В России запустили программу «5 шагов для городов» по изменению городской среды

Всероссийская программа «5 шагов для городов», которая направлена на качественные изменения городской среды, запущена 11 апреля. Ее разработали ВЭБ.РФ и КБ «Стрелка». Задача программы – это быстрые и позитивные преобразования в городах, которые почувствует каждая семья в России. Подать заявку на участие можно до 30 апреля на сайте. Все желающие смогут предложить и в дальнейшем реализовать свои проекты по развитию городских территорий. АСИ станет партнером проекта.

«Мы хотим, чтобы в стране началось позитивное соревнование – кто быстрее создаст вокруг себя совершенно измененную среду. Будем здесь опираться на активные группы молодежи, общественные группы в городах. Мы постараемся на базе Московской школы управления «Сколково» запустить в ближайшие месяцы новый образовательный проект. Мы хотим сделать его интересным, чтобы он давал больше «жизни», но опирался в первую очередь на знания и опыт тех, кто живет в городах. Впереди большая задача – организовать партнерство преподавателей, профессоров, специалистов и тех, кто создает проекты на местах», - заявил председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов.

В АСИ готовы поддержать проект, рассказала руководитель программы развития сети коллективных пространств «Точка кипения» Алина Яшина.

«Программа полностью перекликается с нашей ключевой задачей – это повышение качества жизни человека. Мы рады, что есть возможность объединять ресурсы государства и негосударственного сектора, использовать лучшие решения в интересах человека. Готовы предоставлять «Точки кипения», чтобы все желающие, в том числе молодые ребята, собирались там, думали, как изменять города и использовали наши возможности взаимодействия с государством, бизнесом, общественными организациями. Команды «Точек кипения», которых у нас уже 144, будут рады помогать менять среду вокруг себя», - заявила Алина Яшина.

Пять направлений программы предусматривают комплексное воздействие на городскую среду: начиная от капитального ремонта подъездов и заканчивая организацией городских мероприятий и событий, интересных для горожан. Каждый шаг программы содержит шесть направлений проектов, три из них являются приоритетными. Командам городов предстоит реализовать три проекта внутри одного шага: два приоритетных и любой другой – на выбор. Также они смогут предложить свои собственные креативные проекты.

Структура программы «5 шагов для городов»:

  1. «Город рядом» (Город в шаговой доступности): приоритетные направления проектов – «Подъезды жилых домов», «Площадки для выгула собак», «Карманные парки»; остальные направления – «Витрины продуктовых магазинов», «Остановочные павильоны», «Почтовые отделения»

  2. «Сохрани планету» (Устойчивый город): приоритетные направления проектов – «Пункты раздельного сбора отходов», «Посадка и уход за деревьями», «Фандоматы»; остальные направления – «Экологические уголки в школах, вузах», «Экологические тропы», «Очистка берегов рек и водоемов»

  3. «Вдохни жизнь» (Гибкий город): приоритетные направления проектов – «Паблик-арт с вовлечением жителей», «Временное благоустройство парковок», «Районные молодежные центры»; остальные направления – «Тестовое благоустройство заброшенных территорий», «Городские артефакты», «Временные пешеходные пространства»

  4. «Добавь энергии» (Здоровый город): приоритетные направления проектов – «Велоинфраструктура», «Фермерские рынки, ярмарки и общественные огороды», «Инклюзивные игровые и спортивные площадки»; остальные направления – «Сервисные пункты в парках», «Площадки для экстремальных видов спорта», «Объекты для зимних видов спорта»

  5. «Собери своих» (Интересный город): приоритетные направления проектов – «Кинопоказы», «Экологические лекции и мастер-классы», «Экологические прогулки»; остальные направления – «Практические городские лаборатории», «Городские экскурсии», «Фестивали здорового питания»

Целевая аудитория программы – более 31 млн молодых людей в возрасте от 12 до 35 лет: подростки, студенты, специалисты. При составлении программы учитывалось мнение молодежи, проживающей в российских городах: эксперты изучили порядка 1,5 млн текстов в социальных сетях, цифровое анкетирование охватило больше 1 тыс. студентов ВШЭ, РАНХиГС, ВГУ, ТГУ и УГАТУ, также состоялись 34 фокус-группы в 13 вузах из 12 регионов России. Результаты исследования представил партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов.

«Я бы выделил три важных момента: первое – молодежи остро не хватает своих мест в городе, где можно собраться с друзьями, заняться делами по душе без навязчивого контроля и надзора. Второе - все больше внимания уделяется качеству среды рядом с домом: возрастают требования к подъездам, к виду из окна, к степени благоустройства и ухоженности улиц и дворов. Третье – запрос на интересную и разнообразную жизнь, на праздники в каждом районе города», - сообщил Муратов.