Руководители проектных офисов в регионах будут нести персональную ответственность за результаты развития инвестклимата

Об этом сообщил помощник Президента Российской Федерации Андрей Белоусов на панельной дискуссии «Работа регионов по улучшению инвестиционного климата: оценка бизнеса» в рамках Восточного экономического форума 3 сентября.

«Если мы обнаружим, что проектный офис по улучшению инвестиционного климата не дорабатывает, мы обратимся к губернатору соответствующего субъекта, чтобы он предпринял определенные кадровые изменения или меры воздействия», - заявил он.

Однако Андрей Белоусов выразил надежду на то, что кадровых решений не последует, поскольку во всех субъектах Дальнего Востока сформированы достаточно сильные проектные команды.

Помощник Президента обозначил три этапа, из которых будет строиться работа региональных проектных офисов в ближайшей перспективе.

  • Анализ текущей ситуации, определяющей инвестиционный климат в субъекте РФ и выбор приоритетных направлений.  
  • По каждому направлению - разработка и утверждение дорожной карты, включая принятие нормативных актов.  
  • Обеспечение реализации мероприятий дорожных карт.


В своем выступлении генеральный директор АСИ Андрей Никитин отметил, что регионы Дальнего Востока имеют достаточно развитую инфраструктуру, чтобы совершить прорыв в инвестиционной привлекательности.  

«Постепенно разрушается миф об инфраструктурных ограничениях Дальнего Востока. Как показывают результаты рейтинга, проведена большая работа, и по некоторым параметрам результаты сопоставимы со средним результатом по России, а где-то находятся и в двадцатке лучших», - сообщил Андрей Никитин.

По итогам Национального рейтинга инвестиционного климата 2015 года регионы Дальнего Востока не вошли в топ-двадцать, однако некоторым субъектам ДФО удалось улучшить отдельные показатели. В качестве примера Андрей Никитин привел Хабаровский край и Амурскую область, где протяженность дорог, соответствующих нормативным требованиям, практически в два раза выше, чем в среднем по стране. Амурская область сократила до 84 дней средний срок согласования и подключения к электросетям. В Сахалинской области получение разрешения на строительство теперь занимает 100 дней. Магаданская область за год сократила срок регистрации юридических лиц с 15 до 10 дней.

Еврейская автономная область по результатам 2015 года заняла в рейтинге 26 место. Показатели по срокам подключения к электрическим сетям и по снижению административного давления на бизнес в Еврейской автономной области оказались лучшими, чем в среднем по стране. Секретом успеха поделился губернатор ЕАО Александр Левинталь: «В случае, когда речь шла об избыточном давлении на бизнес со стороны ряда структур, я приглашал руководителей этих структур к себе и проводил с ними личную работу, чтобы избежать в дальнейшем повторения этих случаев».

По мнению Андрея Никитина, инвестиционный климат в регионе зависит в первую очередь от усилий органов власти. 

Министр Российской Федерации по развития Дальнего Востока Александр Галушка: в этом году вхождение региона в первую половину Национального рейтинга инвестклимата будет являться одним из показателей для KPI губернаторов ДФО.

Участники панельной сессии также пытались разобраться с причинами, помешавшими субъектам Дальнего Востока занять высокие позиции рейтинга. Среди основных проблем были озвучены: дефицит трудовых ресурсов; слабая информированность бизнеса об имеющихся мерах поддержки; «мертвые» и неработающие инвестиционные порталы, созданные без учета запроса бизнеса; недостаток региональных полномочий; давление на бизнес со стороны естественных монополий; увеличение количества проверок на муниципальном уровне и т.д.

Опираясь на опыт успешных регионов, глава АСИ Андрей Никитин порекомендовал субъектам ДФО обратить особое внимание на инструменты, не требующие значительных финансовых затрат, такие как:

  • эффективное межведомственное взаимодействие;
  • использование принципов проектного управления;
  • обновление инвестиционной стратегии региона и концентрация на приоритетных инвестиционных проектах;
  • повышение эффективности регионального и муниципального надзора при условии сокращения общего количества проверок;
  • тесная работа с муниципальными образованиями.