А потом и от Европы до Китая
Беспилотные «Камазы» будут тестироваться на платной трассе М11 Москва - Санкт-Петербург три года - в 2016–2018 гг. Это часть проекта «Высокоскоростные автотранспортные коридоры для беспилотных транспортных средств» (AutoNet), входящего в «Национальную технологическую инициативу». Премьер Дмитрий Медведев выделил на нее 10 млрд руб. неделю назад. 2,2 млрд руб. предусмотрено в проекте бюджета на 2016 г. Сколько именно пойдет на беспилотники, станет ясно, когда министерства представят проекты дорожных карт с конкретными предложениями, говорит представитель вице-премьера Аркадия Дворковича. Участие в тесте на М11 подтвердил представитель «Камаза».
Если тесты будут успешными, беспилотники поедут по «Шелковому пути» - от Хельсинки и Бреста до Пекина. Создание высокоскоростных дорог с беспилотным движением позволит России стать ключевым транзитным звеном евразийской торговой системы, говорится в материалах к проекту AtoNet.
Беспилотники уже ездят в России, рассказывает директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков, например, несколько «Газелей» и «Камазов». Но бюджетное финансирование и допуск на М11 получат только «Камазы», говорит один из участников проекта.
В автопоезде во время тестов будет 5-10 обычных «Камазов», водитель будет управлять лишь первым и только в сложных условиях, остальные должны копировать движение. Затраты на научно-исследовательские работы по беспилотнику гендиректор «Камаза» Сергей Когогин зимой оценивал в 5-6 млрд руб., запуск серийного производства - еще в 12 млрд. В консорциуме с «Камазом» за искусственный интеллект отвечает Cognitive Technologies, ее президент Ольга Ускова оценивала проект в 12 млрд руб.: 5 млрд должны были вложить партнеры, еще 7 млрд - Минпромторг.
Представитель «Автодора» подтвердил, что госкомпания вместе с АСИ прорабатывает создание интеллектуальных транспортных средств для участка на М11. «Автодор» ведет переговоры с китайцами и европейцами о запуске беспилотных автопоездов по коридорам Европа – Китай, говорит человек, участвующий в обсуждении проекта, это позволит сократить время в пути.
Интерес к выпуску беспилотных машин проявляет и группа ГАЗ. У ГАЗа кроме роботизированных «Газелей» есть и по-настоящему беспилотные «Уралы», но за бюджетной поддержкой автопроизводитель еще не обращался, говорит вице-президент ГАЗа Елена Матвеева.
С 2020 г. запустить беспилотное движение по всей стране технически, наверное, возможно, а экономически - смысла нет: труд дальнобойщиков в России не так дорог, считает директор Института транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин: «Нужно понять, будет ли система дешевле, чем труд дальнобойщика».