Кузбасс имеет аромат золота, Тульская область – глиняных игрушек: авторы проекта «Запахи России» составляют обонятельную карту страны

Запах дыма костра, свежескошенной травы, вокзала, мокрого асфальта, леса – это не просто ароматы, сопровождающие нас в путешествиях, а теплые воспоминания, пробуждающие приятные эмоции по возвращению. Именно такой сувенир – аромат авторы проекта «Запахи России» предлагают сделать особым турпродуктом, который гости города смогут привезти из разных уголков нашей страны. Сейчас в разработке ароматы для 6 регионов, а в 2023 году планируют привлечь еще не менее десяти.

«Запахи России» – парфюмерный проект по созданию обонятельной карты страны – участник ускоренного акселератора АСИ, находящийся в Агентстве на сопровождении. Аромат города, региона – это еще один способ развития внутреннего туризма. Оригинальные и уникальные запахи каждой конкретной территории хотят использовать в галереях, библиотеках, краеведческих музеях и других учреждениях, их смогут приобрести и обычные туристы. Ароматы разрабатывают с учетом мнения местных жителей, их представления о малой родине: они участвуют в голосовании, становятся соавторами будущего продукта и еще на стадии разработки высказывают свои рекомендации.

Например, в Тульской области брендовым может стать аромат местных самоваров, глиняных игрушек, гармони пряника, Белевской пастилы, а также Ясной поляны, где жил и творил Лев Толстой. При это в Кемеровской области запахи – Гурьевского соснового парка, пряничного завода, выпечки, ванили и даже золота.

«Мы занимаемся парфюмерией и подборкой индивидуальных ароматов для магазинов, производств и людей уже шесть лет. Со временем бренд начал выпускать коллекцию ароматов, вдохновленных запахами родного города. Так появилась калининградская линейка: «Порт», «Янтарь», «Куршская коса», «Марципан», «Амалиенау» (элитный старый район Калининграда). Сейчас благодаря помощи АСИ мы налаживаем коммуникацию с другими территориями. В основном ведём переговоры с агентствами по туризму и туристско-информационными центрами (ТИЦ). Они делятся с нами бренд-буком города и стратегиями развития турнаправлений. Ориентируясь на эти документы, мы составляем набор ароматов. После чего высылаем эту подборку в регион, и команда на своих ресурсах устраивает народное голосование и сбор мнений», – пояснил основатель проекта Игорь Булгар.

В итоге получается некий микс из ароматов, выбранный местными жителями и специалистами. Говоря о специфике создания ароматов, Игорь Булгар отметил, что перед брендом никогда не стояла задача создать какой-то унифицированный запах региона. Запахи создаются на основании наиболее интересных концептов региона, отражающих культурный код территории.

Цель проекта – создать парфюмерные композиции, которые могли бы передавать атмосферу и образ места, в то же время оставаясь «носибельными». При этом процесс смешивания ароматов для создания определенных парфюмерных образов порой очень непредсказуем. Например, чтобы придать ощущение стоячей воды и корпуса кораблей для запаха «Порт», посвященного Калининградскому торговому порту, использовались ноты огурца, морской соли, водорослей и дизеля.

Сейчас команда проекта работает с Амурской, Иркутской, Кемеровской, Тульской областями, Республикой Якутия и Ямало-Ненецком автономным округом. С ними уже провели экспертные сессии и опросы жителей. Автор проекта уточнил, что в Амурской области очень актуален промышленный туризм, поэтому один из запросов – аромат космоса. В Якутии – «Оймякон –Полюс Холода».

Игорь.jpg

«Для меня большим открытием стала Якутия. Вы знаете, что такое «дымокур»? Это особый костер с ароматными травами, соединяющий практическое и ритуальное значения – самая популярная ассоциация, связанная с летом в Якутии у жителей региона. По своему личному опыту и по тому, как реализовывались ароматы Калининграда в этом году у туристов, могу сказать, что у людей тематика аутентичного и локального вызывает большой интерес. Сувенирный вариант аромата региона может стоить около 3 тысяч рублей, да, это дороже китайского магнитика, но и точно интереснее и эмоциональнее», – уточнил Игорь Булгар.

По словам начальника отдела Агентства развития туризма и территориального маркетинга Республики Саха (Якутия) Аркадия Ксенофонтова, активное участие в проекте «Запахи России» позволит повысить узнаваемость таких туристских брендов региона, как Ленские и Синские столбы, Национальный праздник «Ысыах-Олонхо», международные событийные мероприятия «Зима начинается с Якутии» и «Оймякон-Полюс Холода».

«К участию в проекте мы подошли со всей ответственностью, специально проводили опросы местных жителей, приезжающих туристов и самих предпринимателей в сфере туризма. По итогам выработали единые ассоциации и восприятия, связанные с Якутией. Брендовая сувенирная продукция «Запахи Якутии» может включать такие ароматные восприятия, как «Холод Якутии – 67°С», «Ягодные ноты», «Якутская тайга» и «Аромат вечной мерзлоты», – рассказал Аркадий Ксенофонтов.

Сейчас этот проект для дальнейшего тиражирования готовится к размещению на платформе АСИ «Смартека». Присоединиться к нему сможет любой желающий, нажав кнопку «хочу внедрить».