Чадо техники / В планах на 2016 год - запустить в России еще 10 детских технопарков

Как заинтересовать ребенка нанотехнологиями и промышленным дизайном? Придется ли вводить электронную очередь в детских технопарках? Сколько баллов ЕГЭ получат победители инженерных олимпиад для школьников? Об этом «РГ» рассказала автор инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» Агентства стратегических инициатив Марина Ракова.

Марина, первые детские технопарки – «Кванториумы» - заработали в Ханты-Мансийском автономном округе и Татарстане. Дроны-беспилотники, насекомые-роботы… Высокотехнологичное оборудование доступно теперь каждому школьнику?

Марина Ракова: Да, в технопарке ребенок может, например, управлять через специальный шлем тараканом-киборгом, которому внедрили электронный чип. Но это не просто «игрушка»: специалисты в области нейрохирургии, биоинженерии и программирования подробно рассказывают школьникам, как работает такой нейроинтерфейс и учат внедрять сам чип. Расчет простой: серьезно заинтересовать ребенка научно-техническим творчеством.


Чему в технопарке можно научиться?

Марина Ракова: Киберфизике, авто-, космо-, аэромоделированию, нейро-, биотехнологиям, программированию. Всего открыто более десяти направлений. Сам технопарк разбит на несколько цехов, разделенных стеклянными перегородками. Получается такой большой аквариум. Есть «грязная» зона, где дети учатся, например, сварке и фрезеровке. А еще - секция сборки электроники с паяльной станцией, отдел промышленного дизайна, IT-класс. И в центре - коворкинг - единое пространство с общедоступными лабораториями, лазерами, 3D-принтерами. Причем в одной лаборатории одновременно могут заниматься дети, которые, скажем, изучают биологию клетки, и те, кто разрабатывает новый материал для крыла беспилотника. А в цехе промдизайна будущие робототехники могут соседствовать с «нефтяниками». Плюс музей науки. Школьные экскурсии приезжают сюда каждый день. Ребята, приехавшие посмотреть на интерактивные экспонаты, проходят и через весь «аквариум».


Очередь на занятия в детские технопарки есть?

Марина Ракова: Полный курс обучения в «Кванториуме» рассчитан на два года, занятия в нем - бесплатные. И посещать их может любой школьник, начиная с 7-го класса. Так что запущенные несколько месяцев назад технопарки уже работают с полной нагрузкой: интерес к ним огромный. Поэтому мы разрабатываем систему электронной очереди. По стандарту на площадке в 1000 квадратных метров в год должны пройти обучение около 1200 детей. На площадке в 600 квадратных метров - около 400 детей.


В Набережных Челнах школьники разрабатывают беспилотники под началом инженеров КАМАЗа. А в других городах есть своя «фишка»?

Марина Ракова: Да, в ХМАО ребят будут курировать сотрудники российских нефтяных компаний. Также мы планируем создать федеральный «Космоквантум» в Королеве при поддержке Объединенной ракетно-космической корпорации, где с детьми будут работать инженеры высочайшего уровня. Кроме того, программы для технопарков создают специалисты ОАК, «Росатома», Роснано. Крупные корпорации заинтересованы в лучших кадрах. И мы надеемся, что они будут приглашать на практику талантливых ребят из технопарков, возможно, даже помогать им поступать в вузы по целевому набору.


А когда детский технопарк появится в Москве? Чем он удивит?

Марина Ракова: Надеюсь, уже в этом году. Мы рассматриваем несколько площадок. Это будет огромный детский центр. Ключевые мастер-классы, самое современное и мощное оборудование, лучшие вузовские преподаватели из МГУ, МГТУ, МАИ… На московскую площадку мы будем приглашать и иностранных ученых, и инженеров практиков.

В планах на этот год - запустить в России еще 10 детских технопарков. Список регионов-участников формируется. Условий много. Это и развитая инфраструктура, и научные, педагогические кадры, и заинтересованность участия в инициативе региональных промышленных компаний.


Из чего состоит курс в технопарке?

Марина Ракова: Первые полгода ребенок пробует все: погружается в инженерную культуру, паяет первую плату, осваивает 3D-печать, изучает лабораторное оборудование, станки ЧПУ… Потом идет выбор конкретного направления для работы в командах. Школьник может нацелиться на дисциплины, по которым проводятся международные соревнования, - битвы роботов, гонки беспилотников. Или войти в уникальный исследовательский проект.

А летом команды слетаются во всероссийские детские центры. В этом году во время летних смен мы предложим ребятам разработать систему раннего прогнозирования цунами. К примеру, нужны сигнальные поплавки, которые будут собирать данные о профиле волны, температуре, давлении с поверхности океана. Над этим будут работать ребята-«киберфизики» из разных регионов. Катер-беспилотник, который разбросает маячки по океану, сделают те, кто занимается «аэро»… Кроме того, понадобится летающий дрон для сбора полученных данных. Поплавки должны быть биоразлагаемыми, безвредными для экологии. В эту цепочку также будет включена система приема данных гиперспектрального дистанционного зондирования Земли. Таким образом, над одной задачей будут работать ребята – «космонавты», айтишники, конструкторы, биологи, геологи из всех технопарков России.


В этом году пройдет несколько инженерных олимпиад для школьников. Какие возможности появляются у ребят-победителей?

Марина Ракова: Сегодня возможность участия в технологических кружках для учеников 11-х классов практически сводится к нулю - они вовлечены в «гонку» за баллами ЕГЭ. Для них разработаны инженерные олимпиады по беспилотникам, космосу, энергетике и большим данным... В этом году они пройдут в пробном режиме конкурсов, а специалисты Министерства образования и науки РФ и Российского совета олимпиад школьников будут оценивать: по какому регламенту они идут, какие результаты и научные знания предмета демонстрируют ее участники.

Когда эти конкурсы попадут в список всероссийских олимпиад школьников?

Марина Ракова: Скорее всего, это перспектива 2017 года. И в зависимости от уровня, который им присвоят, могут быть разные льготы. Например, дополнительные баллы ЕГЭ по математике, информатике, физике или даже поступление в вуз без экзаменов. Если в итоге решение будет положительным, то в детских технопарках наставники будут готовить детей к таким олимпиадам.

Официально

По словам министра образования и науки России Дмитрия Ливанова, в прошлом учебном году во всех этапах Всероссийской олимпиады школьников участвовало больше 7 миллионов детей - это больше половины наших школьников. Крайне важно эту систему соревнований дополнить системой состязаний по инженерному делу и техническому творчеству. Создание условий для стимулирования научно-технического творчества школьников и студентов, развитие современных механизмов дополнительного образования - важнейшие направления государственной образовательной политики. Сейчас примерно 10% детей охвачено занятиями в кружках технической и естественнонаучной направленности. К 2020 году этот показатель планируется увеличить в 2-2,5 раза.