Дмитрий Масленников и проект «Изменение подхода к занятости людей с особыми потребностями здоровья»

Дмитрий Масленников, победитель форума «Сильные идеи для нового времени», предлагает создать условия для трудоустройства людей с ОВЗ. Началом может стать адаптация автомобилей для людей с поражением опорно-двигательного аппарата. В рамках проекта АСИ «Страну меняют люди» Дмитрий рассказал про сотрудничество с АвтоВАЗом, свой путь в социальном предпринимательстве и поделился формулой успешного проекта.

Фотогра Сергей Савостьянов | ТАСС

— Я вообще раньше занимался металлообработкой, был небольшой бизнес, связанный со станками. Работали мы на советских многошпиндельных токарных автоматах (такие бандуры по 12 тонн весом), производили крепеж для нефтяников и газовиков. Мне очень нравилось, когда что-то создается практически из ничего – из какого-то куска материала вырастает целый механизм.

После этого, волею судеб, оказался в Уральском институте управления, в филиале РАНХиГС. Устроился в качестве преподавателя на кафедру экономической теории. В этом же институте у меня работает супруга, она семь лет назад инициировала создание команды социальных предпринимателей «Атмосфера». И почти с самого начала основания я стал ментором у этой команды, передавал им свой бизнес-опыт. Помогал развивать проекты для конкурса RAISE – Всероссийского акселератора социальных инициатив. «Атмосфера» несколько раз первое место занимала, несколько раз второе место, один раз третье. 

В 2022 упаковали весь опыт и подались в АСИ на индивидуальную поддержку с Региональной стартап-студией и молодежным бизнес-инкубатором «Гараж». Внутри — образовательные программы по молодежному предпринимательству, IT-платформа для развития стартапов с удобными механизмами и алгоритмами при проведении любого акселератора.

— Что было дальше?

— Попали сначала в топ-1000 «Сильные идеи для нового времени», на Петербургском международном экономическом форуме познакомились с компанией РЖД, у нас завязались партнерские взаимоотношения, в итоге мы попали в топ-30 партнерских проектов ещё.

Как вы понимаете, инициатив у нас очень много. Постоянно занимаемся социально-предпринимательскими проектами и часто сталкиваемся с аудиторией в виде людей с ограниченными возможностями здоровья.  

Именно так в этом году родилась идея с автомобилем, адаптированным для людей с повреждением опорно-двигательного аппарата, в частности речь идёт о колясочниках. Хочется, чтобы им было удобно передвигаться по городу, потому что у них ключевая потребность – социализация и свобода. Кроме того, такой автомобиль можно использовать и в коммерческой деятельности: в такси, например.

Технически для проекта нужно не так много. Во-первых, у людей с повреждением опорно-двигательного аппарата должна быть возможность ручного управления машиной. Под это любой автомобиль адаптируется легко, у АвтоВАЗа, например, уже есть линейка автомобилей, сразу выходящая с ручным управлением за счет рычагов: тормоз и газ нажимаются уже не ногами, а руками.

Второе, самое сложное и дорогостоящее, — механизмы загрузки и выгрузки инвалидной коляски в автомобиль и пересадки из коляски в водительское кресло. Их нет в базовых моделях при конвейерной сборке, когда автомобиль выпускается, но они нужны, потому что в багажник закинуть кресло, а потом ещё сесть как-то за руль — нереально.

То, что я видел в интернете, – либо комплекты из-за рубежа, либо самоделки с лебёдкой на крыше. Мы хотим, чтобы инженеры разработали уже готовое решение, которое, в идеале, можно внедрить в конвейерную сборку. Мы встречались с представителями топ-менеджмента АвтоВАЗа, они четко сказали, что готовы поддержать, готовы сделать НИОКР.

Сейчас на рынке подобные системы стоят от 400 до 600 тысяч. Сколько по стоимости будет наша, честно, сложно прогнозировать, потому что сами комплектующие не такие дорогие, но процесс сертификации, плюс разработка... Но, думаю, в любом случае – будет дешевле аналогов. 

— Как вы видите идеальное развитие проекта через 10 лет?

— Если хотя бы 10 тысяч человек напишут отзыв о том, как здорово, что такой автомобиль есть, как они зарабатывают себе на жизнь, используя его — это будет очень хороший результат.

Очень большой риск я вижу как раз в количественных показателях. Насколько большое количество человек реально захотят работать, используя этот автомобиль? Целевая аудитория проекта достаточно сложная. Люди с ограниченными возможностями очень часто привыкают к опеке со стороны государства и становится сложно их мотивировать к активной деятельности. Хотя я не отрицаю, что помощь им действительно необходима. Кроме этого не всегда удается получить желаемую обратную связь со стороны аудитории на ту или иную инициативу...

 Я сам лично пытался выйти на группы во «Вконтакте» людей с ограниченными возможностями при проведении социологического исследования. Бывало, сталкивался с недопониманием и даже с таким комментарием: «чем бы дитя не тешилось» до того, как успел объяснить суть дела. Не хотелось бы характеризовать так всю целевую аудиторию, но такие случаи есть. Опять таки, просто отношусь к этому с пониманием и стараюсь договориться. В частности, даже в случае с таким высказыванием удалось достичь взаимопонимания и даже вовлечь человека в продвижение опроса среди своих подписчиков. За что огромное спасибо.

Сейчас вспоминаю, что мы когда-то пытались реализовать проект Good Job – трудоустройство для людей с ограниченными возможностями здоровья. Правда, недолго им занимались, поэтому идеальных выводов нельзя сделать, но заметили, что люди с инвалидностью, которые говорят: «Я бы очень хотел работать», часто теряют запал, когда реально даёшь какую-то задачу. 

— Почему вам важно этим проектом заниматься?

— Сложный вопрос, на который ответа у меня самого даже нет идеального. Заглядывая в себя и оглядываясь назад на свой опыт, я понимаю, что меня жизнь вела постоянно к каким-то социальным историям. Это, наверное, связано с мироощущением, мировоззрением, воспитанием (отец у меня — священник). состоянием души.

Даже когда я производством и предпринимательством занимался, социальный уклон постоянно прослеживался. У меня работали ребята из реабилитационного центра – люди, страдавшие алкоголизмом, наркоманией, лудоманией и так далее. Бог как-то меня выводит на такое.

Ещё был проект Саппи. Мы в рамках него создали три типа устройств. Первое – трекбол для людей с ДЦП, замещающий им мышку компьютерную. Второе – ложка для людей с болезнью Паркинсона. Третье – ультразвуковую насадку на тактильную трость для слепых людей. Дело в том, что, когда слепой человек с тактильной тростью перемещается, он может уловить препятствие от земли до уровня колена. А об нависающие может стукнуться. Наше устройство работает по принципу парктроника: если впереди препятствие, то включается вибромотор в рукоятке и человек может заранее остановиться.

Все 3 устройства одновременно мы пытаемся вывести на рынок совместно с социальным предпринимателем из Калуги Муниром Хайдаровым. Именно по его инициативе была сделана ложка. Сейчас идет процесс прототипирования.

Проектом с адаптированным автомобилем я пока ещё не проникся идеально на 100%, потому что слишком мало времени прошло. По большому счету, это просто было описание идеи, поддержка со стороны АвтоВАЗа, АСИ, экспертов – и победа.  

— А ожидали, что победите?

— С одной стороны, конечно, воронка очень большая: из 24 тысяч идей попасть в топ-10 кажется нереальным. С другой стороны, если мы подаемся в конкурс – мы всегда себя настраиваем на то, что победим. Алгоритмы конкурса нам совершенно понятны ещё с того года.

— Есть ли формула успешного проекта?

  1. Идея должна соответствовать трендам развития государства.
  2. Идея должна соответствовать специфике деятельности агентства.
  3. Идея должна быть понятна любому эксперту. В рамках форума «Сильные идеи для нового времени» работало, если не ошибаюсь, более 2 тысяч экспертов. Чтобы про идею не было негативных отзывов, нужно попасть в какую-то область, которую все понимают и к которой все положительно относятся.
  4. Важно грамотное описание. Ты должен, во-первых, кратко изложить суть проекта. Во-вторых, описать его необходимость доказательно со ссылками. По идее с автомобилем я приводил ссылку на видеоинтервью людей, которые уже давно занимаются этой проблематикой. Плюс давал ссылку на сайты статистические разных органов.
  5. Нужно обозначить партнеров, которые могут поддержать твой проект. И чем сильнее они, тем больше доверие у экспертов. Если тебя поддержал АвтоВАЗ на самом высоком уровне, мало кто из экспертов скажет, что это какая-то ерунда.
  6. Важна эффективная коммуникация, потому что где-то нужно подсветить проект, где-то нужно рассказать о нём вовремя... Где-то экспертиз не хватает — надо, значит, экспертам напомнить.
  7. С АСИ тоже важно выстраивать эффективную коммуникацию в рамках возможного и дозволенного условиями конкурса. Знакомиться с представителями агентства, позитивно общаться, чтобы тебя знали. 

Это очень важно – человеческое общение.

Интервьюер
Иван Сурвилло
Журналист, интервьюер,
автор второго сезона
«Страну меняют люди»