ИННОПРОМ-2013: Инвестиционный климат российских регионов глазами иностранных инвесторов

Генеральный директор АСИ Андрей Никитин и директор по развитию приоритетных программ АСИ Александр Пироженко приняли участие в дискуссии «Инвестиционный климат российских регионов глазами иностранных инвесторов», которая состоялась в рамках Международной промышленной выставки и форума «ИННОПРОМ-2013».  

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и компания KPMG подготовили совместный доклад, посвященный оценке инвестиционного климата в регионах России. 

Представляя исследование, глава РСПП Александр Шохин отметил, что перечень ключевых проблем для реализации инвестиционного проекта в целом не отличается, вне зависимости от того, идет ли речь о российских или зарубежных компаниях. 


Однако, по словам Александра Шохина, исследование выявило серьезную системную проблему - для регионов при формировании и реализации инвестиционной политики необходимо найти оптимальный баланс между ее «формой» (длительной, системной работой по созданию привлекательного делового климата) и «содержанием» (текущим взаимодействием с инвесторами по решению возникающих у них проблем). 

Продолжая тему взаимодействия инвесторов с руководством субъектов РФ, генеральный директор АСИ Андрей Никитин отметил, что для улучшения инвестиционного климата региональным властям нужно ответить на три вопроса. 

Первый - зачем региону инвесторы. 

«И ответить на него нужно в терминах новых рабочих мест, налоговых поступлений, новаций в системе образования. Нужно четко понимать, какое место регион занимает сейчас в экономической и социальной системе страны и какое он хочет занять в рамках реализации своей стратегии по привлечению инвестиций», - подчеркнул глава АСИ. 

Второй вопрос - какие инвесторы нужны региону и какую синергию они могут обеспечить - либо с существующей индустриальной базой, либо с существующей цепочкой спроса или системой образования. 


И, наконец, третий вопрос - что регион может предложить инвестору. Речь идет как о чем-то уникальном (в смысле инфраструктуры, логистики, трудовых ресурсов, историко-культурных особенностей), так и о том, что должно быть везде: 

«Наш региональный инвестиционный стандарт - это тот необходимый минимум, который должен быть, это - как руки мыть перед едой. Но сам по себе он не является решением»,- пояснил Андрей Никитин

Он также напомнил, что инвестиционный стандарт АСИ стал обязательным для всех регионов, а отдельные его требования попали в критерии оценки деятельности губернаторов. Сейчас уже порядка 50 регионов внедряют этот Стандарт. «Надеюсь, что в этом году во всех регионах Стандарт будет внедрен. Также надеюсь, что результат его внедрения оценят не Агентство стратегических инициатив и не федеральные органы власти, а бизнес-сообщество»,- заключил генеральный директор АСИ. 


Директор по развитию приоритетных программ АСИ Александр Пироженко в своем выступлении подчеркнул, что успешный опыт регионов в привлечении инвестиций можно и нужно тиражировать. И у АСИ для этого есть необходимые инструменты: 

«Региональный инвестиционный стандарт способствует переходу регионов, которые осознали необходимость работы с инвестором, хотят его привлекать и начали что-то делать, в группу топовых (прим. - согласно исследованию). Эти 30% регионов и есть наша ключевая аудитория, с которой мы рассчитываем достигнуть серьезных результатов. И наш следующий шаг - это проект «Школа стандарта», где мы будем совместно с региональными властями наполнять нашу работу соответствующими компетенциями - теми, которые инвесторы привыкли получать в любой стране мира. На следующем уровне исследования нужно выяснить, какие компетенции необходимы инвестору в регионах, чтобы сопоставить и сформулировать задачи региональным властям, и мы готовы в этой работе участвовать». 

Член правления KPMG в России и СНГ Олег Гощанский отметил способность властей занять клиентоориентированную позицию по отношению к инвестору. По его словам, именно это и есть залог успешности региона в привлечении инвестиций. В целом исследование показало, что инвесторы видят позитивные изменения делового климата в России. Но инвестклимат в регионах хоть и меняется, но пока достаточно медленно. 


«Нужно понять, что в инвестициях, как в спорте, это забег не сам с собой, а забег с конкурентом. Нужно не просто бежать, а бежать быстрей, чем твой оппонент»,- заявил представитель KPMG. 

Олег Гощанский подробно рассказал о структуре исследования и о вопросах, на которых оно строилось: 

«Один из вопросов, который мы задавали: что для вас является приоритетным при выборе региона? Инвестора интересует возможность быть успешным в регионе, иметь и извлекать прибыль сегодня и завтра. Инвестор понимает, что нужен качественный диалог с местной администрацией и с губернатором. 

Инвесторам нужна не просто поддержка, а заинтересованная целевая поддержка, они рассчитывают, что губернатор и команда будут учитывать специфику приходящего инвестора. Например, в консьюмер маркет инвестора интересует скорость, насколько быстро свои инвестиции окупить. В то время, как представители индустриальных рынков, их больше интересует прозрачность, адресность в понимании нужд клиента. 

Далее: От кого вы получали критически важную информацию? 70% заявили, что, в первую очередь, они идут в администрацию, в меньшей степени обращаются к бизнес-организациям и консультантам, что, скажем, не типично для США. 

При такой специфике важно осознавать, что инвестор ожидает качественной и полезной информации от региональных властей по своим регионам. И если таковой нет, наступает информационный вакуум и инвестор вынужден черпать информацию от других инвесторов и через СМИ. 

А существует разница в восприятия России в глазах тех, кто уже здесь и тех, кто думает прийти сюда. Имидж России в зарубежных СМИ не всегда соответствует, и нужно самим создавать себе имидж, это должны помнить региональные власти и создавать Интернет-сайты, должна быть пропаганда своего региона. 

Нужно формировать сеть из агентов влияния, которая бы создавала пропаганду вашему региону для тех инвесторов, которые хотят в регион прийти. 

О доверии бизнеса региону. Невозможно произвести хорошее впечатление о себе со второго раза, и это очень актуально с точки зрения привлечения инвесторов. Наибольшее количество несостоявшихся инвестиций было на начальных фазах: на начале исследования, сборе информации о регионе, на стадии диалога с губернаторами. Чем дальше инвестор заходит с инвестициями, тем больше повышается доверие к региону. 

Привлекательный инвестиционный климат - это формула: база + содержание. База - правовая база, наличие институтов, площадок, инфраструктуры - что предложить инвестору. Содержание: и здесь крайне важен человеческий фактор, по сути, а не на бумаге, борьба с бюрократическими препонами, борьба с коррупцией и желание региона постоянно улучшать работу и участвовать в процессе привлечения инвесторов». 

Согласно исследованию, российские регионы можно сгруппировать по 4 архетипам: 

4 уровень: Регионы вчерашнего дня. Их было порядка 35%. Этим регионам не удается привлечь более 10 млн. долларов в год. Они не демонстрируют позитивную динамику, нет ни ярко выраженных форм, ни содержания. 
3 уровень: Сегодняшний день. От 10 до 50 млн. долларов в год. Нет позитивной динамики. Есть форма, институты, инфраструктура, но много формализма, бюрократии (для галочки). При этом отмечается давление сверху (со стороны государства) на то, чтобы была форма (например, инвестиционный Стандарт).
2 уровень: Сегодняшний день (регионы с высокой привлекательностью). Превалирует содержание над формой. Есть заряд на работу, правильная команда, правильная вертикаль общения: не только команда губернатора, но и команды муниципалитетов. Больше 100 млн. долларов в год. Но не все отработано с точки зрения инфраструктур и институтов. 
1 уровень. 5% - свыше 100 млн. долларов в год. Важна динамика, наличие стратегии и содержания. Низкий уровень коррупции. При таких условиях появляются национальные чемпионы. 


Генеральный директор SPN Ogilvy Андрей Баранников рассказал о результатах той части исследования, которая посвящена репутации России: 

«Мы пришли к следующим выводам: государство делает ставки, в основном, на крупные инфраструктурные проекты (g8, g20, чемпионат мира по футболу и т.д.). Какие проблемы при этом возникают? Нет единой стратегии, и эта проблема федерального центра, она транслируется и в регионы тоже. Мы видели примеры в регионах, когда параллельно и абсолютно независимо шла работа по созданию инвестиционного бренда и бренда туристического, что на, наш взгляд, абсолютно не правильно». 


Заместитель Губернатора Калужской области Руслан Заливацкий в своем выступлении подчеркнул: 

«Плохой бизнес-климат - он не в регионах, а в головах. Нужно менять отношение тех, кто над этим работает, и чиновников к бизнесу и бизнеса к чиновникам. Это эволюционный процесс, и я благодарен всем тем, кто этот процесс толкает и АСИ, и РСПП, и Деловой России и другим коллегам в регионах». 

Президент компании Siemens в России Дитрих Мёллер согласился с результатами исследования. Он считает, что инвестклимат в России действительно улучшился: 


«На Урале есть хороший диалог с властями. Мы видим, что государство много делает, большую роль играют дорожные карты, мы ощущаем конкуренцию регионов, если речь идет об инвестициях, у каждого губернатора мы обсуждаем, может ли Siemens инвестировать в регион или нет». 

Вместе с тем, он озвучил те пункты, которые, с точки зрения иностранных инвесторов, все еще требуют существенного улучшения. Именно на них, прежде всего, нужно ориентироваться при создании условий для ведения бизнеса в России: 
Административные барьеры 
Совершенствование законодательства, в том числе налогового. *Есть в мире другие регионы, где больше стимулируют привлечение инвестиций, чем в России. Например: в России налогообложение комплектующих тормозит развитие локального регионального производства. 
Совершенствование судебной системы 


ДОКЛАД: Точка зрения инвесторов. Оценка инвестиционного климата российских регионов глазами иностранных инвесторов