Россия делает ставку на креативную экономику

Фото: пресс-служба Президента РФ

Владимир Путин поддержал предложение гендиректора «Корпорации развития Якутии» Афанасия Саввина разработать вместе с Агентством стратегических инициатив (АСИ) перечень рекомендаций по развитию креативной экономики в регионах. То, какие меры поддержки сегодня нужны для развития отрасли, президент обсудил с участниками выставки «Развитие креативной экономики в России» – представителями бизнеса, который относят к творческим индустриям. Это дизайн, мода, компьютерная графика, анимация, разработка компьютерных игр, IT, архитектура и урбанистика, кино, образование в креативных индустриях.

До 2022 года 80 % продуктов и сервисов креативной экономики, которыми ежедневно пользуется человек, – одежда, фильмы, музыка, компьютерные игры – были иностранного производства. Уход с рынка крупных зарубежных игроков открыл для российских производителей новые возможности. 

Гендиректор «Корпорации развития Якутии» Афанасий Саввин отметил, что регион, признанный самым креативным по итогам прошлого года, готов делиться своим опытом с другими субъектами. «Мы первый регион страны, который разработал концепцию регионального развития, и мы хотели бы делиться этими знаниями. Совместно с Агентством стратегических инициатив готовы разработать перечень рекомендаций по развитию креативных индустрий у нас в регионах», - предложил Афанасий Саввин.

«Хорошая идея, поддерживаю», - ответил Владимир Путин.


По словам помощника президента Максима Орешкина, потенциал России и в искусстве, и в изобретательстве всегда был на самом высоком уровне, но редко когда приводит к серьезному экономическому результату. «У нас очень долго жило убеждение, что творчество не может быть равно коммерции или зарабатыванию денег. Креативные индустрии, которые находятся на стыке творчества, технологий и бизнеса, эту ситуацию, к счастью, меняют. Согласно принятой правительством концепции развития креативных индустрий, к 2030 году их доля в экономике страны должна вырасти до 6 %, в структуре мирового экспорта – до 3,5 %. А доля занятости в креативных профессиях, увеличится с 4,67 % до 15 %. Будем разрабатывать для этой отрасли экономики пакет мер поддержки», – сказал Максим Орешкин.

АСИ занимается мониторингом состояния креативной экономики в регионах с 2019 года. По мнению гендиректора Агентства Светланы Чупшевой, творческие индустрии растут экосистемами. Городами-лидерами в креативных индустриях сегодня являются Москва, Тюмень, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Калининград.

«А на примере анимационной отрасли мы видим, как понятные условия работы, адресные меры поддержки приводят к развитию индустрии. В 2017 году вашим указом, Владимир Владимирович, анимация получила налоговые льготы на страховые выплаты такие же, как IT отрасль – 14 %. В результате произошел рост занятости, объем производства отечественных мультфильмов вырос в три раза. С 1 января 2023 года появилась еще одна мера – страховые взносы для анимации снизили до 7,6 %», – сказала Светлана Чупшева.

В прошлом году, когда с российского рынка ушли более 170 игроков ИТ-отрасли (практически все), адресная поддержка правительства и льготы для ИТ-специалистов способствовали росту занятых в этой сфере. По предварительным данным, показатель увеличился на 12 % и составил 761 тыс. человек, а оборот российских ИТ-компании увеличился до 2,38 трлн рублей, это на 35,3% больше, чем годом ранее.

Практически все представители регионов пожаловались президенту на дефицит высокопрофессиональных кадров в секторе креативной экономики. В Красноярском крае эту проблему решили пока только в одной сфере – гастрономии. На базе Сибирского федерального университета открыт институт гастрономии с привлечением французского института гостеприимства и кулинарного искусства Поля Бокюза. Студенты изучают не только тонкости кулинарного искусства, но и экономику ресторана, менеджмент, управление финансами и персоналом, маркетинг, психологию, принципы работы ресторанной кухни.

Частично проблему с кадрами решает «Универсальный университет» – первый в России университет креативной экономики. Сейчас здесь обучают по всем направлениям креативных индустрий, региональные команды, например, Норильска и Якутска, разрабатывают развивают стратегии креативной экономики вместе с представителями университета.

«В регионах сегодня необходимо создавать и поддерживать образовательные проектов в сфере креативной экономики с привлечением внешних экспертов. Создавать краткосрочные и долгосрочные программы на базе существующих образовательных учреждений», – считает управляющий партнер «Универсального университета, директор центра по креативной экономике АСИ Екатерина Черкес-заде.

Один из важных инструментов развития – поддержка креативных кластеров. Около 90 % действующих сегодня в России арт- и креативных кластеров размещаются на базе бывших производственных комплексов. В 2021 году АСИ реализовало программу по ревитализации промышленных территорий в креативные кластеры, в которой приняли участие 10 регионов. В виде креативных кластеров перезапущено 30 бывших промышленных предприятий и территорий, которые ранее были выключены из экономического оборота. Пять регионов – Новгородская, Свердловская, Тюменская, Самарская области, Удмуртия – разработали стратегии развития креативных индустрий с учетом приоритетов и экономических целей. 

Сама выставка «Развитие креативных индустрий» прошла в «Центре Зотов» в Москве – культурном пространстве, созданном на площадке бывшего хлебозавода N5, построенного в 1931 году. Центр унаследовал от завода имя Василия Зотова, хлебореза Филипповской булочной, ставшего министром пищевой промышленности СССР, идеологом массового строительства хлебозаводов. «Центр Зотов» открыт после реконструкции в ноябре 2022 года, является филантропическим проектом ВТБ по сохранению и развитию культурного наследия авангарда в искусстве. 

     

Видео