‘орсайт-флот завершен. Ќациональна€ технологическа€ инициатива (Ќ“») - на старте

20 ћа€ 2015

16 ма€ завершилс€ самый масштабный мозговой штурм года - Ђ‘орсайт-флот 2015ї. ¬ течение 5 дней свыше 600 участников - технологических предпринимателей, венчурных инвесторов, ученых, представителей образовательной среды и институтов развити€, деловых и общественных объединений, лидеров предпри€тий реального сектора экономики, федеральных органов исполнительной власти - проектировали перспективные рынки и разрабатывали Ђдорожные картыї по€влени€ на этих рынках российских технологических компаний - национальных чемпионов к 2035 году.†

–еализац舆Ќациональной технологической инициативы (Ќ“»)†- одна из ключевых задач, поставленных ѕрезидентом –оссии ¬ладимиром ѕутиным4 декабр€ 2014 года в ѕослании к ‘едеральному собранию: ЂЌа основе долгосрочного прогнозировани€ необходимо пон€ть, с какими задачами –осси€ столкнетс€ через 10-15 лет, какие передовые решени€ потребуютс€ дл€ того, чтобы обеспечить национальную безопасность, качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического укладаї.

√лавной задачей участников стал поиск решений, которые позвол€т –оссии зан€ть позицию технологического лидера и успешно конкурировать на глобальном уровне за право поставл€ть лучшие решени€, формировать на новых рынках стандарты и правила.†

ќрганизаторы выбрали 9 перспективных рынков, которые через 15-20 лет будут иметь объем от 100 млрд долларов и выше:

“еплоход ЂЋев “олстойї (программный директор - ѕавел Ћукша, профессор практики ћосковской школы управлени€ Ђ—колкової). √руппа рынков интеллектуального транспорта:

  • јeroNet: распределенные системы беспилотных летательных аппаратов, обеспечивающие решение логистических задач любой сложности.
  • MariNet: распределенные системы морского транспорта без экипажа.
  • AutoNet: распределенна€ сеть управлени€ автотранспорта без водител€.

“еплоход Ђ«осима Ўашковї (программный директор - ¬ладимир  н€гинин, президент ‘онда Ђ÷ентр стратегических разработокї). √руппа рынков, касающихс€ обеспечени€ национальной безопасности и конкурентоспособности:

  • EnergyNet: распределенна€ энергетика от personal power до smart grid, smart city. –ынок подразумевает развитие персональных источников и накопителей энергии, подключаемых в единую энергетическую сеть с открытыми интерфейсами и распределенной системой управлени€.
  • FoodNet: системы персонального производства и доставки еды и воды. ќрганизаци€ производства и доставки персонифицированных продуктов питани€, соответствующие микробиому и потребност€м конкретного потребител€.
  • SafeNet: новые персональные системы безопасности, включа€ охрану неприкосновенности частной жизни.

“еплоход Ђјлександр –адищевї (программный директор - ≈вгений  узнецов, заместитель генерального директора, директор проектного офиса ќјќ Ђ–¬ ї). √руппа рынков, содержащих ресурсы и заделы дл€ прорывных решений, потенциально способных вывести –оссию на лидирующие позиции:

  • HealthNet: персональна€ медицина, основанна€ на успехах в развитии геномики, синтетической биологии и спорта высоких достижений.†
  • NeuroNet: распределенные системы св€зи между людьми и компьютерами.†
  • FinNet: децентрализованные финансовые системы и валюты.

ѕо мнению интеллектуальных лидеров - программных директоров теплоходов Ђ‘орсайт-флотаї, результаты получились разные: по некоторым рынкам, таким как NeuroNet, AutoNet, AeroNet,†Ђдорожные картыї†высокой степени готовности, по другим рынкам требуетс€ дальнейша€ совместна€ работы групп.

ѕодвод€ итоги, директор направлени€ Ђћолодые профессионалыї јгентства стратегических инициатив (ј—»), программный директор Ђ‘орсайт-флотаї ƒмитрий ѕесков подчеркнул, что главным результатом Ђ‘орсайт-флотаї должны стать не дорожные карты, а сложившеес€ сообщество, команды, которые будут дальше разрабатывать и двигать проекты:

ЂЌа Ќ“» у нас есть пр€мой запрос государства, и государство от вас ждет результатов. Ќо важно, чтобы это было не движением государства к вам, не вас к государству, а совместна€ наша с вами работа по поводу общего будущего, вне зависимости от того, в какой позиции каждый из вас сегодн€ находитс€. ¬ажно, чтобы вы все вместе, как сеть людей, продолжали работать над реализацией тех идей, которые мы вместе за эти 5 дней создалиї.

ќбращение ƒмитри€ ѕескова к участникам поддержал ѕавел Ћукша, программный директор теплохода ЂЋев “олстойї, предложив участникам при дальнейшем проектировании и реализации проектов, разработанных на Ђ‘орсайт-флотї брать инициативу в свои руки:†

Ђ—амое главное - не то, что заполн€етс€ в пустографках и превращаетс€ в красивые презентации. —амое главное - это то, что происходит между вами, между людьми на других корабл€х. ќчень важно понимать, что мы это делаем не дл€ кого-то, а дл€ себ€. ≈сли мы делаем дл€ себ€ самих, это значит, то, что во что мы вложились и верим, мы этому должны следовать. “ема новых рынков интересна тем, что нет еще игроков, которые на них претендуют. ј значит, дл€ каждого участника это шанс разместить себ€ в будущем на 20 лет вперед, попробовать на практике реализовать колонизацию этого будущегої.

»горь јгамирз€н, генеральный директор ќјќ Ђ–¬ ї, призвал участников Ђ‘орсайт-флотаї ставить более амбициозные задачи: Ђћы еще в самом начале пути, а не в конце и даже не в середине, € реально хочу подумать, как научитьс€ ставить более амбициозные задачи. » если говорить о тех самых конкурсах по модели ’ Prize, по-моему, нужно что-то совсем амбициозное предъ€вить, например: 100 млн. долларов тому, кто запустит частный космический аппарат на Ћунуї.

»горь јгамирз€н отметил, что Ђ‘орсайт-флотї, как технологи€, €вл€етс€ первым шагом в реализации проекта Ќ“». » это будет систематически повтор€ющийс€ процесс:†

Ђ–¬ , как проектный офис Ќациональной технологический инициативы, отвечает за то, чтобы построить вокруг Ќ“» систему управлени€, позвол€ющую координировать интересы участников: и предпринимателей, и академической среды, и государства. ћы не ожидаем, что по результатам Ђ‘орсайт-флотаї будут определены все дорожные карты, но будет вынесено дл€ дальнейшего обсуждени€ некое первоначальное €дро, и потом с некоторой периодичностью оно будет пополн€тьс€. “ем более, что мир мен€етс€, и очень быстро, и через два-три года он может оказатьс€ совершенно иным, поэтому строить статичные карты на 15 лет бессмысленно. Ќо важно сейчас заложить методологический подход, методику прогнозировани€ и быстрого реагировани€ на изменени€, которые происход€т на рынках и в технологи€х - это задача Ђ‘орсайт-флотаї.

¬ладимир  н€гинин, президент ‘онда Ђ÷ентр стратегических разработокї, программный директор теплохода Ђ«осима Ўашковї, подчеркнул, насколько ценным дл€ Ќ“» было взаимодействие людей и согласование позиций по поводу общего будущего:†

Ђ¬сем известно, как действует государство. Ёто п€тилетние планы и программы, тоннельное линейное движение: все что запланировано, должно случитьс€. ¬ случае, если движение будет нелинейным, реагировать на него сложившейс€ системой управлени€ будет очень т€жело. — этой точки зрени€ Ќациональна€ технологическа€ инициатива Ц сигнал государству, что линейна€ реализаци€ государственных планов и программ не всегда оправданна. ћогут по€витьс€ обсто€тельства, требующие корректировки этих планов и программ. ¬ форме Ђ‘орсайт-флотаї мы Ђспрессовываемї взаимодействие многих людей, сокраща€ сроки. ≈сли бы мы попытались провести такое же количество переговоров, совещаний и согласований, но вне Ђ‘орсайт-флотаї, мы бы потратили на это многие мес€цы. «а эти п€ть дней мы попытались подн€ть огромный пласт согласовани€ позиций самых разных участников, € найти Ђслепые зоныї, позиции, которые по каким-то причинам выпали из внимани€ государства, когда оно формировало п€тилетние планы, помочь предпринимателю или заметить его планы по формированию будущегої.

ѕодвод€ итоги работы групп на теплоходе Ђјлександр –адищевї программный директор теплохода ≈вгений  узнецов особо отметил разработки рынка HealhNet:†

Ђ” мен€ впервые сложилась картина реальных изменений, которые произойдут в области здоровь€ с по€влением big data и сенсорики.  огда сенсоры передают огромное количество информации о нас, в какой-то момент мы сможем увидеть реальную св€зь всех процессов внутри нас совершенно нового пор€дка. Ёто будет революци€ в области фундаментальных наук, трудно сопоставима€ с чем бы то ни было за последние несколько столетий, сопоставима€ с прорывом, который совершила анатоми€ в области медицины. ѕоэтому HealthNet - группа с наибольшим потенциалом, но надо помнить, что медицина - это сама€ зарегулированна€ отрасль, в ней много регламентов, которые очень т€жело проходить, и на этих барьерах нужно сейчас сосредоточитьс€. “акже нужно думать и о рынке здоровь€ и новых инфраструктурах: очень многие технологии станов€тс€ доступны через питание, спорт, фитнесї.

ѕо результатам п€тидневной групповой работы участники презентовали свои разработки, отвечали на вопросы, вносили предложени€, прозвучавшие от других групп.

HealthNet, ¬ладислав ¬ар€ник, заместитель директора ќќќ ЂKey Partner: Ђ“ехнологии дл€ человека сегодн€шнего дн€ - это персонализаци€ медицины, новые лекарства с использованием биомаркеров, математическое моделирование болезней и маршрутизаци€ пациентов, телемедицина. ћы также рискнули предположить, что будет очень полезно придать старению статус болезни дл€ того, чтобы создать центры по профилактике и лечению старени€, открыть кабинеты врачей в каждой клинике. Ёто приведет к коррекции здоровь€ ныне живущих, и позволит пожилым люд€м быть молодыми и здоровымиї.

FinNet, ћикаэл √орский, генеральный директор издательства Ђќлимп бизнес, член консультационного совета –¬ ї:†

Ђ‘инансы должны быть децентрализованы, к чему приводит централизаци€ мы видим уже начина€ с 2008 года. ≈сть больша€ опасность в этой централизации, распределенные системы гораздо стабильнееї.

ћарина √урьева, заместитель директора »нновационного центр Ќ»” Ђ¬ысша€ школа экономикиї: Ђ–осси€ должна адаптировать децентрализованные криптовалютные системы, поскольку это сразу выход на глобальные рынки. ѕоскольку технологи€ зарождающа€с€, у нас есть неплоха€ возможность встроитьс€ в мировой товарооборот при условии выполнени€ р€да проектов, которые есть на карте. ќчень важным на данный момент €вл€етс€ создание и определение органа, который будет отвечать за развитие криптоактивов в –оссийской ‘едерации, и сн€тие тех барьеров, которые у нас действуют в данный момент, ил предполагаютс€ к криптовалютам. »з-за этого мы сможем открыть дл€ себ€ данный сегмент и развивать его по нескольким направлени€мї.

SafeNet, —ергей ’мелевский, председатель правлени€ »нститута региональных инновационных систем (»–»—): Ђ√руппа предложила создать технологическую платформу, котора€ будет объедин€ть в себе информацию обо всех типах угроз. Ќапример, планиру€ свое путешествие, потребитель обращаетс€ к информации технологической платформы: будь то пробки на дорогах, пожары, износ инфраструктуры, криминогенна€ обстановка, и строит свой маршрут с учетом наиболее безопасного маршрутаї.

NeuroNet, јндрей »ващенко, председатель совета директоров ÷¬“ Ђ’им–арї: Ђћы ждем прорыва в разных направлени€х, ключевые технологические решени€, которые должны произойти Ч это создание нейрокомпьютеров, картирование мозга, которое будет закончено в ближайшие годы. Ќаша группа была разделена на четыре части, и все поработали очень эффективно. –азработанные сегменты: управление Ђинтернетом вещейї, виртуальное конструкторское бюро, виртуальный советник, нейроусилитель в сложных ситуаци€хї. ѕроекты, которые разработали группы: создание открытого портала нейросемантических данных Openbrain; €зык описани€ эмоционально-смысловых состо€ний головного мозга (первый этап проекта ЂЌейро-эмоциональный мониторї); Ђƒоступна€ среда 2.0ї и р€д другихї.

AutoNet, »рек √умеров, заместитель генерального директора по развитию ќјќ Ђ јћј«ї: Ђќдин из трендов, на котором мы строили свое обсуждение, это то, что автомобиль становитс€ роботом, автомобиль становитс€ умным, и поэтому он должен стать безопасным. ѕо€вл€етс€ социальна€ среда, в которой автомобиль везет нас в будущее и, в то же врем€, возникают новые отношени€ - человека с роботом. јвтомобиль становитс€ более экологичным. ¬ этой ситуации нагрузки на дороги растут, без эффективного использовани€ транспортных систем это тоже трудно решаема€ задача. ”рбанизаци€ и рост экономики требует больше перевозок людей, больше перевозок грузов и также мы думаем, что за счет перевозок автономных транспортных систем и умного управлени€ потоками ситуаци€ улучшитс€. ѕоэтому парк и выпуск автомобилей будет сопоставим. «десь мы отмечаем другую проблему с транспортом Ц это безопасность. јвтомобиль €вл€етс€ изделием повышенной опасности и человек, к сожалению, вносит особый вклад в эту аварийность. Ќа первом этапе мы можем использовать наши потенциальные возможности, здесь рынок средств специального применен舆(Ѕелј« мы показывали), технологического транспорта. ћы считаем, что сенсоры и программное обеспечение. » если в области ѕќ у нас огромный потенциал и большие возможности, то в сенсорике мы, скромно скажем, отстаем. Ќо использу€ это совместно с аналитической составл€ющей, выт€гива€ за счет ѕќ, совокупный бизнес тоже €вл€етс€ большим и мы на него тоже можем рассчитыватьї.

MariNet, јлександр ѕинский, директор по маркетингу ќјќ Ђ“ранзас навигаторї: Ђ≈сть глобальна€ инициатива, которую мы Ђокрестилиї MariNet. Ёто интегрированна€ экосистема, котора€ позвол€ет ув€зать в единое информационное пространство высокотехнологичные системы на борту, на берегу, те, которые позвол€ют осуществл€ть навигацию, управление экономикой, управление безопасностью, мониторинг экологии и т.д. ѕочему эта иде€ интересна с точки зрени€ –оссии? —ейчас в мире действительно в морской отрасли происходит революци€. “ак как отрасль у нас медленна€, то и революци€ тоже неспешна€, она займет лет 10-15, но, тем не менее, она происходит. ћедленно, уверенно, но неотвратимо. „ем традиционно сильна –осси€ в последние годы?  ак правило, наиболее успешные компании на мировом рынке Ц это компании, имеющие отношени€ к информационным технологи€м. ¬ –оссии действительно много интеграторов, которые умеют заниматьс€ высокими информационными технологи€ми. » если мы сейчас используем этот потенциал дл€ того, чтобы заложить основу и создать у себ€, в других странах подобного рода экосистему, мы сумеем выступать, с одной стороны, застрельщиками всего этого движени€, а, с другой стороны, первые, те, кто создадут основу и образ, будут получать больше выгод в дальнейшемї.

FoodNet, —ергей ¬ыходцев, серийный предприниматель, президент компании ЂVelleї:†Ђ—егодн€ 40% продуктов в –оссии - это экспорт. ‘ормируетс€ длинна€ цепочка поставок, что приводит и увеличению стоимости и одновременно, ухудшению потребительских свойств продуктов. ћы предлагаем разработку технологической платформы, соедин€ющую напр€мую производител€ и потребител€ еды. ѕоловину продуктов, которые оказываютс€ на столах потребител€, производ€т не агрохолдинги, а частные производители. ќснова платформы рабочей группы Ц фермер. ћы получаем питание, которое подходит намї.

AeroNet, Ёдуард Ѕагдасар€н, генеральный директор «јќ ЂјЁ–ќ ќЌї на базе ÷ј√»: Ђ—егодн€ российский рынок технологий беспилотных систем состоит, в основном, из 3 компонентов. ѕервые два компонента - это дистанционное ориентирование с земли, а также аэрокартосъемка и аэрокртографи€ (включа€ кадастр). “ретий компонент Ц это сельское хоз€йство. ¬ японии свыше 2 000 беспилотных комплексов Yamaha работают в области сельского хоз€йства. ¬ –оссии он на сегодн€ практически не представлен, но мы считаем, что после решени€ проблем с законодательством в течение 1-1,5 лет этот рынок будет довольно активно развиватьс€. ≈ще один компонент превышает все предыдущие - это рынок игрушек. Ќа сегодн€ в мире, по оценкам специалистов, объем игрушек и развлечений в области беспилотных систем превысит 1 млрд долларов. », наконец, четвертый компонент, это транспортные и логистические перевозки. ¬ –оссии мы также св€зываем развитие этого компонента с прин€тием решений в вопросов законодательства. 20 лет, в принципе, дл€ техники, дл€ рынка это очень мало. » можно сказать, что прообразы всех рынков, которые будут, они уже существуют. ћечта всех беспилотников - это интеграци€ беспилотных авиационных систем в единое воздушное пространство. ћы ждем решени€ вопроса законодательства, и тогда возникнут сети беспилотников. Ёто откроет новые рынки дл€ возникновени€ операционных систем, IT-шных решений и т.д.ї.

ѕо итогам Ђ‘орсайт-флотаї все предложени€ участников будут тщательно проанализированы, после чего рабочие группы продолжат проектирование. ¬ мае 2015 года на заседании Ќаблюдательного совета јгентства стратегических инициатив (ј—») будут представлены первые результаты Ђ‘орсайт-флотаї.

‘ото
¬идео
»сточник: –едакци€ сайта ј—»
¬верх