ѕоиск /–егистраци€

ѕроект ј—» позволит сэкономить 4 трлн рублей при строительстве и реконструкции школ

16 »юл€ 2019
‘ото: “ать€на ћастерова

Ѕолее 50% школ в –оссии требуют реконструкции, еще 19% - наход€тс€ в аварийном состо€нии, их полностью необходимо перестраивать. ѕереход на современные стандарты и изменение правовых норм проектировани€, строительства и реконструкции зданий общеобразовательных организаций позволит решить эту проблему, за€вила генеральный директор јгентства стратегических инициатив (ј—») —ветлана „упшева 16 июл€ 2019 года на образовательном интенсиве Ђќстров 10-22ї.

Ђћы продолжаем, говор€ о современных подходах к организации образовательной среды, проектировать школы по старым нормам, которые не соответствуют глобальным вызовамї, - подчеркнула —ветлана „упшева. ќна представила лидерский проект ј—», который нагл€дно демонстрирует эффективность реконструкции и строительства современных школ с учетом международных стандартов.

ЂЌам удалось помен€ть одну из ключевых норм строительства новых школ Ц ориентацию по част€м света, и также по этажности. Ёто уже позвол€ет экономить пор€дка 30% при строительстве и эксплуатации школ, которые будут проектироватьс€ по новым требовани€м. Ќо, условно, это только две нормы из дес€ти ключевых, которые позвол€т сэкономить пор€дка 4 триллионов рублей в течение ближайших п€ти лет в рамках проекта УЎкола 2025Фї, - сказала глава ј—».

— €нвар€ 2019 года ј—» поддерживает лидерский проект ЂЎкола 2025. ѕерезагрузкаї, который нацелен на создание современных, компактных, многофункциональных школьных зданий. »з эффектов также - повышение эффективности использовани€ финансовых средств, выдел€емых на строительство и (или) реконструкцию школ.

ќна подчеркнула, что 45 субъектов –‘ готовы подключитьс€ к тиражированию этого проекта и расшир€ть перечень предложений по совершенствованию нормативной базы.

Ђя бы хотела обсудить с представител€ми регионов, мы дискуссию заочную уже с р€дом экспертов провели, нас поддержали ћосква, —анкт-ѕетербург, ѕермский край, —вердловска€ область, Ќовосибирска€ область Ц пор€дка 45 субъектов –‘. √убернаторы провели общественные слушани€ с представител€ми образовательных учреждений, строительными лидерами, с –оспотребнадзором, которые тоже считают, что такие изменени€ необходимыї, - сообщила —ветлана „упшева.

ќна напомнила, что ј—» €вл€етс€ площадкой дл€ сбора предложений по оптимизации правовых норм, требований и правил, регламентирующих проектирование, строительство и реконструкцию образовательных объектов. «адачи этого направлени€, по словам —ветланы „упшевой, полностью соответствуют механизму Ђрегул€торной гильотиныї, который позвол€ет пересмотреть действующие в –‘ нормативно-правовые акты. ƒл€ более эффективного взаимодействи€ с регионами ј—» объединит усили€ с рабочей группой √осударственного совета –‘ по направлению Ђќбразование и наукаї.

Ђ√убернатор Ќовосибирской области [јндрей “равников] возглавл€ет рабочую группу √оссовета по образованию. ћы хотим, чтобы это был посто€нно работающий орган, который позвол€л бы нам быть мобильными в плане решений, методик создани€ образовательной среды, а также всех изменений, которые позвол€т нам создавать новые пространства в школе, быть эффективными и заручитьс€ поддержкой экспертов, - отметила —ветлана „упшева.

¬ числе главных проблем развити€ инфраструктуры образовательных организаций заместитель губернатора Ќовосибирской области —ергей Ќелюбов назвал нехватку бюджетных средств на реконструкцию, высокий уровень износа материально-технической базы и ветхость зданий.

Ђ—редства на капитальный ремонт этих зданий не предусмотрены. ¬ывод€тс€ из образовательного процесса здани€, реконструкци€ которых невозможна из-за текущих норм и требований. ≈ще одна проблема, котора€ касаетс€ крупных городов, районной застройки Ц это требовани€ по площади и озеленениюї, - сообщил —ергей Ќелюбов.

ѕо его словам, реконструкци€ зданий по старым нормам не позвол€ет обеспечить необходимую наполн€емость школ и порождает еще одну проблему Ц отсутствие территориальной доступности объектов дл€ местного населени€.

Ћидер проекта ЂЎкола 2025ї, генеральный директор инженерного центра Ђј“ќћ» ї (г.≈катеринбург) ≈вгений √олубенко сформулировал†конкретные предложен舆по изменению —анѕиЌов, —Ќиѕов и —ѕ.

—реди ключевых направлений: переход от естественного освещени€ классов к естественно-искусственному, что позволит измер€ть уровень освещенности помещений, а на расположение окон в классе (отменить об€зательность левостороннего освещени€ и обеспечить Ђправа левшейї), установить допустимый уровень Cќ2 вместо ограничений по вентил€ции и кондиционированию помещений (обеспечить поддержание необходимого микроклимата), убрать требовани€ к отделке стен (дизайн, краска, палитра Ц это интерьер), расширить требовани€ к озеленению территорий (допустить озеленение территории не только в горизонтальной плоскости и и в вертикальной), разрешить использование цокольных этажей при соблюдении норм эксплуатации и т.д.

ѕредлагаемые изменени€ затронут следующие элементы:

  •  оэффициент естественного освещени€ ( ≈ќ)
  • »нсол€ци€ (облучение поверхностей солнечным светом)
  • —анитарно-защитные зоны (—««) от мусорных площадок, “–÷, аэропортов, парковок, гаражей, улиц
  • –азмещение помещений в подвальном и цокольном этажах
  • “ранзитные сети
  • ќзеленение
  • “уалеты без естественного освещени€
  • Ћевостороннее, правостороннее, верхнее освещение, второй свет
  • ћногофункциональность
  • ¬оздушна€ среда

Ђѕри отмене инсол€ции дл€ школ по€витс€ возможность организовывать классы на всех сторонах света, сделать площадки и пространства удобными дл€ детей.  оэффициент естественного освещени€ не позвол€ет добавить четвертый р€д парт, то есть создавать квадратные помещени€ вместо пр€моугольных. ќтмена  ≈ќ позволит сократить рассто€ние от задних парт до доски и разнообразить варианты размещени€ учебного оборудовани€. Ќапример, повесить доски на всех стенахї, - по€снил ≈вгений √олубенко.

ѕерепроектирование класса с добавлением четвертого р€да парт повысит вместимость на 10%, с помощью цоколых этажей можно облагородить Ђмертвыеї подвальные пространства, а расположение беговых дорожек вокруг здани€ школы решит проблему нехватки площадок дл€ спорта и отдыха.

Ђ—оздание современной образовательной среды лежит в свободе. “ребовани€ должны быть такими: обеспечьте нам необходимую освещенность, чистоту, воду, воздух, качество питани€ и уровень шума внутри пространстваї, - подчеркнул ≈вгений √олубенко.

»сследование мирового опыта создани€ современных образовательных пространств представил специалист ¬семирного банка “игран Ўмис. ќн сообщил, что в ¬еликобритании 16% образовательных достижений школьников св€заны с образовательной средой Ц освещение, шум, температура и качество воздуха, гибкость среды и чувство причастности (возможность использовать свой шкафчик или перемещать предметы в классе). Ђ„ем качественнее среда, тем лучше достижени€ї, - подчеркнул “игран Ўмис.

–оссийские нормы вместо качества среды измер€ют, например, средний показатель площади на одного ребенка. ¬ школах –‘ этот показатель превосходит международные более чем в 5 раз: в –оссии средн€€ площадь на одного ребенка составл€ет от 21 м², а в —Ўј - от 2,2 до 5,5 м², во ‘ранции - от 3 до 4 м².

—правка

ќбразовательный интенсив Ђќстрова 10-22ї проходит на площадке —колковского института науки и технологий (—колтех) с 10 по 22 июл€ 2019 года. ћеропри€тие организовано ћинистерством образовани€ и науки –‘, јгентством стратегических инициатив (ј—»), ‘ондом Ђ—колкової, –оссийской венчурной компанией (–¬ ), ”ниверситетом Ќ“» Ђ20.35ї, јЌќ Ђ÷ифрова€ экономикаї, ѕлатформой Ќ“» при поддержке Ќ»“” ћ»—и—.†
“екст: Ќаталь€ ћакаркина | –едакци€ сайта ј—»
¬верх