Мониторинг НПИ: бизнес готовят к переходу на электронный документооборот

27 октября в Агентстве стратегических инициатив (АСИ) состоялось заседание рабочей группы по мониторингу реализации «дорожной карты» «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса». В заседании приняли участие сотрудники Минэкономразвития России, Минкомсвязи России, Минкультуры России, Ростехнадзора, Росархива, а также представители бизнес-сообщества.

Заместитель руководителя рабочей группы Александр Филатов открыл заседание с одного из ключевых вопросов «дорожной карты» - перевода сопроводительных документов в электронный вид. 

По информации представителя компании «ВымпелКом», отрасль связи тратит на хранение бумажных документов порядка 500 млн. рублей ежегодно.

К январю 2015 года Минэкономразвития России подготовит доклад об информационных системах, реестрах разрешительных и сопроводительных документов, позволяющих работать с документацией в электронном виде. Координатор ассоциации «ECR Russia» по правовым вопросам Денис Шиповсков предложил предварительно рассмотреть этот доклад совместно с бизнес-сообществом и сконцентрироваться на доработке государственных информационных систем. «На данный момент к работе системы много вопросов», - выразил он общую озабоченность представителей бизнеса.

Представители Минэкономразвития России рассказали о проведенном анализе существующих информационных ресурсов органов исполнительной власти, который проводился с целью ликвидации дублирующих разрешительных функций регистров и реестров и соответствующих разрешительных документов. 

По результатам исследования ранее запланированное создание отдельного портала регистров и реестров было признано избыточным и нецелесообразным. Вместо этого был создан специальный раздел на Портале открытых данных РФ с возможностью осуществлять поиск по одному или нескольким параметрам. 

На следующем заседании рабочей группы «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса» представители Минэкономразвития России проведут подробную презентацию этого сервиса.

Советник отдела нормативно-правового обеспечения использования информационных технологий в государственном управлении Департамента государственной политики в области информатизации органов власти Минкомсвязи России Иван Зимин подчеркнул, что для полноценного перехода от бумажных сопроводительных документов к электронным, размещенным в государственных информационных системах, в товарных накладных обязательно должны указываться номера документов (либо ссылка на них).

Консультант Нормативно-правового департамента Минкультуры России Алексей Богданов сообщил, что в ближайшей перспективе будут представлены общие правила архивирования и хранения документов (обязательных для сохранения на длительный срок) в электронном виде.

Сегодня на федеральном уровне действует более 800 нормативных правовых актов, устанавливающих требования примерно к тысяче форм отчетности.

Александр Филатов поддержал идею масштабирования уже работающей с 2002 года практики электронного документооборота Федеральной налоговой службы, адаптируя ее под каждое ведомство. Максимальное приведение отчетности к единому формату - один из основных способов сокращения операционных издержек. Таким образом, станет возможной унификация принципов предоставления отчетности в удобной для бизнеса форме.

Участники заседания пришли к выводу, что нужно доработать понятийный аппарат электронного документооборота, это поможет избежать расхождения трактовок и ускорить работу по другим пунктам «дорожной карты». Среди первоочередных шагов рабочей группы - инвентаризация форм предоставления бизнесом отчетности и ограничение объёмов направляемых документов.