По программе Rurban Creative Lab в 10 регионах создадут креативные пространства на месте промзон и заброшенных зданий. В перечень субъектов вошли Рязанская, Новгородская, Ульяновская, Иркутская, Тюменская, Свердловская, Самарская, Новосибирская области, Удмуртия и ХМАО. До конца года в этих регионах запустят по три креативных кластера трех типов на трех разных территориях, включая сельские.
На участие в Rurban Creative Lab уже поступило больше 3,3 тыс. заявок из 81 региона. Цель проекта - разработать и запустить механизмы преобразования не участвующих в хозяйственном обороте площадок в локации, где сформируются сообщества творчески-ориентированных предпринимателей. Программа реализуется АСИ в партнерстве с ДОМ.РФ. В конце прошлого года президент России Владимир Путин поставил задачу по созданию в регионах креативных кластеров в промзонах.
«Сегодня в 55 регионах свыше 32 тыс. га промышленных территорий выключены из городской экономики. Как правило, эти локации находятся в центре города либо в очень удобной доступности. Они могут быть комплексно освоены и 20 региональных команд, участвующих в нашей программе, смогли предложить серьезные концепции по ревитализации этих территорий. Федеральная комиссия выбрала 10 из них», - заявила глава АСИ Светлана Чупшева.
По ее словам, региональные продюсерские центры должны в течение нескольких месяцев создать творческие кластеры разных типов и форматов. По итогам проекта планируется сформировать несколько финансово-экономических и управленческих моделей, которые могут распространяться и вовлекать в экономику регионов заброшенные промзоны.
«Наша программа с АСИ даст положительный эффект сразу по нескольким направлениям. Во-первых, важно, что продолжается работа над преобразованием пустующих территорий, что они будут активно задействованы в городской жизни. Будущие общественные пространства должны стать знаковыми для горожан и туристов. Это положительно отразится на качестве среды проживания в населенных пунктах, ускорит развитие местной экономики, позволит сохранить в регионах перспективные кадры. Молодые люди нередко стремятся покинуть родные места, поэтому очень важно привлекать их к работе над городами, в которых захочется остаться», - сообщил гендиректор ДОМ.РФ Виталий Мутко.
Сейчас крупные креативные кластеры работают в 28 городах. Общая площадь занимаемой ими недвижимости составляет 1,65 млн кв. м. Больше половины таких пространств находятся в Москве, они занимают 5,2% рынка офисной недвижимости столицы. В Санкт-Петербурге расположено 17% от всех креативных кластеров страны общей площадью 273 тыс. кв. м.
«Москва и Санкт-Петербург стали первыми российскими городами, где на площадках предприятий и фабрик, которые уже не использовались, стали организовываться креативные пространства. Сегодня это – крупнейшие индустрии, объединившие анимацию, дизайн, IT-технологии, моду и театр. Вокруг этих территорий появились атмосферные общественные пространства, комфортное жилье. Мы поможем регионам правильно перенять этот опыт, сформировать новые модели креативных пространств, избежать типичных и нетипичных ошибок в процессе их создания, и сэкономим региональным продюсерским центрам несколько лет. Также с помощью партнеров нашей программы мы будем привлекать на эти площадки интересных и креативных резидентов», - подчеркнула руководитель центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева.