В России хотят изменить стандарты безопасности дорожных переходов

Фото: Shutterstock

Агентство стратегических инициатив (АСИ) вместе с компаниями-разработчиками подготовит предложения по стандартизации использования интеллектуальных систем и технологических решений для безопасности дорожных переходов. Современные подходы в этой сфере, методы государственного регулирования применения новых систем обсудили участники круглого стола, организованного Агентством в Точке кипения – Арбат. Модератором встречи выступили вице-президент ассоциации «Цифровая Эра Транспорта», кандидат наук Александр Поляков и директор центра управления лидерскими проектами АСИ Светлана Егельская.

По информации Госавтоинспекции, за 2021-2022 годы на нерегулируемых пешеходных переходах в России совершено 15 980 ДТП, в которых погибло 1 610 и было ранено 15 992 человека. «Нерегулируемые пешеходные переходы входят в топ-10 причин смерти пешеходов», – отметил Александр Поляков.

Как правило, водители поздно замечают пешеходов из-за низкого уровня освещенности, плохих погодных условий, плохой видимости разметки и знаков. При этом сегодня решений по повышению безопасности переходов не так уж и много - установка дорожных знаков с флуоресцентным кантом, светофоры Т-7, которые мигают в круглосуточном режиме, дополнительное статическое освещение зоны перехода. Все это прописано в ГОСТ, но ему почти 10 лет, и он устарел, отмечают эксперты.

Нужен новый государственный стандарт по нерегулируемым пешеходным переходам, считает генеральный директор компании «Смарт Си» (проект поддерживает АСИ) Илья Анисимов. В нем нужно сформулировать подходы к определению места установки оборудования, его состав с учетом требований, указанных в действующих ГОСТах по регулированию безопасности пешеходов на дорогах.

Наиболее результативны системы с обработкой видеоинформации нейросетями, подчеркнул генеральный директор «Аврора Тек» Алексей Шагаев. Они дают 97 % точной идентификации, определения траектории движения и реагирования на пешеходов. С помощью специализированного ПО можно вести подсчет количества пешеходов и автомобилей, анализировать и формировать статистические данные, получать информацию о состоянии всех компонентов комплекса, размешать объекты на карте и получать уведомление о событиях на дороге.

Полноценные комплексные решения, интегрированные с современными системами цифровой экономики, «безопасным городом», «умным городом», с новыми технологиями при внесении соответствующих изменений в законодательство и национальные стандарты обеспечат высокую безопасность на дорогах, считает Алексей Шагаев.

В «Смарт Си» разработан комплекс «Умные пешеходные переходы». «Наше решение    нацелено на снижение риска ДТП. Мы собираем статистику до установки оборудования и после ее использования, результат показывает, что в 2 раза увеличивается число водителей, которые начинают пропускать пешеходов», – сказал Илья Анисимов.

Также он привел данные по регионам, где применяется технологическое решение компании. По сообщениям от ГИБДД регионов, показатели значительно улучшились в 6 городах Ямала, высокая эффективность в Вологде, а в Ноябрьске, Уренгое, Южно-Сахалинске показатели по нарушениям на переходах вообще нулевые.

«Очень хорошие проекты представлены, они имеют право на жизнь. Пришло время менять устаревшие требования и переходить на новые ГОСТы, где все должно быть прописано с учетом опыта эксплуатации новых решений, применяемых на разных видах дорог», – отметил член Общественного совета при Ространснадзоре Максим Шамотайлов.

С регламентной точки зрения никаких технических препятствий для изменений ГОСТ нет, процедура известна и включает публичное обсуждение, замечает заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Султан Жанказиев.

Светлана Егельская предложила совместно с компаниями-разработчиками сделать дорожную карту и «выйти на профильные технические комитеты с предложениями по стандартизации использования интеллектуальных систем и технологических решений для безопасности дорожных переходов».

Также она отметила, что новые технологии, о которых рассказали участники круглого стола, интересны регионам. АСИ продолжит работу по их представлению региональным командам, поможет в апробации, внедрении и выявлении «узких мест», которые будут зашиваться в предложения по регуляторике. Результаты внедрения комплексных систем и статистика от регионов могут использоваться в качестве обоснований подходов к разработке новых стандартов.