Агентство стратегических инициатив (АСИ) определило список пилотных регионов для работы в рамках всероссийского проекта «ПроНАСледие», направленного на возрождение объектов культурного наследия (ОКН) и качественное преображение архитектурное облика малых городов. В частности, это Архангельская, Белгородская, Вологодская, Ивановская, Калужская, Липецкая, Пензенская, Свердловская и Ярославская области, а также Забайкальский и Пермский края. Вместе с АСИ они сформируют специальный индекс, который станет для бизнеса простым и понятным ориентиром, позволяющим выбрать лучший регион и объект для инвестиций, опираясь на реальные данные, а не догадки.
«Проект «ПроНАСледие» – это про понимание ценности территории, её потенциала и возможности видеть в наследии не только объект охраны, но и точку роста. Крайне важно включать эти объекты в экономическую и культурную жизнь регионов – бережно и с перспективой. Мы создаем новый инструмент «Индекс свободы инвестора». Его ценность в том, что он позволит органам государственной власти выявить слабые места в нормативной или институциональной системе региона и принять меры по их устранению. Для бизнеса индекс станет настоящим своевременным ориентиром, позволяя принимать решения на основе фактов, а не предположений», – отметила заместитель генерального директора – директор дивизиона «Городская экономика» АСИ Ольга Захарова.
В рамках отбора регионов-пилотов рабочая группа проанализировала более 80 инвентаризационных карт объектов культурного наследия, заполненных регионами по единой методике. Данные отражают не только количественные характеристики памятников истории и культуры, но транспортную доступность территорий, реализованные мероприятия национальных проектов, встроенность в туристические маршруты.
Критериями отбора пилотных регионов стали:
наличие объектов культурного наследия с проработанными технико-экономическими показателями;
сформированные межведомственные управленческие команды;
опыт реализации проектов приспособления памятников архитектуры с участием концессий, ГЧП и мер государственной поддержки;
участие в исследовании внерейтингового показателя Национального рейтинга инвестиционного климата, связанного с объектами культурного наследия.
Полученные от субъектов данные, а также сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия легли в основу формирования «Индекса свободы инвестора».
Индекс измеряет институциональные, нормативные, инфраструктурные и градостроительные факторы, влияющие на принятие решений инвестором на ранних стадиях проекта. Для органов государственной власти этот управленческий инструмент:
позволяет выявить слабые места в нормативной и институциональной системе региона и принять меры по их устранению;
мотивирует к улучшению – сопоставимость с другими регионами стимулирует конкуренцию за инвесторов;
помогает целенаправленно распределять федеральные и региональные меры поддержки.
Для бизнеса «индекс свободы инвестора» выполняет роль ориентира для выбора региона и объекта: позволяет сужать круг потенциальных локаций под конкретную инвестиционную стратегию (гостиница, ремесленный кластер, музей и т. д.).
«Индекс свободы инвестора – это не просто аналитический инструмент, а конкретный шаг к снятию барьеров и повышению прозрачности в сфере сохранения и использования культурного наследия. Мы видим, что интерес бизнеса к этой теме растёт, но до сих пор не хватало системной базы для принятия решений. Теперь регионы и инвесторы получают общий язык –понятную, сравнимую и ориентированную на практику картину», – подчеркнул член экспертного совета АСИ, эксперт рабочей группы проекта Андрей Филиппов.
В ближайшие месяцы регионы вместе с командой проекта приступят к разработке региональных стратегий по работе с объектами культурного наследия и определения оптимального набора инструментов и механизмов для вовлечения объектов культурного наследия в экономический оборот с учетом специфики территории.
Субъекты РФ, не вошедшие в список пилотных регионов-участников проекта «ПроНАСледие», получат необходимый инструментарий и методические рекомендации, которые позволят им самостоятельно выстраивать эффективную систему работы с наследием, адаптированную к региональному контексту и актуальным задачам социально-экономического развития.