Всероссийский проект 
«ТропаМИРоссии»

Каркасом современного природного туризма является система оборудованных туристических троп. Тропы различной протяженности — это основа территориальной проницаемости для человеческих трафиков и простого доступа к потреблению продуктов, созданных природой.

Развитые системы туристических троп различной протяженности существуют по всему миру, они объединяют все разнообразие интересов: активный туризм, паломничество, спорт, экстрим, экологию, гастрономию, оздоровление, просто отдых и развлечения. В одних странах они пересекают всю страну от края до края, а в других создают плотную разветвленную сеть.

Туристические тропы - это: 
Традиции и культура
Почувствуйте атмосферу места через быт, творчество и общение с хранителями традиций
Явления
Явления природы, уникальные растения и животные, которые можно увидеть только в определенном месте
Люди
Встретить своего человека — важная задача в жизни каждого, а тропы объединяют, дарят настоящих друзей и незабываемые встречи
История мест
Повествование о поколениях людей, которые жили и трудились на этой земле, а также событий, оставивших свой отпечаток во времени
Кнопка
Обучающий онлайн-курс
Свежий выпуск
Расписание
Тестирование
Эксперты
Медиа, пиар и упаковка тропы

Кирилл Позняков, руководитель маркетингового агентства SFM Agency 
Сделай шаг, и дорога появится сама собой
Курс для всех, кто готов к новым вызовам, задает тренды
и формирует моду на активный образ жизни 
Все выпуски

Отвечайте на вопросы по итогам просмотренных лекций и выигрывайте призы! Для прохождения тестирования вам понадобится телеграм-аккаунт. Количество попыток не ограничено, но засчитан будет только первый результат. Не забудьте оставить ваш аккаунт открытым — это нужно, чтобы получить приз в случае выигрыша. Тесты публикуются на следующий день после выхода лекции. 

  1. Тестирование по теме «Изменение потребительских предпочтений: от советского туриста-походника до современного трекера-любителя»
  2. Тестирование по теме «Международный опыт проектирования туристических троп»
  3. Тестирование по теме «Международный опыт создания велотроп»
  4. Тестирование по теме «Мировой опыт индустрии кемпинг туризма»
  5. Тестирование по теме «Участки для размещения рекреационного объекта: категория, вид разрешенного использования, территориальные зоны»
  6. Тестирование по теме «Как создать тропу в регионе: путь Татарстана»
  7. Тестирование по теме «Тропа успеха - как создать то, что будет удивлять и приносить деньги»
  8. Тестирование по теме «Большая уральская тропа: методика развития отрасли и территория взаимодействия»
  9. Тестирование по теме «Опыт Кемеровской области: тропа как зеркало идентичности территории»

Игорь Булыгин
Соучредитель АНО «Проект национальные тропы России», директор студии «Mossa. Брендинг и дизайн», победитель форума «Сильные идеи для нового времени»
Анна Важенина
Эксперт по развитию туристических проектов и контенту, участник проектов АСИ
Николай Дмитриев
Директор АНО Содействия развитию индустрии кемпинг-туризма «Твой кемпинг», эксперт Российского Союза Туриндустрии
Александр Железняк
Эксперт в области устойчивого туризма, автор проекта комплекса активного туризма «Большая севастопольская тропа», победитель форума «Сильные идеи для нового времени»
Ольга Захарова
Директор дивизиона «Городская экономика» АСИ 
Наталья Калягина 
Заместитель председателя «Всероссийское общество охраны природы» по г. Санкт-Петербург и Ленинградской области
Илларион Комаров
Главный архитектор бюро МАП Архитектс, эксперт в проектировании мастер-планов туристических территорий
Марина Ненарокова
Генеральный директор консалтинговой юридической компании «Природный кодекс», Председатель Комитета по инфраструктуре и земельно-имущественным отношениям Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»
Вячеслав Пестриков
Директор АНО «Лаборатория внутреннего туризма», руководитель проекта «Большая уральская тропа»
Дмитрий Петрулёв 
Основатель Креативного агентства FOL’GA 
Роман Пономаренко
Консультант по инклюзивному развитию Нижегородской области АНО «Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области», депутат городской думы г. Нижний Новгород, эксперт федерального проекта «Открыто для всех» АСИ, руководитель проекта по инклюзивному туризму «Путешествуем Вместе»
Игорь Савушкин
Собственник глэмпинга «Сплав стихий»
Антон Сазонов
Соучредитель Общероссийского движения «ВелоРоссия»
Оксана Саргина
Руководитель Дирекции по природным территориям «Института развития городов Республики Татарстан»
Владимир Черепанов
Дизайнер, эксперт по территориальному брендингу, амбассадор Горной Шории

Заголовок блока

1 место
занимает Россия по площади
природных территорий
2400 км
организованных троп в России
Для сравнения, в Канаде – более 278 тыс. км
94%
россиян хотят во время путешествий
совершать пешие прогулки
(по данным ВЦИОМ)
50%
россиян нравится находиться на свежем воздухе
63%
россиян выделяют природные объекты
как представляющие наибольший интерес
<1%
участников комплекса ГТО
прошли испытание «Туристский поход
с проверкой туристских навыков»

Исследование вовлеченности россиян
в путешествия по туристическим тропам

Исследование проводилось АСИ совместно с Группой компаний Б1 при поддержке Русского географического общества, а также при участии Министерства спорта России и Министерства науки и высшего образования России.
Сколько в России туристических троп? 
Результаты опроса АСИ о туристических тропах в регионах Российской Федерации в 2023 году
Статья на Дзене
Какие бывают тропы? 
По типу передвижения
По цели путешествия
По интенсивности антропогенного окружения
По оборудованности
По сложности 
Направления

Описание

Пешие
Велосипедные
Конные
Водные 
Лыжные (трассы)
Снегоступные
Комбинированные
Направления

Описание

Природно-
рекреационные
Спортивно-
оздоровительные
Паломнические
Винные
Исторические
Экологические
Комбинированные
Направления

Описание

Природные
Городские
Сельские
Направления

Описание

Малооборудованные
Среднеоборудованные
Полностью оборудованные
Направления

Описание

Легкие 
доступные для любого
уровня физической подготовки 
при отсутствии
туристического опыта
 
Средние 
доступные для среднего уровня
физической подготовки
и наличия базового
туристического опыта 
Сложные 
доступные для хорошего уровня
физической подготовки
и уверенного владения
туристическими навыками 

На сегодняшний день в РФ нет общепринятой системы классификации. Выше указаны примеры классификаций на основе международного опыта.

Проблемы создания троп

  1. Отсутствие понятия «туристическая тропа» и смешение понятий «маршрут» и «тропа» в законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
  2. Невозможность осуществления финансирования мероприятий по обустройству троп из-за отсутствия правой базы
  3. Негативное антропогенное воздействие и деградация естественных и культурных ландшафтов
  4. Отсутствие универсальных механизмов оформления прав на землю, в том числе находящуюся в частной собственности или обремененную правами третьих лиц
  5. Низкий уровень вовлечения россиян (в том числе молодежи) в программы активного туризма России 
  6. Отсутствие требований по обустройству туристических троп

Цель проекта

Развитие активного туризма, создание условий для доступного массового отдыха и сбережений здоровья нации путем создания национальной системы туристических троп и обеспечения их объектами сопутствующей инфраструктуры для роста внутреннего туризма и создания новых возможностей для малого, среднего предпринимательства и микробизнеса

Задачи проекта

  1. Создание условий для комфортного, самостоятельного отдыха на природе
  2. Разработка методических рекомендаций и проведение исследований
  3. Выявление и анализ существующих нормативно-правовых барьеров через внесение изменений в законодательство Российской Федерации
  4. Методическая поддержка, обучение и сопровождение участников проекта с целью создания конкурентоспособного турпродукта
  5. Предоставление возможностей для развития МСП и микробизнеса
  6. Выявление и тиражирование лучших практик по обустройству туристических троп и созданию сопутствующей инфраструктуры 
  7. Объединение отраслевых сообществ, бизнес-корпораций и государственных структур вовлеченных в развитие активного туризма 
  8. Повышение навыков и компетенций региональных управленческих команд

Ценность проекта

Для регионов
  • Повышение связности и популярности населённых пунктов
  • Увеличение % жителей, ощущающих положительное влияние тропы (в доходах, местной
    торговле, занятости) 
  • Увеличение налогооблагаемой базы
  • Рост индивидуальных предпринимателей и самозанятых задействованных в сфере активного туризма
  • Увеличение % возвратности туристов в регион
  • Рост трат туристов на местные товары и услуги

Для бизнеса
  • Повышение узнаваемости бренда
  • Увеличение лояльности местного населения
  • Возрождение национальных культур и сохранение исторических ценностей 
  • Получение дохода
  • Создание условий для формирования привычек здорового образа жизни сотрудников

Для местного населения
  • Развитие инфраструктуры в населенных пунктах
  • Увеличение доходов местного населения

Направления работы

Обучающий онлайн-курс

Серии видеолекций, позволяющих получить углубленные знания, обрести навыки по созданию качественного туристического продукта, а также самостоятельная проработка проектов

Совершенствование
нормативно-правовой базы

Разработка предложений по снятию нормативно-правовых барьеров через внесение соответствующих изменений в законодательство РФ, включая работу по актуализации существующих и разрабатываемых классификаций, критериев и стандартов, регулирующих туристические тропы

Методическое обеспечение

Разработка комплекса методических материалов по созданию, развитию и обслуживанию туристических троп в РФ

Экспертиза проектов

Экспертиза и консультационная поддержка экспертного сообщества, проведение выездных сессий

Экосистема
  • Формирование профильного сообщества
  • Поддержка лидерских проектов форума «Сильные идеи для нового времени»
  • Вовлечение в программу лидеров сообществ активного туризма России и студенческих туристических клубов 
Публичные мероприятия
Организация серии публичных мероприятий, направленных на сплочение профессионального сообщества и повышения мотивации
PR-кампания
Повышение информированности населения о доступных возможностях отдыха на природе, продвижение предпринимательских инициатив туристических проектов, услуг, а также достижений региона и активных сообществ
Исследования
Изучение рынка, желаний, предпочтений и поведения потребителей с целью развития перспективных видов туризма, турпродуктов и услуг

Сильные идеи для нового времени

Одним из финалистов форума «Сильные идеи для нового времени» в 2022 году стала идея «Создание и развитие индустрии туристских троп России», направленная на развитие в стране национальной системы туристических троп.

В 2023 году лидер идеи «Возрождение системы всесоюзных маршрутов» также стал победителем форума «Сильные идеи для нового времени».
 

По итогам двух форумов Президент России утвердил перечень поручений, касающийся троп:

1. Пр-1496, п.2 б) «О рассмотрении вопроса о создании условий для развития кемпинг-туризма, национальной системы туристических троп, включающей в себя местные (локальные), региональные и федеральные тропы, и сопутствующей инфраструктуры, обеспечив при необходимости внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации»

2. Пр-1676, п 1. а) «О разработке комплекса мер по развитию активного туризма, направленных в том числе на создание при образовательных организациях туристических клубов в целях привлечения обучающихся к активным видам туризма»

3. Пр-1676, п 4 «О синхронизации мероприятий, предусмотренных программой грантовой поддержки проектов по созданию модульных некапитальных средств размещения, с мероприятиями по созданию национальной системы туристических троп и обеспечению их объектами сопутствующей инфраструктуры» 

СМИ о программе

Контакты
Диана Зиннатуллина
Руководитель программы
Телефон:
+7 495 690-91-29, доб. 287
E-mail: di.zinnatullina@asi.ru