Изменения в законе о рыболовстве привлекут инвестиции в судостроение

Норма о так называемых «квотах под киль», выделяемых на инвестиционные цели, вошла в Федеральный закон от 03.07.2016 № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов».

По мнению законодателей, принятый закон способствует росту инвестиций в строительство отечественных рыбопромысловых судов. Он позволит рыболовам обеспечить долгосрочное планирование хозяйственной деятельности, а также более полно осваивать объемы добычи водных биоресурсов.

20% квот на вылов рыбы будет распределяться только среди тех рыболовных компаний, которые используют новые рыбопромысловые суда, построенные на российских верфях. Точный механизм реализации квот должен быть разработан и утвержден постановлением Правительства Российской Федерации до конца 2016 г.

Минсельхоз России и Росрыболовство ранее поддержали инициативу Агентства стратегических инициатив по исключению из числа получателей квот так называемых «квотных рантье» - компаний, которые не владеют собственным флотом, не ведут вылов, а лишь торгуют полученными от государства квотами. Эти предложения также нашли отражение в принятом законе. Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели теперь будут обязаны добывать не менее 70% улова собственными или взятыми в лизинг судами.

 Цатуров Герберт Робертович Генеральный директор ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла»
«Принятые законом новые нормы распределения квот уже вызвали повышенный интерес рыбаков к готовности верфи с 2017 года приступить к строительству первых серий высокотехнологичных промысловых судов, чтобы удовлетворить растущий спрос ведущих российских компаний. Подтвержден интерес к строительству на производственных мощностях завода «Пелла» в 2017-2020 годах серии судов-краболовов и ярусников длиной около 55 м, а также современных траулеров длиной 70 м и 108 м».

О необходимости разработки мер стимулирования производства в России современных ресурсосберегающих рыбопромысловых судов эксперты АСИ заявили еще в 2013 году. Наблюдательный совет Агентства одобрил проект строительства новой верфи компании «Пелла» в Ленинградской области, а также дал поручение профильным министерствам и ведомствам рассмотреть предложения АСИ по развитию рыбопромыслового судостроения.

В рамках реализации проекта АСИ «Стимулирование производства в России современных ресурсосберегающих рыбопромысловых судов, конкурентоспособных по цене и качеству зарубежным аналогам» в 2015 году была построена первая за последние 25 лет в России новая частная верфь. Теперь мощности ОАО «Пелла» и ее дочерних предприятий позволяют серийно производить современные средние и большие рыбопромысловые суда, а также суда технического флота (буксиры-спасатели и другие специальные суда ледового класса, в том числе, по государственным заказам) длиной до 110 м и осадкой до 8 м.

Справка

По данным Минпромторга России, отечественный рыбопромысловый флот включает более 2,5 тысяч судов различного назначения. При этом около 60% всех кораблей эксплуатируются с превышением нормативного срока службы. Они не только малоэффективны, но и не соответствуют современным стандартам безопасности. Средний возраст рыбопромысловых судов в России составляет 28 лет.