта

Определить минимально необходимый набор принципов и инструментов для обеспечения потребности промышленности (экономики) региона в высококвалифицированных кадрах и способствовать их внедрению в субъектах РФ.

Задачи

  • Повысить эффективность процессов подготовки кадров для экономики региона
  • Использовать стандарт для оценки и контроля эффективности субъектов реализации кадровой политики в регионе
  • Внедрять механизмы совершенствования систем СПО, ВО*, ДПО, а также дополнительного образования детей
  • Обеспечить подготовку кадров в соответствии с мировыми стандартами и требованиями работодателей
  • Систематизировать основные положения, механизмы и инструменты обеспечения кадрами региональной промышленности (экономики); тиражировать лучшие практики
20
регионов пилотной апробации Стандарта
19
соглашений по апробации Стандарта
16
дорожных карт апробации Стандарта
14
стратегических сессий по апробации Стандарта в регионах

Наличие стратегических целей, задач, приоритетов развития системы подготовки кадров и их закрепление в региональной стратегии кадрового обеспечения.

В стратегии регионального развития субъекта Российской Федерации (стратегия/программа социально-экономического развития) должны быть заданы ясные цели, задачи, приоритеты развития экономики и промышленности, которые определяют требования к приоритетам, целям и задачам системы подготовки кадров и в соответствии с которыми разрабатывается и утверждается стратегия кадрового обеспечения региона.

Цели и задачи кадрового обеспечения должны быть основаны на стратегическом видении развития экономики региона, взаимосвязаны с приоритетами технологического развития на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях (стратегии развития отдельных отраслей экономики). Стратегия кадрового обеспечения может приниматься в виде отдельного документа, либо в виде раздела более общего документа, описывающего стратегию регионального развития, и утверждаться в порядке, предусмотренном общим документом. Если стратегия кадрового обеспечения принимается в виде отдельного документа, то она должна быть синхронизирована со стратегией регионального развития.

В стратегии кадрового обеспечения должны закрепляться требования к процессам трансформации и ресурсной поддержке системы кадрового обеспечения субъекта Российской Федерации.

Стратегия кадрового обеспечения должна включать:

  • Характеристику текущего состояния системы подготовки кадров в регионе (проблемы и вызовы) и актуальную потребность в кадрах (перечень перспективных профессий в средне- и долгосрочной перспективе).
  • Приоритеты, цели и задачи кадрового обеспечения в целом и по отдельным направлениям подготовки кадров:
    • развитие общего образования;
    • развитие дополнительного образования;
    • развитие профессионального и высшего образования.
  • Требования к инструментам реализации стратегии (прогнозирование кадров, профориентация, система оценки качества и другим).
  • Состав проектов и мероприятий по реализации стратегии.
  • Ресурсное обеспечение реализации стратегии (материально-техническая база обеспечения образовательного процесса, требуемые объемы и источники финансирования программы по годам).
  • Требования к механизмам реализации стратегии (заинтересованные лица и механизмы их взаимодействия в процессе внедрения стратегии и мониторинга ее исполнения).
  • Целевые показатели реализации стратегии (ключевые показатели эффективности исполнения стратегии по годам)

Стратегия кадрового обеспечения должна определить границы и ключевых участков региональной модели кадрового обеспечения промышленного роста, включая:

  • Востребованные и перспективные профессии в средне- и долгосрочной перспективе в соответствии с потребностями экономики субъекта Российской Федерации, участвующих в реализации модели. Перечень востребованных и перспективных профессий должен формироваться с учетом профессий, вошедших в «50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования», включать инженерные профессии и специализации, а также не менее 2 новых профессий, возникающих вследствие технологического развития экономики региона.
  • Ключевые предприятия, участвующие в реализации модели (предприятия реального сектора экономики, устойчивые в период кризиса, создающие добавленную стоимость, работающие на современном оборудовании, выпускающие высокотехнологичную продукцию и т.д.).
  • Ключевые образовательные организации СПО, ВО и ДПО, участвующие в реализации модели.

Региональные практики:

Целевая программа развития профессионального образования Республики Татарстан на 2014-2020 годы, Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы, Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года

Принятие ключевых решений и контроль работ по кадровому обеспечению промышленности (экономики) на уровне высшего должностного лица субъекта.

При внедрении Стандарта должна быть обеспечена личная заинтересованность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и соответствующий контроль работ по внедрению Стандарта и мониторингу исполнения его требований.

В субъекте Российской Федерации должен быть создан коллегиальный орган - Координационный совет (далее – Совет) при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации, либо его заместителе, курирующем инвестиционный рейтинг, экономику и промышленность в субъекте.

В состав Совета должны входить руководители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе ответственные за развитие промышленности, руководители ключевых предприятий и бизнес-структур, руководители региональных объединений работодателей, а также бизнес-объединений, в том числе региональной торгово-промышленной палаты, представитель регионального Совета Союза «Ворлдскиллс Россия» и руководитель регионального координационного центра «Ворлдскиллс Россия», руководители ключевых образовательных организаций СПО и ВО, координатор, отвечающий за межведомственное взаимодействие в сфере подготовки кадров.

Совет может быть сформирован на базе действующего в субъекте Российской Федерации коллегиального органа (например, Совет по улучшению инвестиционного климата) с привлечением соответствующих участников и дополнением состава функций.

Совет должен выполнять следующие функции:

  • Организация разработки и последующего утверждения региональной стратегии кадрового обеспечения, программ, концепций, стратегий, направленных на развитие кадрового потенциала субъекта Российской Федерации.
  • Контроль деятельности координатора, отвечающего за межведомственное взаимодействие в сфере подготовки кадров.
  • Подготовка предложений по распределению финансовых средств на реализацию программ и мероприятий подготовки кадров для последующего их утверждения в установленном в субъекте Российской Федерации порядке.
  • Принятие решений по межведомственным и спорным вопросам, которые не были решены на уровне координатора.
  • Оценка эффективности системы кадрового обеспечения субъекта Российской Федерации, в том числе оценка эффективности вложенных денежных средств из регионального бюджета в систему образования на основании оценки качества подготовки кадров. В качестве критериев оценки должны выступать результаты участия в чемпионатах «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).

Региональные практики:

Белгородская область: Совет по кадровой политике при Губернаторе области. Пример документов на сайте: Состав Совета по кадровой политике при Губернаторе области, Положение о Совете по кадровой политике при Губернаторе области, Экспертная группа по подбору и расстановке кадров при Совете по кадровой политике при Губернаторе области, План работы Совета по кадровой политике, Решения Совета по кадровой политике при Губернаторе области.

Наличие координатора.

В регионе должен быть определен субъект, ответственный за межведомственное взаимодействие по вопросам подготовки кадров, обеспечивающий вовлечение всех основных участников в процесс подготовки кадров как со стороны заказчиков, так и со стороны исполнителей (РОИВ, предприятий-работодателей, объединений работодателей, бизнес-объединений, образовательных организаций, региональных центров компетенций «Ворлдскиллс Россия» и т.д.), а также оперативную координацию процесса взаимодействия между ними.

Координатором может выступать региональный институт развития, объединение работодателей, региональная торгово-промышленная палата, ведомство РОИВ, находящееся в подчинении главы региона, или другая организация, полномочия которой определенны Координационным советом и главой региона.

Основные функции координатора:

  • Организация и формирование консолидированного заказа на подготовку кадров региональной системе образования.
  • Организация взаимодействия социальных партнеров при реализации практико-ориентированного, в том числе практико-ориентированной (дуальной) модели обучения.
  • Курирование вопросов независимой оценки качества подготовки кадров в субъекте Российской Федерации.
  • Организация аудита материально-технической базы учебных площадок предприятий, участвующих в практическом обучении студентов.
  • Организация аудита учебных площадок образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО (соответствие материально-технической базы современным требованиям).
  • Координация консолидированного заказа работодателей (сбор данных о потребностях в кадрах, проведение совместных совещаний и формирование итогового заказа).
  • Организация мониторинга обучения студентов и трудоустройства выпускников образовательных организаций, при необходимости координация процесса трудоустройства.
  • Мониторинг процесса подготовки кадров в регионе, подготовка аналитических отчетов о развитие системы образования в регионе и качестве подготовки кадров.

Региональные практики:

Координатор - Торгово-промышленная палата региона (кейс Пермского края)

Координатор - Департамент внутренней и кадровой политики в подчинении Губернатора [кейс Белгородской области, стр. 49-53]

[Также лучшие практики регионов представлены в Методических рекомендациях по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, стр. 33-72]

Принятие нормативно-правовых актов.

Разработка и утверждение на уровне субъекта Российской Федерации соответствующей нормативно-правовой базы документов, обеспечивающих внедрение Стандарта.

В субъекте Российской Федерации должен быть определен и утвержден типовой состав нормативно-правовых документов, в том числе в разрезе следующих направлений:

  • Документы, обеспечивающие реализацию мероприятий WorldSkills
  • в субъекте Российской Федерации (Договор об ассоциированном членстве с Союзом «Ворлдскиллс Россия» и т.д.).
  • Документы, обеспечивающие реализацию практико-ориентированной (дуальной) модели обучения в субъекте Российской Федерации (Постановление «О порядке организации дуального обучения учащихся и студентов», Постановление «Об утверждении типовых форм соглашений и договоров», Постановление «Об утверждении типового положения о наставничестве» и т.д.).
  • Документы, обеспечивающие мониторинг оценки качества подготовки кадров в субъекте Российской Федерации (Постановление Правительства субъекта Российской Федерации «Об оценке результативности деятельности профессиональных образовательных организаций» и т.д.).
  • Документы об участниках проекта в субъекте Российской Федерации и утвержденные соглашения о взаимодействии между ними.

Региональные практики:

Региональная нормативно-правовая база дуального обучения в Белгородской области

Лучшие практики региональной нормативно-правовой базы практико-ориентированной (дуальной) модели обучения представлены в Методических рекомендациях по реализации дуальной модели высококвалифицированных кадров

Полный перечень нормативно-правовых актов Белгородской области стр.49- 52

Перечень нормативно-правовых актов Пермского края стр. 37 Перечень нормативно-правовых актов Тамбовской области стр. 61-62 Перечень нормативно-правовых актов Республики Татарстан стр. 71-72]

Реализация механизмов прогнозирования потребности в кадрах по перспективным и востребованным профессиям

В субъекте Российской Федерации должен осуществляться прогноз потребностей регионального рынка труда в кадровых ресурсах.

Прогноз потребности в кадровых ресурсах на перспективу до 7 лет осуществляется для проектирования развития региональной системы образования и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных организаций по востребованным и перспективным профессиям.

Прогноз потребности в кадровых ресурсах на перспективу 3-5 лет осуществляется для формирования государственного заказа на подготовку кадров и контрольных цифр приема (далее – КЦП) для образовательных организаций СПО.

Прогноз потребности в кадровых ресурсах должен основываться на прогнозе социально-экономического развития региона и учитываться при формировании стратегии кадрового обеспечения.

При реализации положения стандарта предусматривается:

  • Прогноз потребности в кадрах должен учитывать прогнозные макроэкономические тенденции регионального рынка труда: убыль и старение населения, миграционные процессы, численность предполагаемых к высвобождению работников, текущий и прогнозный уровень занятости и т.д.
  • Прогноз потребности в кадрах должен основываться на данных от региональных работодателей о текущих и перспективных потребностях в кадрах. Данные могут формироваться как непосредственный заказ от работодателей или через их представителей (отраслевые советы работодателей и т.д.).
  • В соответствии прогнозом потребности в кадрах должен формироваться государственный заказ на подготовку кадров с приоритетом ведущих и перспективных отраслей экономики, а также с учетом кластерного подхода при определении профилизации организаций среднего профессионального образования и высшего образования.
  • При формировании государственного заказа на подготовку кадров должны быть предусмотрены механизмы балансировки (обеспечения соответствия) текущей и перспективной потребности предприятий и
  • экономики субъекта, контрольных цифр приема по соответствующим образовательным программам образовательных организаций.
  • При формировании заказа на подготовку кадров необходимо предусматривать возможность резерва подготовки специалистов (до 30% дополнительных мест к заказу), что должно фиксироваться в договоре о сетевом взаимодействии (отбор на вакантные рабочие места по конкурсу и т.д.).
  • Процедура формирования и исполнения государственного заказа должна быть прозрачной (обеспечена возможность отследить место обучения необходимых каждому предприятию специалистов). Госзаказ формируется в форме КЦП и утверждается распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
  • Государственный заказ на подготовку кадров должен быть доведен до образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО. Процесс обучения студентов и их трудоустройство должно отслеживаться, при необходимости должно происходить перераспределение выпускников и рабочих мест в зависимости от складывающихся условий (изменений потребностей в кадрах у работодателей, наличие не закончивших обучение в срок или отчисленных студентов).

Региональные практики:

Республика Татарстан, Тамбовская область - Информационно-математическая модель мониторинга кадровых потребностей.

Обеспечение навигации по востребованным и перспективным профессиям.

В субъекте Российской Федерации должна быть обеспечена профессиональная навигация учащихся общеобразовательных организаций через современные инструменты профессиональной ориентации и выстраивание системы дополнительного образования детей. Осуществляется за счет проведения мероприятий и обеспечения актуальной информацией детей о востребованных и перспективных профессиях, возможности практического обучения навыкам и компетенциям данных профессий на современной материально-технической базе и возможности закрепления и демонстрации полученных знаний и навыков в рамках региональных и национальных соревнований (олимпиады по технологиям, чемпионаты профессионального мастерства).

Данное положение реализуется с помощью следующих инструментов:

  • Проведение региональных или участие в федеральных чемпионатах и олимпиадах по технологиям (Олимпиада НТИ, чемпионаты профессионального мастерства JuniorSkills).
  • Разработка и реализация механизмов участия преподавателей образовательных организаций СПО в проведении урока «Технология» в общеобразовательных организациях.
  • Создание и поддержка инновационной инфраструктуры и материально- технической базы дополнительного обучения детей, в частности региональные ресурсные центры, центры коллективного пользования для детей, центры молодежного инновационного творчества.

Региональные практики:

Система чемпионатов JuniorSkills (Республика Татарстан, Новосибирская область, Красноярский край и др.), Проведение уроков «Технология» преподавателями образовательных организаций СПО (Новосибирская область, Республика Башкортостан).

Реализация механизмов практико-ориентированной (дуальной) модели обучения.

В субъекте Российской Федерации должны быть созданы механизмы практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки и дополнительного профессионального образования по профессиям, соответствующим промышленной и инновационной стратегии развития субъекта Российской Федерации.

При внедрении практико-ориентированной (дуальной) модели обучения должно быть предусмотрено:

  • o Участие работодателей в разработке образовательных программ и требований к профессиональным и личным (в том числе общекультурным и общепрофессиональным) компетенциям студентов.
  • o Прохождение практической части обучения на рабочем месте на производстве.
  • o Закрепление работодателями наставников за обучающимися на производстве. Наличие корпоративных стимулов для наставников (материальное, нематериальное вознаграждение).
  • o Разработка и утверждение типовых нормативных документов, обеспечивающих внедрение практико-ориентированной (дуальной) модели обучения в субъекте Российской Федерации

Региональные практики:

Модель организации практико-ориентированной (дуальной) модели обучения Пермского края 1 , Белгородской области 2 , Тамбовской области3, Республики Татарстан4.

1 Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров [стр. 33-37] 2 Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных

рабочих кадров [стр. 38 - 52], Сборник лучших практик развития квалификаций по материалам рабочей группы поддержки развития квалификаций и новых профессий Национального совета при президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям [стр. 49-53] 3 Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров [стр. 53-62]

4 Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров [стр. 63-72]

Подготовка инженерных кадров для высокотехнологичных производств.

В субъекте Российской Федерации должны быть внедрены эффективные механизмы повышения качества инженерного образования и выстраивания эффективного взаимодействия работодатель- образовательная организация высшего образования по соответствующим специальностям.

Возможными механизмами могут выступать:

  • Базовые кафедры инженерных вузов (участие работодателей в разработке образовательных программ, в учебных практиках и дипломных проектах студентов, договоренность о материально-техническом обеспечении учебного процесса).
  • Включение в наблюдательные советы инженерных вузов представителей якорных высокотехнологичных работодателей, профильных профессиональных образовательных организаций.
  • Сетевые образовательные программы (совместные программы образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, предприятий, технопарков и иных элементов инновационной инфраструктуры Субъекта Российской Федерации).

Региональные практики:

  • АП КИТ - практики по подготовке инженерных кадров в рамках ВО: направлена на разработку и внедрение в образовательных организациях ВО образовательных программ, соответствующих современным требованиям работодателей в сфере ИКТ, в рамках внедрения нового (третьего) поколения образовательных стандартов (ФГОС).
  • Практика проведения практико-ориентированных экзаменов в программах бакалавриата по методике WorldSkills.
  • Практико-ориентированная подготовка инженерных кадров для высокотехнологичных производств на базе Университета ИТМО – сокращение адаптационного периода молодого специалиста (студента или выпускника образовательной организации ВО) на предприятии к самостоятельному решению комплексных задач по созданию нового высокотехнологичного продукта с 5 лет до 6 месяцев.
  • Республика Татарстан: научно-образовательные кластеры – одна из форм сетевого взаимодействия. В рамках кластера под руководством образовательных организаций ВО разрабатываются сквозные образовательные программы и реализуются все уровни профессионального образования (СПО- ВО).

Реализация механизмов подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических кадров.

Организация и реализация специализированной подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических кадров, включая мастеров производственного обучения и наставников на производстве.

Механизмы подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических кадров должны предусматривать:

  • Программы повышения квалификации педагогических кадров (работники ВО, СПО и преподавателей урока технологии) в соответствии с современными образовательными технологиями.
  • Обучение наставников и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций:
  • Подготовка мастеров производственного обучения, преподавателей СПО, ВО и учителей уроков «Технологии» на площадках работодателей (производственная стажировка).
  • Подготовка наставников на площадках профессиональных образовательных организаций (педагогическая стажировка).

Мастера производственного обучения и наставники от предприятий должны владеть соответствующей методикой оценивания и могут быть сертифицированы Союзом «Ворлдскиллс Россия» по стандартам по профессиям, по которым проводятся региональные чемпионаты «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в субъекте Российской Федерации.

Реализация независимой оценки качества подготовки кадров.

Оценка качества подготовки кадров в субъекте Российской Федерации должна осуществляться на основе независимых и прозрачных механизмов оценки. При реализации независимой оценки качества подготовки кадров необходимо учитывать, что подготовка кадров должна осуществляться в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями. 

Механизмами независимой оценки качества подготовки кадров могут выступать:

  • Для студентов СПО и ВО:
      Проведение производственного экзамена с участием работодателя.
    • Государственная итоговая аттестация по образовательным программам СПО в формате демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills.
    • Участие студентов образовательных организаций СПО и ВО в системе чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) на региональном уровне, уровне федерального округа и национальном уровне.
  • Для молодых специалистов:
    • Специализированные структуры по организации и проведению оценки качества подготовки кадров в субъекте Российской Федерации.
    • Корпоративные (отраслевые) чемпионаты по стандартам WorldSkills (для молодых рабочих и учащихся образовательных организаций в рамках действующих производств в возрасте от 17 до 28 лет).
    • WorldSkills Hi-Tech – чемпионат сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по методике WorldSkills (для молодых специалистов в возрасте 18–28 лет).

Региональные практики:

Реализация механизмов мониторинга трудоустройства выпускников.

В субъекте Российской Федерации должен осуществляться мониторинг трудоустройства выпускников образовательных организаций и отслеживание их карьерного трека. На основе мониторинга трудоустройства выпускников, их движения по профессиональной и карьерной лестнице проводится оценка эффективности системы подготовки кадров (на основе сопоставления спроса и предложения, фактической структуры и требований регионального рынка труда) и определение направлений ее совершенствования.

Мониторинг трудоустройства выпускников осуществляется образовательными организациями при участии координатора, отвечающего за межведомственное взаимодействие в сфере подготовки кадров, за счет формирования и ведения банка данных выпускников (путем заполнения анкет, составления резюме, создания и периодического обновления электронной базы данных).

В качестве дополнительного механизма мониторинга трудоустройства может реализовываться отслеживание результатов участия студентов и молодых специалистов в системе чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills Rissia), данные по которым формируются в системе поддержки чемпионатов

WorldSkills - Competition Information System (CIS). Отслеживание результатов участия в:

  • чемпионатах JuniorSkills (для школьников: детей в возрасте 10-17 лет).
  • чемпионатах «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) (для студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в возрасте 16 - 22 лет).
  • чемпионатах WorldSkills Hi-Tech (для молодых рабочих в возрасте 18 -28 лет).

Обеспечение качественной материально-технической и методической базой для реализации образовательного процесса.

В субъекте Российской Федерации должно быть осуществлено обеспечение образовательного процесса современной учебно-методической базой, а также обеспечение доступа учащихся и преподавателей к высокотехнологичному современному оборудованию на любой из доступных площадок (профессиональная образовательная организация, предприятие, специализированный центр компетенций, ресурсный центр, многофункциональный центр прикладных квалификаций, межрегиональный центр компетенций и т.д.).

Должен проводиться периодический аудит существующей в субъекте Российской Федерации материально-технической базы обеспечения образовательного процесса.

Возможные варианты обеспечения образовательного процесса материально-технической базой:

  • Учебные лаборатории, межрегиональные, региональные центры компетенций, созданные совместно с ключевыми промышленными предприятиями.
  • Оборудованные площадки на производственных участках промышленных предприятий (принимающих участие в практико-ориентированной (дуальной) модели обучения).
  • Ресурсные центры.

Пример лучших практик:

Модели подготовки кадров ПАО «Научно-производственное объединение «Сатурн»5, АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» и АО «Красмаш»6.

Обеспечение информационной прозрачности региональной модели кадрового обеспечения промышленного роста.

В субъекте Российской Федерации должен быть обеспечен свободный и удобный доступ заинтересованных лиц к основной информации о внедрении региональной модели кадрового обеспечения промышленного роста (в виде документов, информационных сообщений и т.д.). Информация должна находиться в открытом доступе (информационные площадки) или предполагать возможность ее оперативного предоставления заинтересованным лицам по соответствующему запросу.

В состав информации о региональной модели кадрового обеспечения включается:

  • Стратегия кадрового обеспечения субъекта Российской Федерации.
  • Информация о деятельности координационного совета, координатора процесса (приказы и положения, планы и протоколы т.д.).
  • Утвержденные на уровне субъекта Российской Федерации нормативно-правовые документы, обеспечивающие внедрение Стандарта (в соответствии с Положением 4).
  • Прогноз потребностей регионального рынка труда по перспективным и востребованным профессиям, контрольные цифры приема.
  • Информация о реализации профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных организаций и выстраивании системы дополнительного образования детей (информация о мероприятиях, о действующих центрах молодежного инновационного творчества и т.д.).
  • Информация о реализации механизмов практико-ориентированной (дуальной) модели обучения (перечень участвующих работодателей и образовательных организаций и т.д.).
  • Информация о подготовке инженерных кадров для высокотехнологичных производств (сетевые образовательные программы, перечень базовых кафедр инженерных вузов и т.д.).
  • Информация о реализации независимой оценки качества подготовки кадров (информация о Чемпионатах «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) и их результатах, рейтинги СПО и ВО и т.д.).

Пример лучших практик:

Пермский край: информационный ресурс Торгово-промышленной палаты региона. Описание хода реализации проектов.

Белгородская область: информация о реализации практико-ориентированной (дуальной) модели обучения

свернуть

Василий Осьмаков

Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации

«Подготовка высококвалифицированных кадров для предприятий имеет огромное значение для развития российской промышленности, технологической независимости нашей страны и ее глобальной конкурентоспособности. Именно поэтому Минпромторг России поддержал инициативу о создании Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста и принял активное участие в его разработке. Модернизация системы подготовки кадров на основе лучших мировых практик позволит максимально приблизить профессиональное образование к требованиям реального производства и поможет вырастить целое поколение молодых профессионалов. Применение Стандарта на практике, несомненно, повысит кадровый потенциал предприятий, улучшит инвестиционный климат и позволит обеспечить экономический рост регионов в целом».

Юлия Ханьжина

Юлия Ханьжина

Руководитель департамента поддержки кадрового обеспечения промышленного роста Агентства стратегических инициатив

Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста был разработан в соответствии с поручением, данным по итогам заседания Правительственной комиссии по импортозамещению 3 октября 2015 г., Агентством при активном участии Союза «Ворлдскиллс Россия», а также Минпромторга России, Минобрнауки России, региональных органов исполнительной власти, промышленных компаний и объединений работодателей. Стандарт нацелен на кадровое обеспечение региональной промышленности новым поколением молодых профессионалов через трансформацию системы профессионального образования в соответствии с потребностью реального сектора экономики на основе лучших практик и международных стандартов. Также Стандарт направлен на повышение инвестиционной привлекательности регионов за счет наличия качественного кадрового ресурса для запуска новых производств.

Пилотные регионы

Часто задаваемые вопросы

  • О кадровом стандарте
  • О дуальном образовании
  • Может ли субъект Российской Федерации изменять сроки реализации мероприятий дорожной карты исходя из возможностей региона? Возможно ли назначение ответственных исполнителей, отличных от тех, которые указаны в типовой модели? Почему в отдельных мероприятиях дорожной карты определяется ответственным исполнителем Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (1,2, 15)?

    Субъект Российской Федерации может изменять как сроки реализации мероприятий дорожной карты, так и определять ответственных за реализацию данных мероприятий. Также от регионов ожидается дополнение дорожной карты соответствующими мероприятиями по реализации Регионального стандарта. Это указано в преамбуле к дорожной карте. Рекомендация: разработка плана и назначение Совета и Координатора должны быть выполнены в первую очередь: август – сентябрь.

  • Возможно ли в настоящее время с нашей стороны выслать в рабочем порядке рекомендации по корректировке и уточнению текста дорожной карты?

    Да, можно.

    Согласование дорожной карты будет осуществляться в рабочем порядке через ответственных сотрудников от Агентства, зафиксированных в соглашениях. Агентство обеспечивает согласование дорожной карты с Союзом «Ворлдскиллс Россия».

    По регионам, по которым соглашение только планируется к подписанию, также можно и нужно приступать к разработке дорожной карты.

    Контактные данные:

    Кадылева Жанна Михайловна 
    jm.kadyleva@asi.ru
    тел.: +7 (495) 690-91-29 доб. 414
    моб.: +7 (925) 090-66-48

    Головина Татьяна Станиславовна
    ts.golovina@asi.ru
    тел.: +7 (495) 690 91 29 доб. 409
    моб: +7 (926) 015 53 95

  • Если в субъекте Российской Федерации уже действует инфраструктура и сформированы механизмы развития кадрового потенциала, в какие сроки нужно внести в них дополнения, касающиеся внедрения Регионального стандарта?

    Общая логика формирования дорожной карты в этом случае сохраняется. Сроки определяются регионом самостоятельно, учитывая существующие регламенты.

  • На какие источники финансирования внедрения Регионального стандарта может рассчитывать регион?

    На данный момент федеральных источников финансирования проекта не предусматривается.

  • Можно ли учесть приоритеты социально-экономического развития региона при формировании перечня востребованных профессий (включить, например, сельское хозяйство, строительный комплекс)?

    Да, можно.

    Мы исходим из позиции, что сельское хозяйство и другие сферы с каждым годом становятся высокотехнологичными. В случае если данные отрасли находятся в приоритете региона, то они могут быть включены в апробацию Регионального стандарта.

  • Что имеется ввиду под высокотехнологичными отраслями промышленности?

    Высокотехнологичные отрасли промышленности определены в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации как базовые отрасли промышленности (авиационная и ракетно-космическая промышленность, судостроение, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, энергетическое машиностроение, информационно-коммуникационные технологии), производящие продукцию высокой добавочной стоимости и конкурентоспособную. При этом в контур Регионального стандарта могут быть включены другие отрасли, имеющие приоритетное значение для региона, но также отвечающие требованию: «производящие продукцию высокой добавочной стоимости и конкурентоспособную», например, сельское хозяйство. Это отрасли, на которые регион «делает ставку».

  • Как определить ключевых работодателей и ключевые компетенции при апробации Регионального стандарта?

    Ключевые работодатели – действующие предприятия (работодатели), в том числе субъекты среднего и малого технологического предпринимательства, а также субъекты инвестиционной деятельности (потенциальные работодатели), представляющие высокотехнологичные отрасли промышленности. Определяются исходя из приоритетов для региональной экономики, а также из готовности данных работодателей участвовать в апробации Регионального стандарта.

    Ключевые компетенции – наиболее значимые для ключевых работодателей востребованные и перспективные компетенции (профессии, специализации) в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Могут быть определены на основе следующих критериев: ключевое значение в технологических процессах, массовая занятость, квалификационный дефицит, оказание значительного влияния на рост производительности труда и обеспечение экономического роста, связанные с изменением технологических и бизнес-процессов, создания новых производств и др.

    Ключевые компетенции должны быть определены в диалоге с работодателями.

  • Возможно ли углубить вопрос гарантированного трудоустройства выпускников на предприятия (системы займов, работы и заключения трудовых договоров уже в процессе учебы и пр.)?

    Предложение принимается. Если в регионе есть интересные практики и отработанные механизмы, включаем их в базу данных и в обсуждение на мероприятиях по обмену опытом.

  • Учитывать ли в рамках реализации Регионального стандарта конкурсы по профессиональному мастерству?

    В рамках апробации Регионального стандарта мы ориентируемся на оценку качества подготовки по стандартам Ворлдскиллс. Включать их в дорожную карту можно, при этом выстроить сквозную систему оценки качества подготовки кадров на основании результатов конкурсов по профессиональному мастерству совместно с результатами по Ворлдскиллс, ввиду несопоставимости методик оценки не получится.

  • Можем ли отказаться от корпоративных чемпионатов Ворлдскиллс? Специфика региона не позволяет. Мы хотели бы включить категорию молодых рабочих в региональный чемпионат.

    Проведение корпоративных чемпионатов Ворлдскиллс включено в типовую дорожную карту с целью внедрения сквозных методик оценки студентов и рабочих кадров. 

    Если категория молодых рабочих будет включена в региональный чемпионат и в нем будут участвовать работники ключевых работодателей по ключевым компетенциям (в терминах Стандарта), то в качестве отдельного мероприятия корпоративные чемпионаты могут не реализовываться.

  • Можно ли в дорожную карту включать значимые региональные и межрегиональные мероприятия по формированию и развитию кадрового потенциала?

    Да, если это вписывается по смыслу и результату в положения Регионального стандарта.

  • Где место независимой оценки квалификаций выпускников, сертификации и государственно-общественной оценки образовательных программ в дорожной карте?

    Если в субъекте Российской Федерации сложилась практика независимой оценки квалификаций, то мероприятия необходимо включить в дорожную карту в раздел независимая оценка качества подготовки кадров.

  • Возможно ли разработать и утвердить контрольно-оценочные средства для проведения квалификационных срезов на федеральном уровне?    Можно ли применить независимую оценку на уровне региона как механизм для получения квалификационных срезов?

    Есть практика проведения квалификационных срезов у Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (Дмитрий Глушко), данная лучшая практика будет зафиксирована в виде методики и направлена.

    При этом мероприятие «проведение квалификационных срезов» внесено в типовую дорожную карту для определения динамики показателей подготовки кадров по результатам внедрения Регионального стандарта. В случае если проведение регионального чемпионата ВорлдСкиллс запланировано на осень 2016 года, то мероприятие по квалификационному срезу не требуется.

  • Критерии оценки эффективности подготовки кадров для всех регионов будут фиксированы или адаптированы под особенности конкретного региона?

    Критерии оценки эффективности региональной модели будут разрабатываться совместно с пилотными регионами в процессе апробации Регионального стандарта.

  • Предлагается ли рассмотреть вопрос предоставления льгот (налоговых и иных преференций) предприятиям, участвующим во внедрении и реализации Регионального стандарта, а также предприятиям, участвующим в реализации программ дуального (практикоориентированного) обучения?

    Разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в целях мотивации предприятий к участию в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров». Данный законопроект осенью 2015 года прошел общественное обсуждение на сайте: http://regulation.gov.ru/projects#npa=38594

    В 2016 году законопроект прошел оценку регулирующего воздействия и направлен в Правительство Российской Федерации, после чего будет направлен в Государственную Думу. Разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 265 Налогового кодекса Российской Федерации в целях предоставления преференций компаниям, участвующим в развитии материальной и учебно-лабораторной базы образовательных организаций», на данный момент он проходит процедуру согласования с ФОИВ, после чего будет размещен на сайте для общественного обсуждения.

  • Каким документом должна быть принята Стратегия кадрового обеспечения промышленного роста?

    Стратегия может быть отдельно разработанным документом, так и частью стратегии социально-экономического развития. Принятие документа должно быть нормативным в соответствии с процедурами принятия аналогичных документов в регионе. Коллегиальным органом она утверждена быть не может, т.к. это совещательный орган, который может только рассмотреть стратегию и выдать свою резолюцию.

  • Имеет ли смысл создавать отдельный координационный совет при наличии органа со схожей функцией в регионе?

    В соответствии с Региональным стандартом, координационный совет может быть создан на базе существующего коллегиального органа. При этом должно быть произведено сопоставление функций и состава совета, которые описаны в Стандарте. И в случае необходимости, внести соответствующие изменения в работу существующего органа и документы, регламентирующие его работу. 

  • Кто в регионе может выступать Координатором – должен ли это быть Председатель Правительства региона?    По какому принципу должен быть определен Координатор? Может ли стать региональный орган исполнительной власти координаторам?

    Координатор - организация, способная осуществить межведомственное взаимодействие и в которой содержится функционал либо объединения (бизнес-объединения), либо образования, либо стратегии и развития региона (региональный институт развития). При этом регион сам должен определить, кто именно способен выполнить функции координатор. Основной фокус на людях: выбранный субъект должен содержать людей готовых и способных на коммуникацию и выстраивание отношений. Но у данного субъекта либо уже должны быть полномочия по координации, либо ему их должны предоставить.

    Да, роль координатора может выполнять региональный орган исполнительной власти. Такой вариант реализован в Белгородской области. 

  • В регионе приняты нормативные документы, прогнозирующие потребность в кадрах, и определены сроки ее формирования, которые не совпадают с дорожной картой. Можно ли в региональной дорожной карте сохранить сроки формирования потребности, определенные региональным законодательством?

    Да, можно. Как и по другим мероприятиям дорожной карты. Если какие-то процедуры и сроки зафиксированы региональным законодательством, они учитываются при формировании дорожной карты апробации Регионального стандарта.

  • Возможно ли на федеральном уровне разработать и утвердить единую методику формирования прогноза потребности в кадрах (например, методику центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета)?

    Данный вопрос находится в работе. Необходимость подобной методики очевидна. Это одна из задач, которая будет решаться Агентством стратегических инициатив совместно с заинтересованными организациями, органами исполнительной власти и регионами в процессе апробации Регионального стандарта, в том числе на основе лучших региональных практик.

  • Что подразумевается под региональной концепцией навигации по востребованным и перспективным профессиям?

    При разработке Регионального стандарта Агентство стратегических инициатив предлагает рассматривать понятие «профориентация» в более широком смысле как ориентацию учащихся по востребованным и перспективным профессиям, в том числе с учетом выстраивания системы дополнительного образования детей. Это определяет понятие «навигация».

  • Принимается ли как договор о сетевой форме реализации образовательных программ договоры о дуальном обучении?

    Принимается. В субъектах договоры могут называться по-разному. При этом договор должен отвечать требованиям, зафиксированным в статье 15 ФЗ «Об образовании».

  • Будет ли прорабатываться изменения в законе о профессиональном образовании в части создания кафедр образовательных учреждений на производстве для упрощения процедуры лицензирования?

    Данный вопрос необходимо дополнительно проработать. Агентство стратегических инициатив уточнит статус по данному вопросу с Минобрнауки России.

  • Как можно выстроить механизмы финансирования сетевого взаимодействия, а именно механизмы межбюджетного финансирования, есть ли проработанные методики?

    Данный вопрос находится в работе. Это одна из задач, которая будет решаться Агентством стратегических инициатив совместно с заинтересованными организациями, органами исполнительной власти и регионами в процессе апробации Регионального стандарта, в том числе на основе лучших региональных практик.

  • Будут ли направлены типовые договоры и схемы реализации сетевых договоров?
  • Насколько должна быть представлена вся линейка уровней образования? Возможно ли не привлекать к реализации стандарта вузы, или привлекать ограниченно по некоторым позициям?

    Вузы должны быть обязательно привлечены к реализации Регионального стандарта, иначе не будет обеспечено выполнение Положения 8.

  • Инженерные кадры выделены в отдельное положение. Можно определить требование, что не менее 10-20-50% (любая цифра) компетенций, выбираемых регионом, должны составлять инженерные? Будет идеально, если дадите перечень для выбора. Регионы сами решат, кого взять.

    Каждый регион выбирает для себя пропорции по линейке уровней образования, в том числе по перспективным профессиям. При определении перечня профессий необходимо исходить от потребности ключевых работодателей, привлекаемых к реализации Регионального стандарта. В отношении перспективных профессий, к реализации стандарта привлекать предприятия инновационных кластеров, технопарков и перспективных инновационных проектов региона.

  • Планируется ли тема независимой оценки квалификация (сертификации) мастеров? Имеется ввиду именно подтверждение квалификации.

    В дорожной карте предложен блок по подтверждению сертификации экспертов ВорлдСкиллс. По другим видам оценки квалификации вопрос не прорабатывался. Агентство стратегических инициатив готово принять предложение по данному вопросу.

  • Возможно ли на федеральном уровне разработать и утвердить для всех субъектов типовые технические описания компетенций ВорлдСкиллс?

    Все технические описания размещены на сайте Союза «ВорлдСкиллс Россия» в разделе Техническая дирекция. При этом предусмотрена разработка классификатора компетенций ВорлдСкиллс – более удобного способа описания информации.

  • Предлагаем на федеральном уровне разработать и утвердить контрольно-измерительные материалы и формы проведения ГИА по методике ВорлдСкиллс в целях соблюдения единого подхода к оценке уровня компетенций обучающихся.

    Данный вопрос прорабатывается. В прошлом году был разработан проект методики. В текущем году идет пилотная апробация в нескольких регионах – Москва, Московская область, Республика Татарстан, Республика Северная Осетия и в других. По результатам апробации методика будет скорректирована.

  • Необходимо ли создавать еще одну базу данных или возможно основываться на базу данных Минобрнауки России?

    Нет, дополнительных баз данных создавать не нужно. При этом проект по мониторингу трудоустройства Минобрнауки России находится в стадии проработки. Необходимо этот момент учитывать при разработке дорожных карт, т.к. данные системы Минобрнауки пока могут быть недоступны.

  • Будут ли разработаны и когда представлены в субъекты количественные и / или качественные критерии оценки достаточности и обеспеченности материально-технического оснащения?

    Качественные критерии оценки формируются исходя из:

    • инфраструктурных листов по компетенциям ВорлдСкиллс,
    • требований, зафиксированных в образовательных стандартах, либо примерных образовательных программах.

    В случае отсутствия этих требований по профессиям (компетенциям), участвующим в апробации Регионального стандарта, требования формируются:

    1. Совместно с работодателем при формировании или корректировке образовательных программ.
    2. При сборке новых компетенций ВорлдСкиллс, совместно с экспертным сообществом.

    Количественные критерии формируются исходя из количества обучающихся и нормативов (возможностей) использования ресурсных площадок. 

  • Что понимается под дуальным образованием?

    «Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р, предусматривает «последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения».

    Существенные характеристики практико-ориентированного образования, отличающие его от всех других типов образования:

    • источник целеполагания – запрос экономической сферы (которая рассматривается как ядро «социальной практики», понимаемой в широком смысле) в квалифицированных кадрах определенного уровня и профиля квалификации;
    • развитые механизмы социального партнерства (включенность в деятельность профессиональных образовательных организаций представителей экономической сферы – непосредственных заказчиков, потребителей и благополучателей результатов практико-ориентированного образования);
    • первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных, прежде всего на формирование конкретных, стандартных и стандартизируемых навыков и умений (в рамках реализации заданных профессиональных функций);
    • преимущественное использование в педагогическом процессе стандартных и технологичных форм, методик, методов и средств обучения.

    Различают «узкий» и «широкий» смыслы понятия «дуальное образование (обучение)», сложившиеся в Российской Федерации.

    В узком смысле, дуальное обучение – это форма организации и реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое – в организации работодателя.

    Дуальное обучение в узком смысле практически совпадает с формой организации практики на рабочем месте в рамках образовательной программы. Эта форма, как правило, подразумевает взаимодействие профессиональной образовательной организации с организацией работодателя и не ведет к изменениям системы профессионального образования на уровне всего субъекта Российской Федерации.

    В широком смысле, дуальное образование – это инфраструктурная региональная модель, обеспечивающая взаимодействие систем: прогнозирования потребностей в кадрах, профессионального самоопределения, профессионального образования, оценки профессиональной квалификации, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая наставников на производстве. Регулируются взаимоотношения сторон гибкой консенсусной, коллегиальной системой управления. Каждая система влияет на развитие другой и одна без другой не может существовать.

    Именно целостностью и одновременно распределенностью функций участников обеспечивается эффективность дуальной модели обучения (образования).

    Подробнее см. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. – Москва, 2015, С. 13-33.

  • Какими документами регламентируется дуальная подготовка студентов?

    Нормативно-правовое оформление внедрения дуальной модели обучения (образования) требует подготовки соответствующей нормативно-правовой базы на всех уровнях управления:

    • федеральный
    • региональный
    • локальный

    Термин «дуальное образование (обучение)» пока что не определен на федеральном уровне и может использоваться профессиональными образовательными организациями, организациями работодателей при условии наличия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации о проведении регионального эксперимента.

    Закрепление терминов «дуальное образование (обучение)», «дуальная модель» и т.п. на федеральном уровне ведет к существенным изменениям в системе среднего профессионального образования, прежде всего, принципов финансирования и формирования инфраструктуры, изменению степени ответственности и прав организаций работодателя при реализации образовательного процесса.

    На данный момент в Российской Федерации отсутствует опыт разработки документов, закрепляющих требования к дуальной модели образования на федеральном уровне, в дальнейшем предполагается обсуждение возможности разработки необходимой нормативно-правовой базы соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

    Опыт пилотных регионов показывает, что общие рамочные условия организации образовательного процесса с использованием элементов дуального обучения определяются нормативными актами субъекта Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации сложилась своя терминология в рамках проекта, и документы могут иметь различные названия. Как правило, это «Положение о дуальном обучении» (также называется «Положение об организации обучения на рабочем месте»), «Положение о наставничестве», «Положение о базовом предприятии», иногда – «Типовой договор о сетевой форме реализации образовательного процесса», «Типовой ученический договор». Иногда эти договоры составляются сотрудничающими организациями самостоятельно на основе федеральных документов.

    Подробнее см. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. – Москва, 2015, С. 14-16 + Приложение 1. Карта нормативных документов модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.

  • Каким образом обеспечивается целевой набор студентов в группы?

    Обеспечение целевого набора требует системной работы на уровне региона.

    Выбор координатора процесса внедрения и реализации модели дуального образования в регионе является первоочередной и одной из ключевых задач, так как координатор в оперативном режиме обеспечивает успешную реализацию процесса в целом и отвечает за исполнение отдельных его этапов.

    Качественное прогнозирование отраслевых и региональных потребностей является одним их ключевых аспектов успешного функционирования дуальной модели образования, так как позволяет определить согласованный региональными представителями власти, предприятиями-работодателями и образовательным сообществом фокус направления подготовки специалистов и в последующем правильно выстроить соответствующие программы подготовки кадров.

    Система профориентации направлена на то, чтобы создать почву для пересечения интересов личности, системы образования, работодателя, государства. Профориентация является действенным инструментом своевременного профессионального самоопределения человека, в соответствии с чем должна осуществляться как можно раньше (например, в Германии активная профориентационная работа начинается с 5 класса).

    Профориентационная работа является важнейшим фактором, обеспечивающим осмысленный выбор школьниками профессий и специальностей, наиболее перспективных с точки зрения развития региона и обеспечения баланса между результатами прогноза потребности в кадрах и спросом на обучение.

  • Возможно ли начать реализацию программ дуального обучения студентов со 2-3 курсов?

    Да, это возможно. Регламентируется договором о сотрудничестве между профессиональной образовательной организацией и организацией работодателей. Одним из пунктов договора является описание условий и порядка осуществления образовательной деятельности в рамках договора, в том числе, распределение между организациями выполняемых ими обязанностей при реализации программы (или ее части), перечень ресурсов, которые будут использоваться каждой организацией в ходе выполнения договора; порядка организации академической мобильности обучающихся, то есть их перехода из одной организации в другую на определенный период времени.

  • Возможен ли отбор и обучение студентов на предприятии только части (10 чел) учебной группы? Проходят ли проф.пробы студенты с целью отбора в группу дуального обучения? Какие?

    Отбор возможен. Как правило, он проводится после первого курса. При этом критерии и процедуры (правила) отбора разрабатываются совместно сотрудничающими организациями (колледжем и предприятием), они должны быть заранее доведены до сведения студентов и их родителей (законных представителей). Отбор может производиться по итогам собеседований или практических заданий (в том числе, и в форме профессиональных проб, например, во время учебной и (или) производственной практики); по результатам обучения на первом курсе.


    Опыт такой работы существует в пилотных регионах проекта. Можно посмотреть их кейсы в Методических рекомендациях по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. – Москва, 2015: Пермский край – С.33; Белгородская область – С.38; Тамбовская область – С. 53; Республика Татарстан – С. 63

  • Существует ли обязанность Предприятия платить студентам стипендии во время теоретического/практического обучения? Возможно ли отнесение данных затрат на себестоимость?

    Обязанности, закрепленной законодательно на федеральном уровне, нет. Этот вопрос может регулироваться на региональном уровне. И, как правило, предприятия платят студентам стипендию, ее размер отличается в разных регионах и устанавливается, обычно, в рамках ученических договоров (см. Приложение 1 к Методическим рекомендациям: Карта нормативных документов модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров)

    На данный момент работодатели, обучающие студентов по дуальной модели, несут затраты на подготовку студентов - будущих сотрудников из чистой прибыли.

    Агентством стратегических инициатив прорабатывается вопрос внесения изменений в статью 264 Налогового кодекса Российской Федерации. 

    На Портале нормативно-правовых актов РФ можно ознакомиться с проектом Федерального закона «О внесении изменений в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в целях мотивации предприятий к участию в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров». Указанный Законопроект предусматривает внесение изменений в подпункт 23 пункта 1 и пункт 3 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым к расходам на обучение будут также относиться расходы налогоплательщика, осуществленные на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенных с образовательными организациями в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Указанные расходы будут признаваться при условии, если хотя бы хотя бы один из учащихся, окончивших обучение в указанных образовательных организациях, заключил трудовой договор на срок не менее одного года. Данный Законопроект проходит оценку регулирующего воздействия.

  • Какое соотношение практического и теоретического обучения рекомендуется по дуальной модели? Есть ли рекомендуемый календарный учебный график (по годам)?
    Какие дисциплины, профессиональные модули и на каких курсах преподают студентам мастера производственного обучения (из колледжа), наставники с предприятия, преподаватели учебного центра предприятия?

    Ответы на каждый из этих вопросов зависят от особенностей профессии, специальности. Нельзя указать что-либо единое по каждому из вопросов. Существуют общие принципы и подходы, позволяющие прийти к верному решению.

    Необходимо подчеркнуть первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных, прежде всего на формирование конкретных, стандартных и стандартизируемых навыков и умений (в рамках реализации заданных профессиональных функций); преимущественное использование в педагогическом процессе стандартных и технологичных форм, методик, методов и средств обучения. Подробнее об этом можно прочитать в учебном центре Маяка профессионального образования. 

    Разработка (обновление) основной профессиональной образовательной программы должно осуществляться совместно представителями организаций-работодателей и профессиональных образовательных организаций. Разработка или обновление требует создания отдельных рабочих групп, тесно взаимодействующих друг с другом.

    Важно соблюдать последовательность шагов алгоритма: от определения результатов освоения образовательной программы к процедурам оценивания и оценочным средствам, только потом – к формированию собственно содержания и структуры программы. Понимание целей (результатов) и способов их проверки дает возможность выстроить программу самым оптимальным способом. При этом формирование структуры программы (состав профессиональных модулей, учебных дисциплин) и ее содержания проводится по принципу «от обратного»: сначала определяются виды работ (практик), входящих в состав модулей, затем состав и содержание МДК по модулям, а затем уже состав и содержание дисциплин. Содержание профессионального модуля должно обеспечивать принцип синхронизации теории и практики, а содержание учебных дисциплин должно «поддерживать», подготавливать освоение модулей. В процессе формирования содержания программ профессиональных модулей и дисциплин происходит перераспределение учебного материала: все специальное, профессионально значимое входит в состав модулей, общепрофессиональные вопросы освещаются в содержании дисциплин. Важно понимать, что все содержание программы должно быть направлено на достижение целей обучения – освоения профессиональных и общих компетенций, определяющих квалификацию выпускников.

    Соблюдение алгоритма дает возможность в процессе разработки образовательной программы совместной рабочей группе обсудить условия реализации программы, распределить зоны ответственности за реализацию отдельных элементов программы, что ведет к обоснованному целесообразному построению учебного плана и календарного учебного графика.

    Приоритетное значение в построении основной профессиональной образовательной программы с использованием элементов дуальной формы обучения имеет достижение выпускниками квалификации, необходимой работодателю. Это цель сетевого взаимодействия сторон, для обеспечения которой с учетом особенностей производства определяется, какие необходимы педагогические кадры (включая работников предприятий), оборудование, инфраструктура для проведения практик, каким должен быть календарный учебный график, учебный план и содержание составляющих его дисциплин и профессиональных модулей.

    Подробнее - см. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. – Москва, 2015, С. 17-20 + кейсы пилотных регионов: Пермский край – С.33; Белгородская область – С.38; Тамбовская область – С. 53; Республика Татарстан – С. 63; Кейс АО «ИСС», АО «Красмаш» - С. 73; Кейс ОАО ПНТЗ – С. 85

  • Каким образом осуществляется промежуточная аттестация студентов? Как организована практическая часть экзамена по профессиональному модулю? Кто входит в экзаменационную комиссию? Кто составляет теоретические вопросы, практические задания для оценки результатов обучения студентов?

    Промежуточная аттестация студентов носит «плавающий» характер. Экзамен проходит после завершения профессионального модуля. Возможны варианты проведения процедуры экзамена (по принципу «здесь и сейчас»; защита проекта; защита и (или) экспертная оценка портфолио студента). Ее выбор зависит от специфики профессии, специальности и конкретного профессионального модуля. Необходимо провести анализ необходимых условий и ресурсов для проведения экзамена. Подробнее см. Концепцию и методику разработки оценочных средств для проведения квалификационных испытаний.

    Теоретические и практические задания для аттестации по профессиональному модулю, для оценки результатов обучения составляет совместная рабочая группа экспертов от профессиональной образовательной организации и организации работодателей.

    Практическая часть экзамена может проходить в рамках производственной практики. При этом необходимо обеспечить экспертную оценку выполнения студентом определенного задания с оформлением соответствующего протокола, который войдет в состав портфолио студента. В экзаменационную комиссию входят представители профессиональной образовательной организации (именно она несет ответственность за организацию аттестации), представители организации работодателей. Желательно предусмотреть «эффект независимости» - включить в состав комиссии преподавателей, мастеров производственного обучения колледжа и наставников на производстве, которые не обучали именно этих студентов.

    Подробнее см. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. – Москва, 2015, С. 23-25

  • Как организуется работа студентов над курсовыми работами и дипломными проектами?

    Очевидно, принципиальным отличием является два аспекта. Первое – тематика курсовых, дипломных связана с конкретными технологическими, производственными процессами, видами работ конкретного предприятия и программами профессиональных модулей ОПОП. Тематика разрабатывается совместно профессиональной образовательной организацией и организацией работодателя.

    Руководство курсовыми и дипломными работами осуществляется как преподавателями колледжа, так и работниками (наставниками) предприятий. Защита также проходит при комиссии, в состав которой входят представители обеих организаций, при этом должны быть приглашены независимые (не обучавшие и не руководившие работами, проектами) эксперты.

    Все особенности организации этой работы закрепляются локальными нормативными правовыми актами образовательной организации.

  • Оптимальное (рекомендуемое) число закрепленных студентов за одним Наставником от Предприятия?

    При ответе на данный вопрос нужно обратить внимание на следующее: на предприятии должен быть создан учебный центр (производственно-учебное подразделение). В этом подразделении работают разные по своему функционалу и уровню педагогической подготовки сотрудники. Современный отечественный и зарубежный опыт дает возможность говорить о наличии типологии и классификации квалификации и компетенций наставников в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, к которой они готовят своих учеников. Можно разделить наставников на тех, кто непосредственно обучает и тех, кто организовывает процесс обучения, взаимодействует с другими организациями, в том числе образовательными.

    Наставник-организатор обучения на предприятии может проводить вводные занятия, практические занятия, аналогичные занятиям в колледже, с группой студентов (10-15), а затем они расходятся по рабочим местам, где у каждого из них есть свой наставник. Это идеальный вариант. Если это невозможно, то желательный вариант – 2-3 студента на одного наставника. При этом педагогическая и методическая подготовка таких наставников минимальна (базовая). С ними также взаимодействует наставник-организатор и помогает грамотно организовать обучение студентов.

  • Какие существуют критерии отбора Наставников  на предприятии и как мотивировать их к работе со студентами?

    Поскольку на федеральном уровне нет документа, закрепляющего такие требования и меры, в каждом из пилотных регионов и на разных предприятиях эти вопросы решаются по-своему. В рамках проекта на основе обсуждения с экспертами-участниками проекта был подготовлен проект документа «Типовое положение о наставничестве», который дает ответ на данный вопрос с точки зрения лучших практик проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».

    Подробнее - см. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. – Москва, 2015, С. 110-113

  • Какое обучение (повышение квалификации) проходят наставники, преподаватели образовательного центра, мастера производственного обучения? Рекомендуемые программы.

    Современный отечественный и зарубежный опыт дает возможность говорить о наличии типологии и классификации квалификации и компетенций наставников в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, к которой они готовят своих учеников, как следствие – о различиях требований к уровню образования.

    Деятельность наставника не ограничивается только подготовкой рабочих. Она необходима для техников и технологов, инженеров и т.д. Обучать возможно не только определенным действиям, операциям на рабочем месте, но и исследовательской, проектной, конструкторской деятельности.

    Однако говоря о психолого-педагогической и методической составляющей подготовки наставника, можно выделить компетенции, в равной степени необходимые всем, как и педагогическим кадрам колледжей. Среди них: компетенции в области педагогического проектирования; создания практикоориентированной образовательной среды; сопровождения профессионального самоопределения студентов; формирования и оценивания компетенций; организации самостоятельной работы студентов; обеспечение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. В программе подготовки наставников можно выделить пять основных разделов:

    1. Профессиональное обучение: цель и средства ее достижения
    2. Оценивание результатов освоения профессиональной деятельности
    3. Проектирование профессионального обучения
    4. Организация и ведение профессионального обучения
    5. Документирование процесса и результатов деятельности мастера производственного обучения и наставника на производстве.

    Работа над программой и учебно-методическим комплексом ведется в настоящее время Центром профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федеральный институт развития образования». Предполагаемое время готовности – конец 2016 года.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Присоединяйтесь к нашему форуму
и обсуждайте актуальные новости и важные проблемы!

ПЕРЕЙТИ НА СТРАНИЦУ ФОРУМА
Вверх