Судно нового поколения создадут на верфях ОСК студенты из 7 российских вузов

Победу во всероссийском конкурсе студенческих проектов «Я буду строить корабли!», финал которого проходил 19 июня на площадке Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Точка кипения», одержала команда Калининградского государственного технического университета. Второе и третье места заняли проекты из Севастопольского государственного университета и Санкт-Петербургского морского государственного технического университета

Из победителей и финалистов конкурса будет сформировано молодежное конструкторское бюро (КБ), которое займется проектированием научно-исследовательского судна «Пионер-М». Корабль с 4 типами мобильных лабораторий и функциями беспилотного движения начнут создавать на верфи Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) осенью 2016 года.

В финале конкурса участвовали 8 студенческих проектов - из Севастополя, Калининграда, Санкт-Петербурга, Архангельска, Нижнего Новгорода, Казани, Владивостока и Арсеньева.

Ректор Севастопольского государственного университета Валерий Кошкин, председатель оргкомитета конкурса, отметил, что задание было выполнено в предельно сжатые сроки - на разработку проекта давался всего один месяц. Уже 2 июля 2016 года представители команд-финалистов приедут в Севастополь, где в составе объединенного студенческого конструкторского бюро приступят к доработке проекта до уровня технической документации.

Техническая документация поступит на один из заводов ОСК, где начнется строительство судна. Инициаторы и партнеры проекта рассчитывают, что в октябре-ноябре 2017 года «Пионер-М», уникальный по своим техническим и функциональным характеристикам, будет спущен на воду и в скором времени отправится в первую научно-исследовательскую экспедицию.

В процессе разработки молодых инженеров будут поддерживать опытные конструкторы, специалисты морского регистра, специалисты по промышленному дизайну, преподаватели лучших инженерно-технических вузов страны. Помощь будет заключаться в передаче практических знаний и навыков в виде лекций, мастер-классов, тренингов, экспертных сессий.


Алексей Рахманов, председатель Федеральной конкурсной комиссии, президент Объединенной судостроительной корпорации: «Все то, что мы пытаемся сейчас сделать, для нас принципиально важно, как ваших будущих работодателей. Задача состоит в том, чтобы ребята, которые учатся на разных курсах профильных специальностей, могли попробовать все: сделать концептуальный проект, технический проект, рабочий проект, построить судно. Участвуя в проекте, вы поймете, насколько вы готовы реально отдавать себя этой профессии, а мы с помощью этого проекта сможем выбрать талантливых ребят, которые решили всерьез связать себя с судостроением».


Александр Климов, заместитель министра образования и науки Российской Федерации, сопредседатель Федеральной конкурсной комиссии: «Я в 1984 году закончил «политех», работал инженером - испытателем на Волжском автомобильном заводе. Нынешняя система подготовки инженеров не сильно ушла от того, что было в 70-80-х годах. И то, что мы сейчас с вами делаем, это и есть построение новой системы образования, новых инженерных магистратур - не только академических и исследовательских, но и проектных, конструкторских, технологических. Очевидно, что нам нужны академики, но конструкторов, проектировщиков нам нужно больше. Со своей стороны, мы постараемся распространить этот позитивный опыт на другие сферы индустриального производства».


Дмитрий Песков, директор направления АСИ «Молодые профессионалы»: «Бывают такие моменты, когда ты знаешь, что из этого получится что-то очень большое. Этот проект открывает новую эпоху в инженерном образовании, и ко всему, что вы будете делать в ближайшие месяцы, будет приковано самое пристальное внимание. Каждому из вас придется очень сильно измениться. Через несколько месяцев вы вдруг обнаружите, что вы уже не просто студенты, вы станете экспертами и преподавателями. Тот опыт, который у вас будет в ближайшие недели появляться, он уникален. Запомните этот момент, для всех вас начинается совершенно новая жизнь».

Если проект «Пионер-М» окажется успешным, российская система образования получит уникальную модель практико-ориентированного обучения инженерных команд под современные требования морской отрасли. Лучшая практика будет тиражирована в технических вузах страны. В ближайшие годы в России будет построена целая флотилия учебных научно-исследовательских судов нового поколения, которые будут использоваться как для системы высшего образования, так и для нужд научно-исследовательских организаций, предприятий реального сектора экономики.

Справка

Идея построить научно-исследовательское судно силами российских студентов и профессионалов морской отрасли появилась в конце прошлого года при запуске на базе СевГу Центра морских исследований и технологий. Флотилия научно-исследовательских судов, сохранившихся с советских времен, уже не отвечает требованиям экономичности, экологичности и многофункциональности. «Пионер-М» будет располагать 3 мобильными лабораториями для проведения широкого спектра исследований - от экологического мониторинга до археологических исследований в акватории Черного и Азовского морей, при этом в обслуживании судна будут задействованы всего 3-4 человека, в то время, как действующие научно-исследовательские суда предусматривают не менее 30 человек экипажа на борту. Отличительной особенностью «Пионер-М» станет и возможность беспилотного управления, а также возможность проводить исследования с участием беспилотных летательных и подводных аппаратов.