Частные и некоммерческие организации получат доступ к финансированию дополнительного образования детей

Негосударственному сектору будет предоставлен доступ к финансированию программ дополнительного образования детей, - заявил директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Минобрнауки России Александр Страдзе в ходе мультимедийного ток-шоу «Дополнительное образование детей: государственные гарантии и инвестиции семьи», которое прошло в пресс-центре МИА «Россия Сегодня» 12 ноября 2015 года.

«Мы разработали законопроект, который будет вносить изменения в закон об образовании и закон об общих принципах организации самоуправления, и предоставит возможность негосударственным и частным организациям получать доступ к финансированию программ дополнительного образования детей. Я считаю, что это будет большой прорыв», - сказал Александр Страдзе.

С 1 января 2016 года система дополнительного образования в Российской Федерации перейдет на нормативно-подушевое финансирование

Минобрнауки предлагает создать «вариативную, конкурентную среду для образовательных программ» и отказаться от финансирования по остаточному принципу.

«Сегодня нормативно-подушевое финансирование дополнительного образования внедрено во всех субъектах Российской Федерации. Но когда мы говорим уже о фактическом использовании этого механизма, то мы видим, что там присутствует так называемый сметный механизм. Дополнительное образование финансируется по остаточному принципу. Это порождает целый ряд проблем: не хватает денег на содержание помещений, которые используются для дополнительного образования, и на материально техническую базу. Именно поэтому мы все больше говорим о механизмах государственно-частного партнерства», - подчеркнул Александр Страдзе.

Он сообщил, что проекты, «которые в последнее время увлекают детей», - музеи науки, эксплораториумы, МастерславльКидбург - «целые города, которые детей погружают в будущую жизнь, в будущую профессию», должны быть вписаны в общую систему и получить доступ к государственным ресурсам.

«В ФЦП развития образования, которая будет стартовать с 2016 года, целая задача посвящена развитию системы дополнительного образования детей. Для нас 16й год будет ключевым по запуску таких механизмов и пилотных проектов», - сказал Александр Страдзе.

Ирина Абанкина

Директор Института развития образования Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина рассказала об основных способах повышения эффективности поддержки дополнительного образования детей.

  1. «Создание специального кода бюджетной классификации, чтобы мы видели те деньги, которые регион направляет, чтобы они шли именно в дополнительное образование. Именно адресность в этих деньгах создает возможность реальной поддержки».
  2. «Второй механизм - зависимость от выбора самого потребителя. Мы часто видим простаивающие модели дополнительного образования, невостребованные кружки, секции, как многие родители говорят: “Этот пыльный кружок нам вообще не интересен”, а мы продолжаем их финансировать. Деньги должны идти вслед за учащимся, нужен механизм сертификата, ваучера, чтобы мы направляли средства туда, где эти программы реализуются. Будет ли это технопарк, негосударственная организация, индивидуальный предприниматель, который реализует свою программу, общеобразовательное, дошкольное учреждение или даже университет – это совсем не важно».
  3. «Финансирование дополнительного образования детей должно строиться по принципу сочетания ресурсов, а не отбирания их друг у друга. Поиск того, как мы можем консолидировать средства».
  4. «Необходимо рассмотреть возможность льготного кредитования в дополнительном образовании. В дополнительном профессиональном оно возможно, а просто в дополнительном – нет».
  5. «Есть сдвижки в льготных режимах налогообложения. Надо еще сделать несколько усилий здесь. Какие сейчас уже есть? Во-первых, нулевая ставка налога на прибыль для всех организаций, которые осуществляют образовательные программы. Это серьёзно. Формируя прибыль, её можно направить на развитие материально-технической базы таких программ. Во-вторых, льготы по НДС для образовательных программ. Я понимаю, что есть трудности в лицензировании, но если это лицензированные услуги, то НДС, налог на прибыль и все остальное становится пригодным именно для образовательных организаций».
  6. «Правильно надо отработать механизмы государственно-частного партнерства и очень важно защитить с точки зрения качества. Не любую программу мы готовы поддерживать. Мы видим в перспективе развитие возможности патента на программу дополнительного образования, распространение франчайзинга на некоммерческие организации. Нам надо, чтобы те, кто разрабатывает такие программы, могли бы защитить свою интеллектуальную собственность, выйти к потребителю с этими программами и были бы уверены, что именно программа, а не организация получает такую поддержку».
  7. «Надо чтобы через порталы и навигаторы семья имела право выбрать 1-2 кружка дополнительного образования, спортивные секции - какой-то сегмент, который будет бесплатным. Надо поддерживать незащищенные слои населения - многодетные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации - специальными мерами поддержки, предоставляя им право бесплатных занятий. И отдельная проблема, которая сейчас стоит, это дети с ограниченными возможностями здоровья. Для таких детей дополнительное образование просто ключевой ресурс развития, коррекции, реабилитации».