Андрей Никитин: Российской Федерации есть чему поучиться у партнеров по БРИКС, но и мы можем поделиться лучшими практиками дерегуляции

В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2015) состоялась встреча участников из стран БРИКС. Основной темой Делового форума БРИКС стали перспективы  сотрудничества и барьеры, которые мешают развитию внешнеэкономических связей. 

По мнению первого заместителя главы Минэкономразвития России Алексея Лихачева, сохранять положительную динамику партнерства позволяют, в первую очередь, новые отрасли товарообмена.

Также важную роль в укреплении связей стран БРИКС сыграла работа предпринимательских кругов, - о ней рассказал генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин. «АСИ - это площадка для выработки и координации решений по улучшению инвестиционного климата, и нам есть, что предложить партнерам по Деловому совету. Поясню на примере: важнейшим инструментом повышения качества российской деловой среды стала запущенная Агентством Национальная предпринимательская инициатива. Сам бизнес предлагает идеи, которые в дальнейшем оформляются в нормативно-правовые акты. Сегодня этой работе три года и нам удалось значительно улучшить условия бизнес-регулирования», - отметил Андрей Никитин.

По его словам, достигнутые Россией результаты не остались без внимания составителей рейтинга Doing Business. «В последние годы Россия стабильно продвигалась в нем вверх, совершив скачок со 123-й на 62-ю позицию. Если посмотреть на внутренние оценки делового климата в России, полученные в рамках Национального рейтинга, там тоже заметны улучшения. Но необходимо двигаться дальше. Мы бы хотели, чтобы правила ведения бизнеса в странах БРИКС были сопоставимы», - подчеркнул Андрей Никитин.

В начале этого года, на заключительном этапе председательства Бразилии, представители Агентства во второй раз приняли участие в работе Делового совета БРИКС. АСИ предложило создать рабочую группу по устранению избыточных административных барьеров (Deregulation Working Group), которую единогласно поддержали участники Делового совета из других стран.

«Рабочая группа сформирована и действует. Есть ряд предложений, с которых мы бы хотели начать работу в сферах таможенного администрирования и технического регулирования. Есть также предложения в области страхования и смягчения визового режима»,- рассказал участникам форума Андрей Никитин.

Он также добавил, что есть еще одно важное направление совместной работы - повышение качества профессиональной подготовки кадров, которое должно быть ориентировано на развитие новых навыков и компетенций, отвечающих запросам развивающихся экономик. Именно на решение этой задачи направлена работа группы Делового совета БРИКС по сотрудничеству в сфере профессиональной подготовки кадров (SkillsDevelopment Working Group).


Сразу после завершения заседания в зоне делового общения АСИ состоялся круглый стол, посвященный вопросам устранения избыточных административных барьеров на пространстве БРИКС. Мероприятие стало отправной точкой в работе группы по дерегуляции, созданной по инициативе Агентства. Выступая на круглом столе, Андрей Никитин отметил, что на фоне растущего товарооборота и инвестиционных потоков между странами БРИКС, все более очевидной становится необходимость гармонизации условий ведения бизнеса: «Российской Федерации есть чему поучиться у партнеров по БРИКС, но и мы можем поделиться лучшими практиками по оптимизации регуляторного воздействия государства на бизнес».

Корпоративный директор АСИ Светлана Чупшева представила участникам концепцию деятельности рабочей группы и рассказала об основных задачах и направлениях работы.


Светлана Чупшева сообщила, что 6 июля в Москве, в преддверии Саммита глав государств БРИКС, состоится установочное заседание новой рабочей группы, по результатам которого будут составлены рекомендации для включения в итоговые документы Саммита.

Президент «Деловой России» Алексей Репик отметил, что производителям из БРИКС необходимо найти свою идентичность, а странам-участникам блока - научиться ставить перед собой общие цели. «Существует принцип «coopetition» - это взаимодействие (cooperation) крупных игроков на рынке, которое основано, разумеется, на определенной конкуренции (competition) между ними, но также на взаимном уважении, совместном поиске оптимальных для них решений. Этот принцип будет определять деловую повестку БРИКС», - сказал Алексей Репик.

Мария Глухова, директор управления экономической политики и конкурентоспособности РСПП, рассказала об исследованиях и опросах, которые союз проводит на регулярной основе. «Административные барьеры у нас уверенно и постоянно входят в число ключевых проблем, 47% компаний, работающих на российском рынке, в том числе иностранные, сталкивались с теми или иными нарушениями своих прав со стороны органов власти. С другой стороны, по данным наших опросов, российские компании при выходе на зарубежные рынки, включая рынки БРИКС, также испытывают проблемы: почти треть указывает в числе этих проблем непрозрачные и нарушающие конкуренцию программы субсидирования».


По словам Марии Глуховой, вторым по важности фактором, мешающим развитию российского экспорта, респонденты называют технические барьеры. За ними следуют таможенные пошлины, меры антидемпинговой защиты, санитарные и фитосанитарные ограничения.

Андрей Шубин, исполнительный директор «ОПОРЫ РОССИИ», опираясь также на опыт российских компаний, сказал, что между странами БРИКС много различий, и барьеры в каждой из них отличаются. «В Индии, скажем, законодательство очень разнится от штата к штату, и если вы нашли партнера в регионе, который полноценно представляет ваши интересы, - это уже история успеха. В Бразилии трудности чаще возникают с высокими таможенными пошлинами. Но ключевая проблема (особенно для малого бизнеса) - отсутствие информации о рынках БРИКС».

Управляющий партнер по России компании EY Александр Ивлев сделал акцент на существующих форматах интеграции - EC, ЕврАзЭС, АСЕАН. «Главное, к чему стоит стремиться, - заявил Александр Ивлев, - как можно большая открытость, публичность бизнеса, а также создание единого экономического пространства, то есть обеспечение таможенных, миграционных, налоговых преференций».

На круглом столе также выступил партнер и управляющий директор московского офиса компании BCG Константин Полунин. По его словам, процесс устранения административных барьеров - долгий, и он требует концентрации на ключевых проблемах.

«Я бы рекомендовал рабочей группе вынести на обсуждение вопрос, в каких областях конкретно есть спрос со стороны предпринимательского сообщества на какие-либо изменения. Лечить сразу все это бесполезно и ни к чему не приведет. Для начала необходимо сфокусироваться на чем-то конкретном. По опыту ЕС, снятие жестких ограничительных рамок, гармонизация всего со всем - итог, по меньшей мере, 20 лет, поэтому странам БРИКС стоит определиться с приоритетами на сегодняшний день».

Участники круглого стола голосованием выделили наиболее проблемные, с их точки зрения, сферы регулирования в странах БРИКС. Ими стали таможенное администрирование, техническое регулирование и стандарты, защита интеллектуальной собственности, финансовое корпоративное управление, а также визы и миграционное законодательство.