Глобальный форсайт образования: Калифорния - Казань - Давос

Фото: Global Educational Futures

В апреле 2015 года в Калифорнии состоялась первая встреча участников Глобального форсайта образования (GEF – Global Educational Futures) – международной проектной платформы, объединяющей ведущих мировых экспертов в рамках задачи построения образовательных систем 21 века.

Калифорнийская сессия GEF была посвящена обсуждению перспективы создания образовательных систем, отвечающих на образовательные запросы человека на протяжении всей его жизни. В сессии приняли участие около 100 ведущих экспертов в области будущего образования из 15 стран, включая лидеров организаций, занимающихся системными изменениями в образовании (Innovation Unit, ISSS и др.), форсайт-экспертов в области образования из ОЭСР и ЮНЕСКО, и около 40 представителей инновационных образовательных платформ и проектов.

По итогам Форума были разработаны 4 «карты будущего» и несколько системных инициатив по развитию глобальной образовательной системы будущего, включая предложения по ряду международных стандартов, которые будут дорабатываться в течение 2015 и 2016 годов. 

Среди предложенных инициатив – создание «декларации прав ученика» для глобальных образовательных платформ, создание международной метрики развитости региональных и городских образовательных систем, а также создание общемировой карты основных институтов, поддерживающих образовательные инновации.

Участники сессии вели работу с использованием российской форсайт-методики Rapid Foresight. Эта методика широко применяется в России для прогнозирования и проектирования будущего для образовательной системы, регионов и отраслей, в том числе в проектах «Форсайт-флот» Агентства стратегических инициатив, при проектировании Национальной технологической инициативы (НТИ), при создании «Атласа новых профессий», в совместном проекте России и Международной организации труда, и в других областях.

Сессия в Калифорнии проводилась в партнерстве с Глобальным технологическим симпозиумом (GTS - Global Technology Symposium) - ведущим мероприятием Кремниевой долины, в рамках которого встречаются российские и американские стартапы и венчурные предприниматели. В этом году основной темой GTS стало обсуждение возможностей, открываемых рынками образовательных технологий и нового образования – поэтому участники Глобального форсайта образования активно вовлекались в дискуссии GTS, а представители стартапов и венчурных фондов внесли существенный вклад в содержание форсайта.

Необходимость проведения цикла сессий в области проектирования контуров глобальной образовательной системы фиксируется всеми развитыми странами. Она связана с тем, что, во-первых, традиционное образование (школьное и особенно университетское) активно принимает международные стандарты в рамках процессов унификации образовательных степеней и внедрения рейтингов. Что более существенно, новые глобальные образовательные онлайн-платформы (такие как Coursera или Duolingo) уже сейчас начинают составлять конкуренцию национальным образовательным системам - в рамках этих проектов образование получают десятки миллионов человек. Наконец, по всему миру происходит переход к образованию на протяжении всей жизни - а это требует принципиально новых подходов и решений. Вопрос о том, как может быть устроена образовательная система будущего, в которой есть и глобальные игроки, и соблюдение национальных интересов, и учет потребностей локальных пользователей - в фокусе внимания Глобального форсайта образования.

Future education map

3 основных направления, которые рассматривались в рамках Глобального форсайта: 

  • образовательные модели и технологии, поддерживающие обучение всю жизнь;
  • «навыки будущего», которые необходимы экономике в связи с изменением технологий и способов управления, и поддерживающие получение этих навыков образовательные системы;
  • государственные политики и общественные инициативы, необходимые для внедрения новой образовательной парадигмы (в первую очередь, для развивающихся стран, в т.ч., Россия и страны BRICS).

Проект GEF предоставляет для России уникальную возможность вступить в диалог о правилах и процессах будущей глобальной образовательной системы с учетом задач нашей страны. Черпая передовые идеи об устройстве международного образования, Россия получает шанс построить передовую образовательную систему, конкурентоспособную в 21 веке.

Следующие сессии GEF пройдут в мае 2015 года в Казани и в августе 2015 года в Сан-Паулу. В сессии в Казани, проводимой в рамках национального финала чемпионата WorldSkills, примут участие эксперты по новым отраслям и профессиональному образованию из более чем 40 стран мира. 

Результатом этой работы должны стать прогнозы и проекты развития международной системы профессиональной подготовки. Завершится Глобальный форсайт образования ноябрьской сессией в Сингапуре, на которой будет создана карта политических и гражданских инициатив по поддержке нового образования в развивающихся странах и странах BRICS. Итоги цикла сессий будут представлены в Докладе о будущем глобального образования. Результаты Доклада планируется представить в январе 2016 года на Всемирном экономическом форуме в Давосе.

Для справки:

Глобальный форсайт образования - российская инициатива Сколковского института науки и технологий (Сколтех) и группы Re-Engineering Futures, при поддержке Томского государственного университета и ОАО «РВК». Экспертную поддержку проекту оказывают Институт образования Высшей школы экономики, Центр образовательных разработок бизнес-школы Сколково, Агентство стратегических инициатив (АСИ). В консультационный совет проекта входят ведущие международные эксперты в области образования из России, США, стран Европы и Азии, среди которых: глава Центра инноваций в образовании ОЭСР Дирк ван Дамм; мировой «идеолог» открытого образования и профессор Киотского университета Тору Йоши; глава Попечительского совета Всемирного общества системных наук Александр Ласло; президент Ассоциации «тройной спирали» и профессор Стэнфордского университета Генри Ицковиц; ведущий образовательный футуролог и партнер специализированного фонда инвестиций в образовательные проекты Learn Capital Том Вандер Арк; президент WorldSkills Саймон Бартли; известный гештальт-терапевт и основатель Института SAT Клаудио Наранхо. Лидером проекта является Павел Лукша, профессор практики Московской школы управления «Сколково» и член экспертного совета Агентства стратегических инициатив.

Видео