Дети в Татарстане показали Владимиру Путину, как без участия человека извлечь с поверхности Земли упавший метеорит

Фото: Kremlin.ru

В ходе визита в Татарстан 12 февраля президент России Владимир Путин посетил детский технопарк «Кванториум», открывшийся в Набережных Челнах в конце 2015 года. Лидер инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей» Марина Ракова рассказала редакции сайта asi.ru, какие проекты продемонстрировали главе государства учащиеся технопарка и что заинтересовало Владимира Путина больше всего.

Президенту показали 3 «цеха», в которых дети обучаются космическим и геоинформационным технологиям, своими руками собирают и тестируют различные инженерные решения: роботов, коптеры, беспилотные автомобили и спутники.

«Модель малого спутника Земли, которую мы показали Владимиру Владимировичу, создана специально для обучения детей навыкам космической съемки. Такой спутник дети собирают сами из специального конструктора», - рассказала Марина Ракова, уточнив, что скоро ребята смогут самостоятельно конструировать модель ракеты, которую пока научились только собирать.

На следующей «станции» кванториума происходило моделирование стыковки с бортом МКС. 

«Это полнофункциональный тренажёр, все джойстики соответствуют оборудованию, которое есть на космическом корабле», - пояснила Марина Ракова.

Также дети проводили биологический эксперимент по засеиванию микроорганизмов в благоприятную среду в условиях, идентичных космическому пространству. «В результате получаются микроорганизмы, из которых могут вырастать удобрения для растений. Точно такие же опыты в настоящий момент проводятся на МКС», - сказала лидер инициативы АСИ.

Фото: Kremlin.ru

«Владимир Владимирович несколько удивленно спросил о том, кто же собрал все это вместе и откуда появились люди, которые учат всему этому детей», - вспоминает Марина Ракова. Она рассказала, что в кванториуме работает команда молодых ученых, профессоров и действующих инженеров с таких предприятий, как ОРКК или КАМАЗ. Все вместе они разрабатывают программы, ориентируясь на настоящие технологические задачи отраслей, и проводят обучение педагогов.

В цехе геоинформационных технологий Владимиру Путину продемонстрировали, как дети учатся принимать и обрабатывать данные дистанционного зондирования Земли. Используя метод наложения разных по времени съемки участков территории можно прогнозировать сокращение площади лесов, изменение русел рек и активности вулканов.

Затем гости посетили цех, где дети конструируют самолеты и машины, которые потом собирают по своим чертежам. Детали производятся в соседнем цехе кванториума, где есть 3D принтер, фрезерный станок для изготовления деталей из разных материалов и станок с ЧПУ.

Президенту показали, как проходит интеграционное занятие. Дети из разных направлений вместе решают одну задачу - извлечь с поверхности Земли упавший метеорит дистанционно - без «полевого» участия человека.

«На горке песка в «кратере» лежал фонарик, имитирующий метеорит. Один коптер мониторил ситуацию и передавал видеосигнал для высадки десанта - тараканов-киборгов. Южноамериканскими тараканами, к которым были прикреплены чипы, управляли три девочки. Со знанием дела юные диспетчеры определили точное место нахождения метеорита. Далее беспилотная модель КАМАЗА с роботом оперативно подъехала к месту и извлекла метеорит», - воодушевленно рассказывает Марина Ракова.

По её словам, совместные занятия помогают детям понять, как использовать отдельную компетенцию в командной работе. Для кванториумов разработано 12 образовательных программ по направлениям: Авто, Аэро, Космо, Нейро, Био, ИТ, Энерго и Нано технологии, геоинформатика, искусственный интеллект, робототехника и радиоэлектроника.

Сначала дети учатся простым инженерным навыкам: пайка, фрезеровка, сварка, простые языки программирования, базовые научные методы анализа и синтеза. Знакомятся с оборудованием, которое соответствует промышленным образцам. И все это в игровой форме. В итоге они смогут участвовать в соревнованиях рабочих профессий: например, JuniorSkills.

Те, кому хочется пойти дальше, переходят к решению более сложных задач под руководством отраслевых специалистов, готовятся к инженерным соревнованиям и международным олимпиадам по разным направлениям (робототехника, программирование и др.), участвуют в научно-практических конференциях и соревнованиях, таких как «Шаг в будущее»Фестиваль науки.

«Все образовательные программы мы разрабатываем в партнерстве с промышленными предприятиями, вузами, НИИ. При этом специалисты-разработчики программ становятся наставниками для детей», - пояснила Марина Ракова.

В Набережных Челнах опорным предприятием для детского технопарка стал КАМАЗ, который, вложив ресурсы в дополнительное образование, создает кадровый потенциал для рынков будущего. В 2016 году обучение в этом Кванториуме пройдут более 1000 детей.

Видео