Агентство стратегических инициатив (АСИ) и группа компаний Б1 выпустили исследование об ожиданиях россиян от внутреннего туризма. Опрос показал, как меняется отношение людей к отдыху внутри страны, как бизнес адаптируется под запросы туристов, а также эффективны ли, по мнению предпринимателей, меры государственной и региональной поддержки. Исследование проводилось в марте-апреле 2023 года, в нем приняли участие порядка трех тысяч человек, в том числе 232 представителя компаний из индустрии туризма и гостеприимства.
Согласно исследованию, уровень туристического сервиса в России и удовлетворенность им потребителей в последние годы растут. Большинство участвовавших в опросе (77 %) указали, что с удовольствием путешествовали по России в прошлом и продолжают делать это сейчас. Лишь 3 % респондентов категорически не нравится отдых в России, и они предпочитают проводить отпуск за рубежом. Сам бизнес активнее ориентируется на запросы и интересы именно граждан России: 94 % предпринимателей, оказывающих услуги в этой сфере, сообщили, что их клиентами до 2022 года были в основном жители страны (48 %) или только жители страны (46 %).
Для большинства опрошенных остается приоритетным направлением отдыха и в этом году: здесь планируют провести отпуск 66 % респондентов. При этом в 2023 году Москва и Санкт-Петербург перестанут быть безусловными лидерами в этой сфере, и многие регионы окажутся более интересными как туристические направления. Наиболее привлекательным местом для отдыха в этом году признан Кавказ – его указали 47 % респондентов. Кроме того, повышается интерес россиян к Крыму (36 %) и регионам Дальнего Востока (38 %). Растет популярность Русского Севера, Карелии, Сибири и Арктики.
«События последних нескольких лет оказали на отрасль негативное влияние, однако при этом следует признать, что международные ограничения могут дать импульс для роста внутреннего туристического рынка России и его дальнейшего развития. Как показало наше исследование, с одной стороны, популярность внутреннего туризма среди россиян находится на достаточно высоком уровне, а с другой – бизнес, связанный с туризмом, планирует дальнейшие инвестиции для расширения количества услуг и повышения их качества», – отметила Ольга Архангельская.
Представители предпринимательского сообщества ожидают от государства снижения налогов и установления льготного налогообложения для предприятий туристической сферы (53 % опрошенных) и субсидий на авиа- и железнодорожные билеты для совершения путешествий по России (47 %). При этом бизнес смотрит в будущее с оптимизмом: 55 % планируют сохранять формат, а еще 31 % задумываются о расширении.