В 12 регионах РФ будет внедрена модель системы ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ

В ходе тиражирования проекта АСИ «Система доступного и непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их семей» в 12 российских регионах будет внедрена модель системы ранней помощи семьям, воспитывающим детей с особыми потребностями и инвалидностью, разработанная специалистами Института коррекционной педагогики Российской академии образования (ФГБНУ «ИКП РАО»). 

Модель учитывают особенности географии, инфраструктуры, этнических отличий каждого региона. Заявки на участие в проекте подали 12 регионов: Вологодская, Костромская, Воронежская, Владимирская, Липецкая, Мурманская, Калининградская области, Краснодарский край, Республика Коми, Республика Карелия, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Крым.

Система включает комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг на межведомственной основе, направленных на раннее выявление детей с особыми потребностями, содействие их оптимальному развитию, формирование физического и психического здоровья. Модель предусматривает включение таких детей в среду сверстников и интеграцию в общество, а также сопровождение и поддержку семьи, повышение компетентности родителей или законных представителей.

В рамках проекта каждый регион выбирает тип системы ранней помощи и определяет ведущее ведомство (соцзащита, образование, здравоохранение), которое формирует организационно-функциональную структуру и обеспечивает межведомственное взаимодействие с привлечением социально-ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО). 

В каждом из регионов в систему ранней помощи будут привлечены от 2 до 10 СО НКО на условиях социального партнерства.

Исходя из потенциальных возможностей региона, определяется группа поставщиков услуг и источники многоканального финансирования, для координации межведомственного взаимодействия и ресурсной поддержки создается проектный офис или ресурсный центр.

На основе действующего законодательства и Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года для регулирования этой деятельности готовятся региональные нормативные правовые акты, необходимые для запуска модели, и регламенты межведомственного взаимодействия.

Система включает научно-методическое сопровождение организаций, осуществляющих раннюю помощь, подготовку и переподготовку специалистов. Реализация проекта оформляется в виде «дорожной карты».

Методическое обеспечение, разработанное специалистами Института коррекционной педагогики, содержит готовый инструментарий для диагностического, профилактического и коррекционного процессов в системе ранней помощи. Каждый регион, реализующий этот проект, имеет возможность его использовать и выбирать варианты маршрута комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с особыми потребностями и инвалидностью.

По мнению лидера проекта Юлии Разенковой подготовка специалистов ранней помощи является одним из ключевых элементов системы, поэтому преподаватели ФГБНУ «ИКП РАО» проводят в регионах обучающие семинары - при поддержке Агентства стратегических инициатив и региональных управлений образования.

Программа повышения квалификации предназначена для специалистов, работающих в системе ранней помощи: врачей, логопедов, дефектологов, психологов, социальных работников, в том числе для сотрудников НКО, работающих с семьями, воспитывающими детей с особыми потребностями.

В 2016 году в Омске и Москве обучено около 150 специалистов. В 2017 году их количество увеличилось - в Новосибирске подготовку прошли более 170 человек из 10 регионов, в Самаре - более 150 человек из 10 регионов.

По итогам реализации проекта через 4-5 лет после внедрения модели системы ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, разработчики проекта прогнозируют следующие социальные показатели:

  • 40 % детей, из числа получивших услуги ранней помощи, приближаются к возрастной норме психического развития;
  • 50 % детей – значительное улучшение показателей развития;
  • 10 % детей – некоторое улучшение в развитии при тяжелых и множественных нарушениях.

Экономическая эффективность проекта составляет более 300%. Она достигается за счет сокращения социальных выплат по инвалидности, сокращения численности детей, обучающихся по адаптированным программам. Этот показатель подтверждается опытом Самарской области и Республики Марий Эл, где системная работа по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, ведется уже на протяжении 15 лет.