Программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году

О проекте

В Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года Президент России Владимир Путин обозначил Национальную технологическую инициативу одним из приоритетов государственной политики.

«На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами Россия столкнется через 10-15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада»

- из послания Федеральному собранию

НТИ включает системные решения по определению ключевых технологий,

  • необходимых изменений в области норм и правил, работающих мер финансового и кадрового развития, механизмов вовлечения и вознаграждения носителей необходимых компетенций. 

  • Выбор технологий производится с учетом основных трендов мирового развития, исходя из приоритета сетевых технологий, сконцентрированных вокруг человека как конечного потребителя. 


В разработку НТИ вовлечены

проектные, творческие команды; технологические компании, которые готовы впитывать новые разработки; ведущие университеты; исследовательские центры; деловые объединения страны; институты развития, экспертные и профессиональные сообщества; заинтересованные министерства


Олимпиада НТИ

Это всероссийские многопрофильные инженерные соревнования для школьников 9-11 классов по 4 направлениям: «Автономные транспортные системы», «Большие данные и машинное обучение», «Космические технологии» и «Интеллектуальные энергетические системы». Соревнование проходит в два этапа: индивидуальный онлайн-тур и командный финал, в котором участникам предстоит создать работающее устройство. Одновременно с олимпиадой будут открыты онлайн-курсы, которые помогут познакомиться с миром современной инженерии.

Модель дорожных карт НТИ
представлена Президенту
Российской Федерации
на рассмотрение в июле
2015 года 

  • Люди,

    а не институты

  • Инвестиции,

    а не отчеты

  • Новые рынки,

    а не старые отрасли

  • Без галстуков

    и формальностей

МАТРИЦА НТИ ОБЪЕДИНЯЕТ
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:

Рынки, технологии,
инфраструктура и институты

«ФОРСАЙТ-ФЛОТ»

Ключевой точкой проектирования и сборки «Дорожных карт» НТИ в 2015 году стал «Форсайт-Флот».

В течение 5 дней свыше 600 участников - технологических предпринимателей, венчурных инвесторов, ученых, представителей образовательной среды и институтов развития, деловых и общественных объединений, лидеров предприятий реального сектора экономики, федеральных органов исполнительной власти - проектировали перспективные рынки и разрабатывали «дорожные карты» появления на этих рынках российских технологических компаний - национальных чемпионов к 2035 году.

«РВК, как проектный офис, отвечает за то, чтобы построить вокруг НТИ систему управления, позволяющую координировать интересы участников: и предпринимателей, и академической среды, и государства»
- Игорь Агамирзян, 
экс-генеральный директор ОАО «РВК»

КАК СОЗДАЮТСЯ
ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ

Этапы



Методика



НАПРАВЛЕНИЯ НТИ

Группа «Рынки»

EnergyNet (распределенная энергетика от personal power до smart grid, smart city)

FoodNet (системы персонального производства и доставки еды и воды)

SafeNet (новые персональные системы безопасности)

HealthNet (персональная медицина)

AeroNet (распределенные системы беспилотных летательных аппаратов)

MariNet (распределенные системы морского транспорта без экипажа)

AutoNet (распределенная сеть управления автотранспортом без водителя)

FinNet (децентрализованные финансовые системы и валюты)

NeuroNet (распределенные искусственные компоненты сознания и психики)

Группа «Технологии»

Цифровое проектирование и моделирование

Новые материалы

Аддитивные технологии

Квантовыe коммуникации

Сенсорика

Мехабиотроника

Бионика

Геномика и синтетическая биология

Нейротехнологии

BigData

Искусственный интеллект и системы управления

Новые источники энергии

Элементная база (в т.ч. процессоры)

«НТИ нельзя сделать бюрократическими методами. Не получится никакой магии. Весь наш опыт показывает, что результат возможен, когда есть сеть ярких лидеров, каждый из которых делает свою часть работы. Не согласовывает, не направляет письма, не подписывает документы и распоряжения, а делает тот кусок карт, о котором мы договорились. Он у себя сделал, мы у себя сделали, третий у себя сделал, и дорожная карта “поехала”»
- Дмитрий Песков, Директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив

НОВОСТИ

Array
(
    [59089] => Array
        (
            [ID] => 59089
            [~ID] => 59089
            [NAME] => HI-TECH интенсив в «Кванториуме» подготовит команду для участия в World Robot Olympiad - 2016
            [~NAME] => HI-TECH интенсив в «Кванториуме» подготовит команду для участия в World Robot Olympiad - 2016
            [TAGS] => Кванториум, дополнительное образование детей, НТИ
            [~TAGS] => Кванториум, дополнительное образование детей, НТИ
            [PREVIEW_PICTURE] => Array
                (
                    [ID] => 114165
                    [TIMESTAMP_X] => 16.08.2016 15:11:45
                    [MODULE_ID] => iblock
                    [HEIGHT] => 342
                    [WIDTH] => 515
                    [FILE_SIZE] => 156700
                    [CONTENT_TYPE] => image/jpeg
                    [SUBDIR] => iblock/7e6
                    [FILE_NAME] => IMG_3071.JPG
                    [ORIGINAL_NAME] => IMG_3071.JPG
                    [DESCRIPTION] => 
                    [HANDLER_ID] => 
                    [EXTERNAL_ID] => 5bce001dd2ea76745853039207f5f2e5
                    [~src] => 
                    [SRC] => /upload/iblock/7e6/IMG_3071.JPG
                    [ALT] => HI-TECH интенсив в «Кванториуме» подготовит команду для участия в World Robot Olympiad - 2016
                    [TITLE] => HI-TECH интенсив в «Кванториуме» подготовит команду для участия в World Robot Olympiad - 2016
                )

            [~PREVIEW_PICTURE] => 114165
            [DATE_ACTIVE_FROM] => 16.08.2016
            [~DATE_ACTIVE_FROM] => 16.08.2016
            [IBLOCK_ID] => 29
            [~IBLOCK_ID] => 29
            [IBLOCK_SECTION_ID] => 625
            [~IBLOCK_SECTION_ID] => 625
            [ACTIVE_FROM] => 16.08.2016
            [~ACTIVE_FROM] => 16.08.2016
            [DETAIL_PAGE_URL] => /news/59089/
            [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/59089/
            [DETAIL_TEXT] => 

На площадке детского технопарка «Кванториум-Мосгормаш» с 15 по 24 августа 2016 года открыт летний Hi-tech интенсив для старшеклассников из Тулы и Москвы. Обучаясь, ребята не только получат компетенции будущих инженеров, но и смогут их продемонстрировать на мероприятиях и соревнованиях научно-технической направленности. В ходе интенсива будет сформирована и пройдет подготовку детская сборная команда «Кванториума» для участия в международном чемпионате World Robot Olympiad 2016 (WRO-2016), финал которого состоится в Нью-Дели (Индия) с 25 по 27 ноября 2016 года.


Специальная образовательная программа для Hi-tech интенсива разработана федеральными тьюторами для учащихся 8-10 классов. Ребята будут создавать роботов на базе уникальной разработки «Кванториума» – «КвантоБот». Ее особенность в том, что это не конструктор - все детали робота дети должны спроектировать и изготовить сами, используя высокоточное и высокотехнологичное оборудование, которым оснащены все «Кванториумы»: станки лазерной резки, фрезеровочные, сверлильные и сварочные аппараты, 3D-принтеры и т.д. Параллельно с робототехническим треком ребята займутся аэро и ракетомоделированием по программам «Космокванта» и «Аэрокванта».

В вечернем блоке интенсива организаторы проведут тренинги и игры по профориентации, командной работе, межличностному общению, проектному управлению и другим навыкам soft skills, формированию которых в детских технопарках «Кванториум» уделяют большое внимание.

При организационной поддержке Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) и Правительства города Москвы ребята посетят высокотехнологичные предприятия ракетно-космической отрасли, расположенные на территории Москвы и Московской области. Также их ждет экскурсия на ВДНХ и в планетарий. Департамент коммуникаций Госкорпорации «Росатом» пригласил участников Hi-tech интенсива «Кванториум» в Геликон-оперу на мюзикл «Фантазеры ХХI века», который поставлен юными артистами в рамках проекта Nuclear Kids.

Обучение организовано Федеральным государственным автономным учреждением «Фонд новых форм развития образования» при поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.

СПРАВКА

Кванториум - это пространство интеллектуальной смелости, среда для формирования изобретательного, критического и продуктового мышления детей.

Проект «Детские технопарки Кванториум» реализуется в рамках инициативы АСИ «Новая модель системы дополнительного образования детей». Она направлен на создание среды ускоренного развития детей в научно-инженерной сфере в виде эффективных моделей, доступных для тиражирования во всех регионах страны.

Цель проекта - создание современных инновационных площадок интеллектуального развития и досуга для детей и подростков на территории России. Проект должен вовлечь современных детей в сферу новых технологий и увеличить число получающих дополнительное образование по инженерным направлениям.

Совместно с ведущими отечественными техническими вузами – МФТИ, МАМИ, МИИГАИК на основе лучших российских и мировых практик разработаны современные программы по нейротехнологиям, созданию искусственного интеллекта, энергетике, киберфизике, нанотехнологиям и другим перспективным технологическим направлениям.

При участии компаний, таких как РОСТЕХ, ОРКК, «РОСКОСМОС», ОАК, КАМАЗ взрослые технологические задачи адаптируются для детей. Они будут решаться детскими проектными командами на основе новой методологической системы, формирующей как сильные командные навыки, так и индивидуальные траектории развития.

[~DETAIL_TEXT] =>

На площадке детского технопарка «Кванториум-Мосгормаш» с 15 по 24 августа 2016 года открыт летний Hi-tech интенсив для старшеклассников из Тулы и Москвы. Обучаясь, ребята не только получат компетенции будущих инженеров, но и смогут их продемонстрировать на мероприятиях и соревнованиях научно-технической направленности. В ходе интенсива будет сформирована и пройдет подготовку детская сборная команда «Кванториума» для участия в международном чемпионате World Robot Olympiad 2016 (WRO-2016), финал которого состоится в Нью-Дели (Индия) с 25 по 27 ноября 2016 года.


Специальная образовательная программа для Hi-tech интенсива разработана федеральными тьюторами для учащихся 8-10 классов. Ребята будут создавать роботов на базе уникальной разработки «Кванториума» – «КвантоБот». Ее особенность в том, что это не конструктор - все детали робота дети должны спроектировать и изготовить сами, используя высокоточное и высокотехнологичное оборудование, которым оснащены все «Кванториумы»: станки лазерной резки, фрезеровочные, сверлильные и сварочные аппараты, 3D-принтеры и т.д. Параллельно с робототехническим треком ребята займутся аэро и ракетомоделированием по программам «Космокванта» и «Аэрокванта».

В вечернем блоке интенсива организаторы проведут тренинги и игры по профориентации, командной работе, межличностному общению, проектному управлению и другим навыкам soft skills, формированию которых в детских технопарках «Кванториум» уделяют большое внимание.

При организационной поддержке Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) и Правительства города Москвы ребята посетят высокотехнологичные предприятия ракетно-космической отрасли, расположенные на территории Москвы и Московской области. Также их ждет экскурсия на ВДНХ и в планетарий. Департамент коммуникаций Госкорпорации «Росатом» пригласил участников Hi-tech интенсива «Кванториум» в Геликон-оперу на мюзикл «Фантазеры ХХI века», который поставлен юными артистами в рамках проекта Nuclear Kids.

Обучение организовано Федеральным государственным автономным учреждением «Фонд новых форм развития образования» при поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.

СПРАВКА

Кванториум - это пространство интеллектуальной смелости, среда для формирования изобретательного, критического и продуктового мышления детей.

Проект «Детские технопарки Кванториум» реализуется в рамках инициативы АСИ «Новая модель системы дополнительного образования детей». Она направлен на создание среды ускоренного развития детей в научно-инженерной сфере в виде эффективных моделей, доступных для тиражирования во всех регионах страны.

Цель проекта - создание современных инновационных площадок интеллектуального развития и досуга для детей и подростков на территории России. Проект должен вовлечь современных детей в сферу новых технологий и увеличить число получающих дополнительное образование по инженерным направлениям.

Совместно с ведущими отечественными техническими вузами – МФТИ, МАМИ, МИИГАИК на основе лучших российских и мировых практик разработаны современные программы по нейротехнологиям, созданию искусственного интеллекта, энергетике, киберфизике, нанотехнологиям и другим перспективным технологическим направлениям.

При участии компаний, таких как РОСТЕХ, ОРКК, «РОСКОСМОС», ОАК, КАМАЗ взрослые технологические задачи адаптируются для детей. Они будут решаться детскими проектными командами на основе новой методологической системы, формирующей как сильные командные навыки, так и индивидуальные траектории развития.

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => На площадке детского технопарк... [~PREVIEW_TEXT] => На площадке детского технопарка «Кванториум-Мосгормаш» с 15 по 24 августа 2016 года открыт летний Hi-tech интенсив для старшеклассников из Тулы и Москвы. Обучаясь, ребята не только получат компетенции будущих инженеров, но и смогут их продемонстрировать на мероприятиях и соревнованиях научно-технической направленности. В ходе интенсива будет сформирована и пройдет подготовку детская сборная команда «Кванториума» для участия в международном чемпионате World Robot Olympiad 2016 (WRO-2016), финал которого состоится в Нью-Дели (Индия) с 25 по 27 ноября 2016 года. [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 59089 [~EXTERNAL_ID] => 59089 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 29 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 29 [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 16.08.2016 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( [ID] => 59089 [NAME] => HI-TECH интенсив в «Кванториуме» подготовит команду для участия в World Robot Olympiad - 2016 [TAGS] => Кванториум, дополнительное образование детей, НТИ [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 114165 [TIMESTAMP_X] => 16.08.2016 15:11:45 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 342 [WIDTH] => 515 [FILE_SIZE] => 156700 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/7e6 [FILE_NAME] => IMG_3071.JPG [ORIGINAL_NAME] => IMG_3071.JPG [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 5bce001dd2ea76745853039207f5f2e5 [~src] => [SRC] => /upload/iblock/7e6/IMG_3071.JPG [ALT] => HI-TECH интенсив в «Кванториуме» подготовит команду для участия в World Robot Olympiad - 2016 [TITLE] => HI-TECH интенсив в «Кванториуме» подготовит команду для участия в World Robot Olympiad - 2016 ) [DATE_ACTIVE_FROM] => 16.08.2016 ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [SECTION_NAME] => Новости АСИ ) [59081] => Array ( [ID] => 59081 [~ID] => 59081 [NAME] => «Робот Бабочка» взлетел на мировой уровень [~NAME] => «Робот Бабочка» взлетел на мировой уровень [TAGS] => НТИ [~TAGS] => НТИ [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 114121 [TIMESTAMP_X] => 15.08.2016 15:52:42 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 342 [WIDTH] => 515 [FILE_SIZE] => 131209 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/8b0 [FILE_NAME] => P_20160603_113312[1].jpg [ORIGINAL_NAME] => P_20160603_113312[1].jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 07f402ba35cba81db6fba287d655693e [~src] => [SRC] => /upload/iblock/8b0/P_20160603_113312[1].jpg [ALT] => «Робот Бабочка» взлетел на мировой уровень [TITLE] => «Робот Бабочка» взлетел на мировой уровень ) [~PREVIEW_PICTURE] => 114121 [DATE_ACTIVE_FROM] => 15.08.2016 [~DATE_ACTIVE_FROM] => 15.08.2016 [IBLOCK_ID] => 29 [~IBLOCK_ID] => 29 [IBLOCK_SECTION_ID] => 614 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 614 [ACTIVE_FROM] => 15.08.2016 [~ACTIVE_FROM] => 15.08.2016 [DETAIL_PAGE_URL] => /news/59081/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/59081/ [DETAIL_TEXT] =>

Компания «Образовательная робототехника» из Санкт-Петербурга выиграла открытый тендер на поставку оборудования для лабораторий Норвежского университета науки и технологий (NTNU).

Норвежский политех сделал выбор в пользу российского изобретения – комплекса для лабораторно-исследовательских работ «Робот Бабочка». «Ноу-хау нашей разработки заключается в манипулировании объектом при неудерживающем контакте. Сегодня в промышленности роботы могут совершать только бесконтактные операции. Наш комплекс способен работать в контакте с поверхностью, и с его помощью будущие инженеры на практике могут осваивать такие учебные темы, как «Компьютерное зрение», «Системы автоматического управления», «Мехатроника», «Робототехника», - сказал генеральный директор «Образовательной робототехники» Роман Усатов-Ширяев. 

Комплекс поможет автоматизировать многие производственные операции и создать роботизированные ячейки для сверления, фрезерования, полировки, сборочных работ.

Комплекс предназначен для междисциплинарного обучения студентов, бакалавров и магистров технических специальностей. На базе установки можно проводить лабораторные работы, которые интегрируются в соответствующие образовательные программы. Помимо набора готовых решений, система позволяет проводить полноценные исследования и поиск ответов на сложные теоретические, прикладные и интеграционные задачи. 

С помощью программно-аппаратного комплекса студенты осваивают компетенции для разработки приложений в таких областях, как телемедицина, реабилитация, авиационная и ракетно-строительная техника и других.

На прошедшем в Москве Форуме стратегических инициатив создатели «Робота Бабочки» продемонстрировали комплекс преподавателям профессионального образования, представителям крупнейших производственных предприятий России.

По итогам собранных на Форуме заявок специалисты доработали образовательный продукт под нужды среднего и средне-специального образования. Модификация комплекса «Робота Бабочка» для школьников-старшеклассников и студентов профтехлицеев будет оснащена новыми профилями захвата объекта манипулирования и набором адаптированных лабораторных работ, упрощенных по сравнению с версией «Робота Бабочки», поставляемой в университеты.

Справка

Комплекс «Робот Бабочка» состоит из видеокамеры, двух компьютеров, электрического двигателя постоянного тока, датчика угла поворота, усилителя тока для управления двигателем. Робот с помощью встроенных в программу алгоритмов перекатывает шарик по двум пересекающимся кругам в форме бабочки, формируя то его ускорение, то замедление, не давая шарику упасть. Шарик стремится упасть, но робот его постоянно подхватывает. Форма бабочки максимально усложняет траекторию. У шарика каждый раз разное расстояние от центра, в каждый момент времени у него разное ускорение, но робот с этим справляется. Встроенная видеокамера фиксирует положение шарика, а программа рассчитывает, как роботу необходимо повернуть траекторию.

ООО «Образовательная робототехника» (Санкт-Петербург, город Петергоф) – резидент Фонда Сколково, малое инновационное предприятие, организованное группой ученых-выходцев из петербургских университетов. Специализируется на разработке роботехнических решений для промышленных, сервисных и образовательных приложений. На международном рынке компания представлена под брендом Robotikum. Заказ Норвежского университета науки и технологий (NTNU) стал вторым у компании – до этого «Образовательная робототехника» заключила соглашение на поставку комплексов для лабораторий Национального исследовательского Томского политехнического университета.

[~DETAIL_TEXT] =>

Компания «Образовательная робототехника» из Санкт-Петербурга выиграла открытый тендер на поставку оборудования для лабораторий Норвежского университета науки и технологий (NTNU).

Норвежский политех сделал выбор в пользу российского изобретения – комплекса для лабораторно-исследовательских работ «Робот Бабочка». «Ноу-хау нашей разработки заключается в манипулировании объектом при неудерживающем контакте. Сегодня в промышленности роботы могут совершать только бесконтактные операции. Наш комплекс способен работать в контакте с поверхностью, и с его помощью будущие инженеры на практике могут осваивать такие учебные темы, как «Компьютерное зрение», «Системы автоматического управления», «Мехатроника», «Робототехника», - сказал генеральный директор «Образовательной робототехники» Роман Усатов-Ширяев. 

Комплекс поможет автоматизировать многие производственные операции и создать роботизированные ячейки для сверления, фрезерования, полировки, сборочных работ.

Комплекс предназначен для междисциплинарного обучения студентов, бакалавров и магистров технических специальностей. На базе установки можно проводить лабораторные работы, которые интегрируются в соответствующие образовательные программы. Помимо набора готовых решений, система позволяет проводить полноценные исследования и поиск ответов на сложные теоретические, прикладные и интеграционные задачи. 

С помощью программно-аппаратного комплекса студенты осваивают компетенции для разработки приложений в таких областях, как телемедицина, реабилитация, авиационная и ракетно-строительная техника и других.

На прошедшем в Москве Форуме стратегических инициатив создатели «Робота Бабочки» продемонстрировали комплекс преподавателям профессионального образования, представителям крупнейших производственных предприятий России.

По итогам собранных на Форуме заявок специалисты доработали образовательный продукт под нужды среднего и средне-специального образования. Модификация комплекса «Робота Бабочка» для школьников-старшеклассников и студентов профтехлицеев будет оснащена новыми профилями захвата объекта манипулирования и набором адаптированных лабораторных работ, упрощенных по сравнению с версией «Робота Бабочки», поставляемой в университеты.

Справка

Комплекс «Робот Бабочка» состоит из видеокамеры, двух компьютеров, электрического двигателя постоянного тока, датчика угла поворота, усилителя тока для управления двигателем. Робот с помощью встроенных в программу алгоритмов перекатывает шарик по двум пересекающимся кругам в форме бабочки, формируя то его ускорение, то замедление, не давая шарику упасть. Шарик стремится упасть, но робот его постоянно подхватывает. Форма бабочки максимально усложняет траекторию. У шарика каждый раз разное расстояние от центра, в каждый момент времени у него разное ускорение, но робот с этим справляется. Встроенная видеокамера фиксирует положение шарика, а программа рассчитывает, как роботу необходимо повернуть траекторию.

ООО «Образовательная робототехника» (Санкт-Петербург, город Петергоф) – резидент Фонда Сколково, малое инновационное предприятие, организованное группой ученых-выходцев из петербургских университетов. Специализируется на разработке роботехнических решений для промышленных, сервисных и образовательных приложений. На международном рынке компания представлена под брендом Robotikum. Заказ Норвежского университета науки и технологий (NTNU) стал вторым у компании – до этого «Образовательная робототехника» заключила соглашение на поставку комплексов для лабораторий Национального исследовательского Томского политехнического университета.

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => Компания «Образовательная робо... [~PREVIEW_TEXT] => Компания «Образовательная робототехника» из Санкт-Петербурга выиграла открытый тендер на поставку оборудования для лабораторий Норвежского университета науки и технологий (NTNU). [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 59081 [~EXTERNAL_ID] => 59081 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 29 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 29 [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 15.08.2016 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( [ID] => 59081 [NAME] => «Робот Бабочка» взлетел на мировой уровень [TAGS] => НТИ [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 114121 [TIMESTAMP_X] => 15.08.2016 15:52:42 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 342 [WIDTH] => 515 [FILE_SIZE] => 131209 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/8b0 [FILE_NAME] => P_20160603_113312[1].jpg [ORIGINAL_NAME] => P_20160603_113312[1].jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 07f402ba35cba81db6fba287d655693e [~src] => [SRC] => /upload/iblock/8b0/P_20160603_113312[1].jpg [ALT] => «Робот Бабочка» взлетел на мировой уровень [TITLE] => «Робот Бабочка» взлетел на мировой уровень ) [DATE_ACTIVE_FROM] => 15.08.2016 ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [SECTION_NAME] => Молодые профессионалы ) [58223] => Array ( [ID] => 58223 [~ID] => 58223 [NAME] => Индивидуальные образовательные траектории станут сознательным выбором и действием учащихся [~NAME] => Индивидуальные образовательные траектории станут сознательным выбором и действием учащихся [TAGS] => НТИ [~TAGS] => НТИ [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 113750 [TIMESTAMP_X] => 08.08.2016 17:16:21 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 360 [WIDTH] => 515 [FILE_SIZE] => 180410 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/c57 [FILE_NAME] => Depositphotos_83215176_original.jpg [ORIGINAL_NAME] => Depositphotos_83215176_original.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 3c94950417919879187dc03f59bad0ea [~src] => [SRC] => /upload/iblock/c57/Depositphotos_83215176_original.jpg [ALT] => Индивидуальные образовательные траектории станут сознательным выбором и действием учащихся [TITLE] => Индивидуальные образовательные траектории станут сознательным выбором и действием учащихся ) [~PREVIEW_PICTURE] => 113750 [DATE_ACTIVE_FROM] => 05.08.2016 [~DATE_ACTIVE_FROM] => 05.08.2016 [IBLOCK_ID] => 29 [~IBLOCK_ID] => 29 [IBLOCK_SECTION_ID] => 614 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 614 [ACTIVE_FROM] => 05.08.2016 [~ACTIVE_FROM] => 05.08.2016 [DETAIL_PAGE_URL] => /news/58223/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/58223/ [DETAIL_TEXT] =>

В «Точке кипения» АСИ 4 августа прошла дискуссия, на которой участники обсуждали новую технологию в образовании - индивидуальные образовательные траектории (ИОТ). Что следует понимать под этим термином, как можно применять в российских школах и как добиться того, чтобы ИОТ стали сознательным выбором и действием ученика – круг вопросов, который определил содержание дискуссии.

Индивидуальные образовательные траектории, как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика - один из приоритетов EduNet. Технология только развивается, но уже есть реальный опыт ее применения, которым поделились участники дискуссии.

О личностно-ресурсном методе построения ИОТ рассказала президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, руководитель магистратуры «Тьюторство в образовании МРГУ» Татьяна Ковалева. Чтобы найти инструмент, который «провоцирует человека на создание своей индивидуальной образовательной программы», команда ассоциации сделала ставку на личностно-ресурсное картирование. Ученик вместе с тьютором составляют карту своего развития, которая учитывает три характеристики: пространственную топику (топику места), векторность и масштаб. «Масштаб определяет, что для ребенка важно или не важно; векторность – что он ставит на первое место. После этого возникают самые разные карты: традиций семьи (какая традиция главная или нет, что важно), река жизни, карта серьезных дел, мои интересы, мои школьные проблемы», - пояснила Татьяна Ковалева.

В качестве примера она привела карту семилетнего ребенка – море жизни и маленький залив обучения, и девочки-отличницы в последний год обучения в школе - одна прямая линия к поступлению в вуз (которую она назвала «дорога усилий»). 

Методика и технология работы с такими личностно-ресурсными картами делает их «мощным провокатором» выхода на индивидуальные образовательные программы.

Руководитель НПО «Игровое Образование» и лидер проекта «EduNet - Образование Будущего» Андрей Комиссаров рассказал, как технология ИОТ работает в частной школе «Юна» из подмосковной Дубны. По его словам, упор делается на построении образа будущего и движении к нему. Так при профессиональном самоопределении ИКТ принципиально меняет механизм выбора, предлагая путь профнавигации, вместо профориентации, когда ученикам дается «веер профессий», чтобы они попробовали все подряд и затем пошли учиться на юриста, «потому что папа юрист».

Андрей Комиссаров представил тест «Мотивалис», позволяющий определить движущие факторы в поведении ребенка в моменты его максимальной увлеченности, например во время игры, когда ему хорошо, и он не хочет отрываться. «С помощью теста мы определяем ключевые мотиваторы ребенка и включаем их в игровую образовательную деятельность как катализатор образования. Мы выделили 8 таких драйверов. Затем по другим тестам мы смотрим, близок ли ребенку тот предмет, которым он начинает с интересом заниматься». 

По каждому предмету мы строим дорожную карту, только не личностно-ресурсную, а предметную, - раскрыл суть методики Андрей Комиссаров.

Однако, он считает, что болевая точка образования - это кадры, и для распространения индивидуальных образовательных траекторий необходимо переформатирование педагогического состава и, возможно, изменение формата образования. «Сегодня мало быть просто хорошим педагогом, необходимо освоить множество дополнительных навыков, чтобы не просто передавать ученикам знания, а мотивировать подопечных на обучение и передавать им соответствующий инструментарий», - считает Андрей Комиссаров.

Справка

Проект «EduNet - Образование будущего» запущен на «Форсайт-флоте 2016». EduNet — саморегулирующееся сетевое пространство взаимодействия заказчиков, создателей и потребителей образования в идеологии life long learning. Проект реализуется силами энтузиастов в формате краудсорс-платформы. Один из приоритетов EduNet - внедрение индивидуальных образовательных траекторий - персонального пути реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Передовые исследовательские проекты в сфере образования, такие, например, как Global Education Futures, отмечают массовое распространение индивидуальных образовательных траекторий во всем мире и значительное увеличение эффективности образовательного процесса там, где они применяются.

[~DETAIL_TEXT] =>

В «Точке кипения» АСИ 4 августа прошла дискуссия, на которой участники обсуждали новую технологию в образовании - индивидуальные образовательные траектории (ИОТ). Что следует понимать под этим термином, как можно применять в российских школах и как добиться того, чтобы ИОТ стали сознательным выбором и действием ученика – круг вопросов, который определил содержание дискуссии.

Индивидуальные образовательные траектории, как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика - один из приоритетов EduNet. Технология только развивается, но уже есть реальный опыт ее применения, которым поделились участники дискуссии.

О личностно-ресурсном методе построения ИОТ рассказала президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, руководитель магистратуры «Тьюторство в образовании МРГУ» Татьяна Ковалева. Чтобы найти инструмент, который «провоцирует человека на создание своей индивидуальной образовательной программы», команда ассоциации сделала ставку на личностно-ресурсное картирование. Ученик вместе с тьютором составляют карту своего развития, которая учитывает три характеристики: пространственную топику (топику места), векторность и масштаб. «Масштаб определяет, что для ребенка важно или не важно; векторность – что он ставит на первое место. После этого возникают самые разные карты: традиций семьи (какая традиция главная или нет, что важно), река жизни, карта серьезных дел, мои интересы, мои школьные проблемы», - пояснила Татьяна Ковалева.

В качестве примера она привела карту семилетнего ребенка – море жизни и маленький залив обучения, и девочки-отличницы в последний год обучения в школе - одна прямая линия к поступлению в вуз (которую она назвала «дорога усилий»). 

Методика и технология работы с такими личностно-ресурсными картами делает их «мощным провокатором» выхода на индивидуальные образовательные программы.

Руководитель НПО «Игровое Образование» и лидер проекта «EduNet - Образование Будущего» Андрей Комиссаров рассказал, как технология ИОТ работает в частной школе «Юна» из подмосковной Дубны. По его словам, упор делается на построении образа будущего и движении к нему. Так при профессиональном самоопределении ИКТ принципиально меняет механизм выбора, предлагая путь профнавигации, вместо профориентации, когда ученикам дается «веер профессий», чтобы они попробовали все подряд и затем пошли учиться на юриста, «потому что папа юрист».

Андрей Комиссаров представил тест «Мотивалис», позволяющий определить движущие факторы в поведении ребенка в моменты его максимальной увлеченности, например во время игры, когда ему хорошо, и он не хочет отрываться. «С помощью теста мы определяем ключевые мотиваторы ребенка и включаем их в игровую образовательную деятельность как катализатор образования. Мы выделили 8 таких драйверов. Затем по другим тестам мы смотрим, близок ли ребенку тот предмет, которым он начинает с интересом заниматься». 

По каждому предмету мы строим дорожную карту, только не личностно-ресурсную, а предметную, - раскрыл суть методики Андрей Комиссаров.

Однако, он считает, что болевая точка образования - это кадры, и для распространения индивидуальных образовательных траекторий необходимо переформатирование педагогического состава и, возможно, изменение формата образования. «Сегодня мало быть просто хорошим педагогом, необходимо освоить множество дополнительных навыков, чтобы не просто передавать ученикам знания, а мотивировать подопечных на обучение и передавать им соответствующий инструментарий», - считает Андрей Комиссаров.

Справка

Проект «EduNet - Образование будущего» запущен на «Форсайт-флоте 2016». EduNet — саморегулирующееся сетевое пространство взаимодействия заказчиков, создателей и потребителей образования в идеологии life long learning. Проект реализуется силами энтузиастов в формате краудсорс-платформы. Один из приоритетов EduNet - внедрение индивидуальных образовательных траекторий - персонального пути реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Передовые исследовательские проекты в сфере образования, такие, например, как Global Education Futures, отмечают массовое распространение индивидуальных образовательных траекторий во всем мире и значительное увеличение эффективности образовательного процесса там, где они применяются.

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => В «Точке кипения» АСИ 4 август... [~PREVIEW_TEXT] => В «Точке кипения» АСИ 4 августа прошла дискуссия, на которой участники обсуждали новую технологию в образовании - индивидуальные образовательные траектории (ИОТ). Что следует понимать под этим термином, как можно применять в российских школах и как добиться того, чтобы ИОТ стали сознательным выбором и действием ученика – круг вопросов, который определил содержание дискуссии. [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 58223 [~EXTERNAL_ID] => 58223 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 29 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => 29 [LID] => s1 [~LID] => s1 [EDIT_LINK] => [DELETE_LINK] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 05.08.2016 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( [ID] => 58223 [NAME] => Индивидуальные образовательные траектории станут сознательным выбором и действием учащихся [TAGS] => НТИ [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 113750 [TIMESTAMP_X] => 08.08.2016 17:16:21 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 360 [WIDTH] => 515 [FILE_SIZE] => 180410 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/c57 [FILE_NAME] => Depositphotos_83215176_original.jpg [ORIGINAL_NAME] => Depositphotos_83215176_original.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 3c94950417919879187dc03f59bad0ea [~src] => [SRC] => /upload/iblock/c57/Depositphotos_83215176_original.jpg [ALT] => Индивидуальные образовательные траектории станут сознательным выбором и действием учащихся [TITLE] => Индивидуальные образовательные траектории станут сознательным выбором и действием учащихся ) [DATE_ACTIVE_FROM] => 05.08.2016 ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [SECTION_NAME] => Молодые профессионалы ) )



РУКОВОДИТЕЛИ РАБОЧИХ ГРУПП НТИ

Генеральный директор ОАО «КАМАЗ»
Когогин Сергей Анатольевич
Соруководитель рабочей группы AutoNet
Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации
Морозов Александр Николаевич
Соруководитель рабочей группы AutoNet
Генеральный директор ЗАО «Центр передачи технологий»
Жуков Сергей Александрович
Соруководитель рабочей группы AeroNet
Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации
Богинский Андрей Иванович
Соруководитель рабочей группы AeroNet
Президент Группы «Промышленные инвесторы»
Генералов Сергей Владимирович
Соруководитель рабочей группы MariNet
Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации
Потапов Александр Валерьевич
Соруководитель рабочей группы MariNet
Председатель Совета директоров НП ЦВТ «ХимРар», член Наблюдательного совета Биофармацевтического кластера «Северный»
Иващенко Андрей Александрович
Соруководитель рабочей группы NeuroNet
Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации
Огородова Людмила Михайловна
Соруководитель рабочей группы NeuroNet
Председатель Совета Директоров «ЗАО Р-ФАРМ»
Репик Алексей Евгеньвич
Соруководитель рабочей группы HealthNet
Первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации
Каграманян Игорь Николаевич
Соруководитель рабочей группы HealthNet
Управляющий партнер Фонда «Bright Capital»
Рябов Борис Александрович
Соруководитель рабочей группы EnergyNet
Первый заместитель Министра энергетики Российской Федерации
Текслер Алексей Леонидович
Соруководитель рабочей группы EnergyNet
Президент НП «РУССОФТ»
Макаров Валентин Леонидович
Руководитель рабочей группы SafeNet
Основатель компаний «Инвайт», «Быстров», VELLE
Выходцев Сергей Владимирович
Руководитель рабочей группы FoodNet
Генеральный директор издательства «Олимп Бизнес»
Горский Микаэл Алему
Руководитель рабочей группы FinNet
Декан ФПК, руководитель Дирекции образовательных программ Московского государственного машиностроительного университета
Земцов Дмитрий Игоревич
Руководитель рабочей группы по кружковому движению (кросс-рыночное направление НТИ)
Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации
Повалко Александр Борисович
Соруководитель рабочей группы по кружковому движению (кросс-рыночное направление НТИ)
Проректор по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета
Боровков Алексей Иванович
Руководитель рабочей группы по передовым производственным технологиям (кросс-рыночное направление НТИ)
Старший вице-президент Фонда «Сколково»
Дроздов Игорь Александрович
Руководитель рабочей группы по интеллектуальной собственности (кросс-рыночное направление НТИ)

Материалы

«НЕУДОБНЫЕ» ВОПРОСЫ
И ЧЕСТНЫЕ ОТВЕТЫ

  • Основные принципы
  • Рынки
  • Реализация
  • Международная кооперация
  • Разное
  • Что находится внутри повестки Национальной технологической инициативы (НТИ)? Это про импортозамещение?

    В состав Национальной технологической инициативы входят:

    • определение новых рынков, включая основные факторы возникновения спроса, ключевые рыночные ниши и возможные типы продуктов и услуг, которые будут заполнять эти ниши;
    • определение ключевых технологий, за счет которых будут созданы продукты и сервисы на новых рынках;
    • комплекс мер поддержки и стимулирования, включая институциональные, финансовые и исследовательские инструменты, позволяющие вырастить национальные компании-чемпионы на новых рынках.

    В НТИ нет задач импортозамещения или модернизации существующих отраслей. НТИ предполагает создание стратегий разворачивания принципиально новых рынков. Но часть ключевых технологий, формирующих рынки-предшественники для рынков НТИ, может появляться в рамках процесса импортозамещения и модернизации. 

  • Как НТИ соотносится с существующей системой госуправления, с предпринимательским сообществом, с научной системой, с системой образования и пр.?  

    НТИ вырабатывает матрицу приоритетов и сообществ вокруг дорожных карт по новым рынкам и ключевым технологиям. Из этой матрицы вытекают:

    • постановка задач для фундаментальных и прикладных исследований;
    • политика в области опережающей подготовки кадров – и соответствующие задачи для системы образования;
    • приоритеты инвестиций в новые отрасли со стороны госкомпаний;
    • совместные проекты общества и бизнеса, не требующие участия государства;
    • направления международной технологической кооперации.

  • В России в последние годы уже хватало начинаний в области технологического развития - зачем нам еще одна инициатива?

    Мы сделали много ошибок в управлении инновациями. Часть этих ошибок была неизбежна – у нас не было опыта в построении подобных моделей управления, мы подчас бездумно переносили на российскую почву западные институты и мемы, блестяще работающие в США, но не пригодные в российских условиях. Теперь накопился опыт, мы понимаем, что работает, а что нет. В то же время мы не можем вернуться в СССР, восстанавливать советскую систему контрпродуктивно – командно-административной системы больше нет. Даже СССР, обладавший мощью сверхдержавы и человеческим потенциалом в 270 миллионов человек, не выдержал научно-технологической гонки в 1970-80ых годах. Нет оснований полагать, что во втором десятилетии 21 века, с потенциалом в 143 миллиона человек, Россия будет способна восстановить советскую систему, тоже не слишком эффективную. Это будет прямой путь к Северной Корее.

    Для того, чтобы создать новую систему управления инновациями, нужно пройти между Сциллой советской административно-командной системы и Харибдой американской модели венчурной экономики.

    НТИ не предполагает вкачивания триллионов рублей в лоббируемые проекты. Мы не планируем строительство монументальных сооружений или ведение пропаганды с центрального телевидения. Мы предлагаем выделять будущие рынки и формировать коалиции, нацеленные на захват этих рынков. Остальное приложится.

  • И почему вы думаете, что у вас что-нибудь получится?

    До сих пор все основные вопросы инновационного развития решали умные чиновники, это была сфера бюрократического регулирования. НТИ должна создать условия, где частные деньги будут важнее государственных денег – и мы верим, что проекты с частными инвестициями будут эффективнее. Просто раздавать деньги государства – самая неэффективная стратегия. Должны появиться «умные» стратегии управления развитием, практики совместных инвестиций, совместных фондов, краудфандинга и краудинвестинга. Отдельные элементы такой экосистемы уже созданы. Например, обоснованной представляется модель фонда фондов Российской венчурной компании. Мы распространим лучшие практики РВК и других институтов развития в НТИ.

    Однако самый главный вопрос – не в деньгах или красивой документации. Любой документ, который мы напишем, будет еще одной «стратегией» в ряду множества уже принятых и не работающих дорожных карт. Группа единомышленников важнее стопки бумаг. Поэтому нужна сеть ярких лидеров с разделяемым видением и ценностями из сфер бизнеса, науки и государственного управления – и именно эти лидеры смогут реализовать любой план при любом политическом и институциональном климате. Этих лидеров можно назвать «технологическими патриотами» - потому что каждый из них верит, что страна способна породить технологический прорыв, и их доверие друг к другу по высоким ценностным основаниям важнее борьбы за ресурсы. Это люди, готовые протянуть свои личные интересы на 20 лет вперед, чтобы их дети и внуки ходили бы в те же школы, что и они – и не было бы стыдно ни за внуков, ни за школы, ни за страну.

  • В стране плохой инвестиционный климат, не работают базовые институты современного общества, зашкаливающий уровень коррупции. О каком технологическом развитии может идти речь? Как вы собираетесь удерживать высококлассных специалистов и предпринимателей – ведь многим проще уехать и сделать проект там, где институты работают гораздо лучше?

    Институциональный и инвестиционный климат, в отличие от обычного, меняется совокупными усилиями людей, а не милостью Божьей. В России никогда не было полностью благоприятного для бизнеса делового климата. Все, для кого комфорт, солнце, вино, горы и океан Калифорнии важнее всего, как нам кажется, из России уже уехали. Остальные понимают, что в Севастополе солнце, вино, горы и море ничуть не хуже.

    Плохой климат не дает оправданий бездеятельности. Надо двигаться вперед возможными шагами, а не ждать, что кто-то этот климат изменит за вас. При этом в каждой дорожной карте НТИ должны быть сформированы предложения по изменению ситуации, за которые мы вместе будем бороться. Наш опыт в реализации Национальной предпринимательской инициативы, программе «Глобальное образование», WorldSkills показывает, что иногда получается даже больше, чем рассчитываешь. Мы должны выработать позитивные инструменты удержания высоких профессионалов в стране. 

  • Вы выбрали для прогноза 2035 год – а в нашей стране никто так далеко не планирует. За ближайшие 20 лет очень многое изменится, вы вообще собираетесь отвечать за ваши прогнозы?

    2035 год – это горизонт планирования, то есть крайняя точка, до которой мы распространяем прогнозы и проекты. При этом дорожные карты НТИ на уровне практических действий будут строиться на 2015-2018 гг. с контролем реализации через каждые полгода. Это означает, что мы должны смотреть на 20 лет вперед, а делать, начиная с сегодняшнего дня.

    Результатами работы уже в ближайшее время станут новые компании, новые образовательные программы, новые научные лаборатории – и если все пойдет как надо, через несколько лет мы увидим значимый прирост высокотехнологичного российского экспорта.

  • Почему Национальной технологической инициативой занимается Агентство стратегических инициатив? Вы собираетесь заменить собой РВК и ФАНО?

    Агентство стратегических инициатив – структура, основной задачей которой является запуск стратегических инициатив по заказу руководства страны. Мы доказали свою успешность в программах поддержки предпринимательства и в проектах, связанных с развитием детского и профессионального образования. В национальной тематике технологического развития не хватало именно этих связок – работа с предпринимателями, которые дают заказ на новые технологические решения, и работа с образованием (в том числе, детские клубы и кружковое движение), которое создает конкурентоспособные навыки для развития технологий и рынков.

    Мы не собираемся управлять наукой или венчурным сектором. Агентство стратегических инициатив – это площадка, где удобно договариваться разным группам и слоям общества; наша роль – модератор, а не начальник. АСИ не планирует претендовать на бюджеты в управлении НТИ. Вся практика нашей предыдущей работы – в том, чтобы инициировать большие процессы изменений, но при этом оставаться маленькой управляющей структурой.

    А кто именно должен будет управлять НТИ - покажет форсайт и последующая работа по созданию дорожных карт. Как у модераторов этого процесса, у нас нет особого тайного знания.

  • Вы выбрали для НТИ девять рынков – ЭнергоНет, НейроНет, АэроНет, МариНет и другие. Почему вы начинаете с рынков? Почему «Нет» - почему они так странно называются? Почему именно эти девять?

    Мировая технологическая революция замещает сложившиеся отрасли и создает новые рынки. Большинство западных технологических стратегий используют в качестве ключевой точки 2035 год: ближайшие десять лет они отводят на доработку технологических решений и вывод на рынок новых продуктов, а следующие десять лет уйдет на раздел мирового рынка и замещение существующих технологий. Например, нет ни одной крупной автомобильной компании, которая инвестировала бы в двигатель внутреннего сгорания или в человека за рулем после 2025 года – все они готовятся к беспилотному электротранспорту. Мы же пока продолжаем инвестировать в строительство отрасли, которой осталось жить 10 лет, и которая находится под контролем иностранных производителей, не собирающихся передавать нам интеллектуальную собственность по ключевым компетенциям будущего рынка.

    Почему в названии всех рынков будущего присутствует слово ‘net’, то есть «сеть»? Все складывающиеся новые рынки либо используют физическую инфраструктуру Интернета, либо его протоколы, либо строятся по его подобию. По такому принципу будут работать «умные сети», связывающие множество производителей и потребителей электроэнергии – то есть ЭнергоНет. Так будут организованы системы транспорта будущего – АэроНет, АвтоНет и МариНет. Даже консервативные рынки, типа сельскохозяйственной техники, превращаются в сети киберфизических устройств, которыми владеет производитель, а фермеры пользуются им в лизинг и обновляют лицензии на программное обеспечение. То есть – все рынки будущего одновременно являются сетями.

    Почему именно эти? Мы не верим, что может быть исчерпывающая модель описания будущего, и наш рецепт – это комбинация системного анализа и лидерской энергии. В пилотной работе над дорожными картами НТИ мы сделали ставку на очевидные рынки, где мы видим аналогичные движения в других странах, и где в России есть сильные лидеры и сообщества. Список рынков не исчерпывающий, и мы предполагаем запускать работу над новыми рынками каждый год. Если мы увидим, что упустили какой-то значимый рынок, мы стартуем работу над ним в 2016 году.

    Те рынки, которые выделены в работу сейчас, организованы по следующей логике:

    • три из них касаются безопасности страны и ее системного обеспечения ресурсами: это рынок питания (FoodNet), энергии (EnergyNet) и безопасности (SafeNet)
    • три касаются преобразований в транспортной системе: это рынок беспилотного автотранспорта (AutoNet), воздушного транспорта (AeroNet) и морского / речного транспорта (MariNet)
    • и наконец три касаются наиболее важных сфер человеческой жизни, где происходят «сумасшедшие» технологические изменения: это рынок «цифрового» здоровья (HealthNet), новых финансов (FinNet) и нейрокоммуникаций (NeuroNet).

  • Почему упор делается на создание рынков, а не на развитие науки или технологий?

    Сами по себе технологии не значат ничего, если на них нет спроса. Для этого, как правило, нужен рынок – и если технология не востребована рынком, то ее развитие становится затруднительным.

    Безусловно, подход через рынки – не единственный возможный. Не менее важен взгляд через задачи государственной безопасности – так развивались многие современные рынки, от рынков энергоносителей и базовых продуктов питания до рынков кибербезопасности и космических запусков. Но максимальный эффект достигается там, где решаются обе задачи – удовлетворение рыночного спроса и государственная безопасность. Примером может служить проект ГЛОНАСС – одновременно это и госбезопасность в сфере геопозиционирования, и очень большой рынок для тех компаний, которые начали с ним работать. Возможно, форсайт-флот 2016 года будет организован именно через эту призму.

  • Если я считаю, что вы не учли какой-то важный рынок, могу я выйти со своим предложением? Что нужно, чтобы меня услышали и мое предложение учли в дальнейшей работе?

    Если вы считаете, что есть важный новый рынок, который нужно учесть в дальнейшей работе над НТИ, то прежде всего ответьте себе на следующие вопросы:

    • Есть ли в данной сфере возможность создать принципиально новые технологические стандарты? (то есть, является ли рынок новым)
    • Есть ли или нет в России сообщество предпринимателей и ученых, разделяющих идею о возможном появлении такого рынка? (то есть, существует ли лидерская энергия)
    • Есть ли или нет аналогичные международные проекты или консорциумы в том же направлении? (то есть, можно ли найти международных партнеров, с которыми может быть реализован запуск этого рынка)

    Если ответ на эти вопросы утвердительный, то просим вас подать в АСИ заявку на включение нового рынка, и мы обещаем организовать ее всестороннее публичное обсуждение и включение в случае положительного решения.

  • В нашей стране более 80% экономики находится под прямым или косвенным контролем государства - почему вы вообще делаете такой акцент на предпринимателях и рынках?

    Мы считаем, что эксперимент с построением госкапитализма в России уже показал неэффективность этой модели, и будущее – за эффективными моделями государственно-частного партнерства. Нам в целом не обойтись без значимой роли государства даже в новых областях экономики. Это показывает, к примеру, разворачивающаяся на наших глазах борьба между Яндексом и Google. Но делать ставку только на государственных гигантов – бесперспективно, нам нужны развитые цепочки поставщиков и экосистемы средних и малых технологических компаний. 

  • Зачем нам обсуждать новые рынки, если на носу у нас кризис, и нужно будет кормить страну?

    Один из ключевых рынков НТИ – FoodNet, то есть рынок питания, решает задачу более эффективного производства, доставки и переработки продуктов питания с учетом потребностей больших городов. Этот рынок уже формируется на наших глазах, и хотя он достигнет зрелости через 15-20 лет, многие решения можно применять уже сейчас: к примеру, роботизация молочных ферм многократно повышает удои, контроль качества продукции и эффективность доставки до конечного потребителя – и подобная технология окупается за очень короткий период времени. К сожалению, потребитель пока не знает о большинстве современных технологических решений и не мотивирован их применять – и это является следствием текущей модели государственного стимулирования в данной сфере. Поэтому государство должно продемонстрировать новые приоритеты, чтобы запустить технологическое обновление. Практика показала, что наша страна способна быстро создавать целые отрасли сельского хозяйства – меньше чем за 10 лет из импортеров курятины мы превратились в ее экспортеров. В этой логике мы к 2035 году можем стать лидерами во многих направлениях высокотехнологичного сельскохозяйственного производства. 

  • Где в НТИ место идеи о том, что для глобальной конкурентоспособности страна должна решать глобальные проблемы? Скажем, экологические проблемы или обеспечение населения планеты водой и продуктами питания?

    Решение глобальных проблем – это возможная стратегия достижения глобального лидерства, через призму которой крайне важно будет посмотреть на все наши технологические инициативы. Мы обязательно сделаем это в рамках проекта, в том числе на Форсайт-Флоте. 

  • Зачем нам развивать новые технологические бизнесы, если под них еще нет рынка? Если они создадут что-то ценное, их купят либо Ростехнологии, либо Google.

    Это один из ключевых рисков НТИ. Однако сама по себе продажа компаний российским государственным компаниям с глобальным потенциалом (типа Ростехнологий) или даже международным технологическим компаниям (типа Google) не обязательно плоха – на инновационных рынках это одна из рыночных стратегий, позволяющая создателям бизнеса капитализировать свои усилия.

    Важно, чтобы оставалась часть новых бизнесов, которые решат развиваться самостоятельно и бросить вызов существующим гигантам в борьбе за новые рынки – именно такие компании и смогут стать новыми глобальными чемпионами. Задача НТИ в том, чтобы именно таких компаний было как можно больше, и чтобы у них сохранялся потенциал глобального роста. Как именно этого достичь – предлагаем решить вместе в ближайшие месяцы, мы открыты для идей и предложений. Одним из решений является практика корпоративных спиноффов – крупные корпорации должны научиться создавать свои венчурные фонды и выделять перспективные направления в отдельные бизнес-единицы. Другим – создание «патентных троллей» нового поколения в незанятых нишах. Третьим – практика переноса в страну IP и быстрого выращивания национальных чемпионов под государственный заказ, с заранее заложенной моделью экспорта на азиатские рынки. Варианты есть.

  • Мы сделаем 20 дорожных карт развития – а что дальше? Почему вы считаете, что они будут реализованы?

    Для реализации НТИ мы хотим использовать успешный механизм Национальной предпринимательской инициативы (НПИ), который позволил России существенно улучшить свои позиции в мировых рейтингах делового климата (так, в рейтинге Doing Business Россия показала рекордную динамику, поднявшись с 124-го на 60-е место за 2 года). В основе НПИ лежит следующая модель: дорожные карты по улучшению делового климата формируются при координации АСИ; каждую дорожную карту ведет группа, состоящая из предпринимателей и чиновников, которые следят, чтобы карта не была бюрократически выхолощена. При этом карты НПИ контролируются с самого верхнего уровня власти. Аналогичный механизм заложен в НТИ.

  • А что будет, если Президент не примет дорожные карты НТИ?

    Это означает, что мы плохо выполнили свою работу. Принципиальное решение об НТИ принято, вопрос – в формах его реализации. Мы будем дорабатывать карты до тех пор, пока не сделаем хорошо.

  • Из каких денежных ресурсов будет оплачиваться реализация дорожных карт НТИ? Если моему проекту нужно финансирование – как я могу получить его в рамках НТИ?

    НТИ в первую очередь – это люди, а не крыша и не карман. Если для успеха проекта вам нужны государственные деньги, и только – вероятно, вам не стоит участвовать в НТИ.

    Но при этом понятно, что для успеха НТИ должны запускаться новые научные исследования и должна оказываться поддержка высокорисковым технологическим проектам. Поэтому в разработке НТИ участвуют представители РНФ, РАН, РВК, Сколково, Фонда содействия, МОН, МПТ, МЭР которые воплотят приоритеты НТИ в своей политике по поддержке новых проектов.

    Набор институциональных решений, необходимых для запуска рынка, должна вырабатывать сама рабочая группа. Но мы не собираемся превращать это в лоббистский процесс и предопределять те или иные решения. Конечным критерием является возможность сформировать рынок с максимальным потенциалом роста, а не учет интересов отдельных игроков.

  • Если государство начинает НТИ – что будет с уже существующими инициативами и проектами? Должны ли мы отменить действующие государственные программы поддержки технологического развития и закрыть какие-либо из существующих институтов развития?

    Это мы должны решить вместе в рамках работы над НТИ.

  • Почему в разработке дорожных карт НТИ не участвуют иностранные специалисты?

    При выработке национальной технологической политики принципиально, чтобы она начиналась на национальном уровне. На следующем шаге мы будем строить системы кооперации и консорциумы с международными партнерами, но на старте этот вопрос преимущественно национальный.

    При создании дорожных карт НТИ мы используем результаты всех основных международных, национальных и корпоративных форсайтов в соответствующих областях. Участники Форсайт-флота по отдельным областям глубоко интегрированы в международный процесс выработки будущих рыночных стандартов.

    В частности, на основе российской инициативы «Форсайт образования 2035» в 2014 году был запущен проект «Глобальное будущее образования» (Global Education Futures), в рамках которого лидеры образования со всего мира формируют видение и глобальные стандарты для развития рынков нового образования, поддерживающих обучение на протяжении всей жизни. 

  • Где в НТИ робототехника, Интернет вещей, устойчивое развитие, изменение климата и другие темы, актуальные для современной международной повестки?

    Мы считаем, что целый ряд ошибок в научно-технологическом развитии был связан с некритичным заимствованием западных понятий-мемов, за которыми стояли маркетинговые интересы в продвижении конкретных компаний. Нам принципиально важно соблюдать «семантическую гигиену» и использовать термины, которые указывают на конкретные рынки и технологии, чтобы сосредотачиваться на конкретных областях с потенциалом роста.

    Примером некритического отношения является понятие «умный город с централизованным управлением». Практика показывает, что за этим стоит попытка навязать сверхдорогие технологические решения, в то время как наиболее эффективными оказываются решения, поддерживающие децентрализованное управление с опорой на местные сообщества.

  • Страна находится в сложной геополитической ситуации. Как можно строить технологическое будущее, находясь в изоляции и под санкциями со стороны международного сообщества, в том числе в области технологической кооперации?

    Когда в 1932 году стартовал ракетно-космический проект, страна находилась в существенно менее выгодном положении – и справилась. Даже в самом плохом сценарии мы обречены на то, чтобы обновлять и развивать свою экономику – без этого у нас просто нет будущего.

    Однако мы надеемся, что процесс выработки технологической политики у нас будет происходить в кооперации с крупнейшими странами мира, с которыми у нас нет никакой изоляции, и уже началась работа по ряду стандартов, – это Китай, Индия и другие страны BRICS, а также ряд быстроразвивающихся новых экономик. Но мы надеемся, что наука останется глобальной, и в ней не будут создаваться новые «железные занавесы». В России продолжается ряд проектов, ориентированных на глобальную кооперацию, а не на изоляцию – это программа «5 в топ-100» для ведущих российских университетов, это программа «Глобальное образование» по обучению специалистов в ведущих учебных учреждениях мира с возвратом на родину, проекты Big Science, и другие.

  • Современные технологические стандарты по определению глобальны – как вы собираетесь войти со своими стандартами и почему вас будут слушать?

    Согласно нашему определению, новые рынки отличаются от существующих именно тем, что в них отсутствуют сложившиеся международные технологические стандарты. При этом нужно понимать, что на ряде технологических рынков – в том числе в Интернете, - слишком сильно доминирует позиция США, и это не устраивает многие другие экономики. Общая позиция стран BRICS заключается в том, что стандарты для рынков следующего поколения не должны быть американо- и евро-центричными, и что должны возникать подлинно глобальные стандарты.

    Мы видим актуальность задачи построения подлинно глобальных стандартов для всех стран BRICS. Поэтому мы сразу идем в диалог с ними по этому вопросу, чтобы была возможность взаимно учесть наши национальные интересы – как минимум, в формате «второго стандарта», который может быть построен на принципах открытой архитектуры. Мы не ограничиваем участие в этом диалоге США и стран ЕС, но оно должно происходить на общих правилах. И со временем, весьма вероятно, условием допуска на рынки стран BRICS станет именно способность соответствовать сформулированным стандартам – так же, как это происходит сейчас с допуском на рынки Европейского Союза и Северной Америки.

  • Как соотносится форсайт НТИ и научно-технологический прогноз, который по запросу Министерства образования и науки делает Высшая школа экономики?

    НТИ использует результаты научно-технологического прогноза. Его соавторы работают во всех группах НТИ.

  • В проекте участвуют в том числе предприниматели, которые провалили создание высокотехнологичных производств и принесли инвесторам большие убытки. Почему вы зовете в проект не только успешных, но и разорившихся бизнесменов?

    Самое ценное свойство бизнесмена – его практический опыт, который можно наработать только в бою. Если не выпускать в бой всех единожды проигравших, то бойцов у нас не останется. При этом нужно смотреть на достижения каждого конкретного лидера, в том числе научные и общественные, и на его способность восстанавливаться после поражений.

  • В какой мере НТИ опирается на научно-технологические заделы, которые есть в нашей стране?

    НТИ строит работу из будущего и из потребности рынков. Ставка только на заделы, служившая основой научно-технологической политики в последние десятилетия, уже показала свою неэффективность. Нельзя бесконечно опираться на советский опыт, пришла пора создавать новые заделы там, где их потенциал может быть максимально задействован. 

Вверх