Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса
и повышения инвестиционной привлекательности
субъектов Российской Федерации

Целевые
модели

Целевая модель – совокупность обязательных целевых показателей (сроки, стоимость, количество процедур и др.) по ключевым факторам, наиболее влияющим на благоприятность инвестиционного климата в регионах России.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р предусмотрено 8 целевых моделей, которые внедряются в регионах страны с 2017 года и за это время зарекомендовали себя как эффективный комплексный инструмент, позволяющий региональным командам улучшить инвестиционный климат.

С целью формирования благоприятных условий для бизнеса субъекты Российской Федерации ежеквартально оценивают текущее состояние инвестиционного климата региона по ключевым факторам и обеспечивают достижение показателей целевых моделей.

Внедрение целевых моделей в регионах страны позволило сократить разницу в результатах Национального рейтинга между лидирующими и отстающими регионами, а также способствовало росту среднего индекса Национального рейтинга.


8
целевых моделей
> 3000
членов региональных
команд
85
регионов
> 2000
бизнес-экспертов

Получение разрешения на строительство
Сокращение сроков прохождения процедур, необходимых для получения разрешения на строительство.

Получение разрешения на строительство и территориальное планирование

Целевая модель определяет порядок сокращения сроков прохождения процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, и их количества, а также направлена на обеспечение принятия в субъектах Российской Федерации генеральных планов поселений и городских округов.

Территориальное планирование

  • Подготовка, согласование, утверждение и размещение в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП) местных нормативов градостроительного проектирования
  • Принятие документов территориального планирования
  • Обеспечение сбалансированного, перспективного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур местного значения на основании генеральных планов поселений, городских округов
  • Установление территориальных зон и утверждение градостроительных регламентов

Получение разрешения на строительство

  • Получение градостроительного плана земельного участка
  • Подключение (технологическое присоединение) многоквартирного жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения, электрическим сетям
  • Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий
  • Получение разрешения на строительство
  • Проведение дополнительных процедур
  • Обеспечивающие факторы

Регистрация права собственности на недвижимость
Повышение эффективности процедуры государственной регистрации прав на имущество.

Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества

Целевая модель направлена на повышение эффективности процедуры государственной регистрации прав на имущество и качества регистрационного процесса.

Факторы

  • Качество приема документов в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ)
  • Доступность подачи заявлений
  • Обеспечение межведомственного взаимодействия при осуществлении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав в электронном виде
  • Срок регистрации прав собственности
  • Качество регистрационного процесса
  • Срок изменения адреса земельного участка и объекта недвижимости

Государственный кадастровый учёт
Процедуры предоставления земельных участков, находящихся в государственной (федеральной, региональной) или муниципальной собственности, и постановки объектов недвижимости на государственный кадастровый учет.

Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества

Целевая модель направлена на повышение эффективности процедур предоставления земельных участков, находящихся в государственной (федеральной, региональной) или муниципальной собственности, и постановки объектов недвижимости на государственный кадастровый учет.

Факторы

  • Наличие документов территориального планирования и градостроительного зонирования
  • Учет в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, с границами, установленными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации
  • Внесение в ЕГРН сведений о границах административно-территориальных образований
  • Срок утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории
  • Срок присвоения адреса земельному участку и объекту недвижимости
  • Срок подготовки межевого и технического планов, акта обследования
  • Профессионализм участников кадастрового учета
  • Учет в ЕГРН земельных участков с границами, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации
  • Уровень использования электронной услуги по постановке на кадастровый учет
  • Обеспечение межведомственного электронного взаимодействия при осуществлении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав
  • Качество приема документов в МФЦ

Контрольно-надзорная деятельность
Формирование четких правил организации контроля и защиты прав предпринимателей, создание равных условий ведения бизнеса.

Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации

Целевая модель направлена на снижение административной нагрузки на бизнес, стимулирование выхода предпринимателей из «теневого» сектора, формирование четких правил организации контроля и защиты прав предпринимателей, создание равных условий ведения бизнеса.

Факторы

  • Принятие порядков организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) по сферам деятельности
  • Принятие административных регламентов осуществления видов регионального государственного контроля (надзора)
  • Принятие административных регламентов осуществления федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы региональным органам власти
  • Профилактика нарушений обязательных требований
  • Публикация на официальных сайтах региональных органов исполнительной власти (РОИВ) перечней обязательных требований, проверка которых является предметом государственного надзора, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов
  • Проведение ежеквартальных публичных мероприятий по обсуждению результатов правоприменительной практики по видам государственного надзора, в том числе совместно с другими уполномоченными органами исполнительной власти
  • Разработка и поддержание в актуальном состоянии руководств по соблюдению обязательных требований и обобщенных правоприменительных практик
  • Составление плана проверок юридических лиц и производственных объектов на основании отнесения их к определенной категории риска, в том числе отмена плановых проверок
  • Утверждение порядка оценки результативности контрольно-надзорной деятельности, обеспечения его доступности и контроля за достижением показателей, в том числе стимулирования сотрудников органов контроля
  • Утверждение ключевых показателей эффективности контрольно-надзорной деятельности, относящихся к группе «А», выражающихся в минимизации причинения ущерба охраняемым законом ценностям в соответствующих сфере деятельности
  • Утверждение паспорта ключевых показателей эффективности контрольно-надзорной деятельности, относящихся к группе «А», содержащие методики расчета причиненного ущерба, включающие: методологию расчета показателей, описание основных обстоятельств, характеризующих текущее значение показателя, описание рисков недостижения целевых значений показателя, методы сбора и управления статистическими и иными данными, необходимыми для расчета показателя, включая механизмы и сроки их совершенствования и опубликования (в том числе в формате открытых данных)
  • Оценка влияния деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля, на состояние инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации
Поддержка малого и среднего бизнеса
Действия уполномоченных органов исполнительной власти, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в регионе.

Поддержка малого и среднего предпринимательства

Целевая модель представляет собой набор минимально необходимых действий уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в регионе.

Факторы

  • Формирование системы государственного управления в сфере поддержки и развития субъектов МСП
  • Организация оказания финансовой поддержки субъектам МСП
  • Организация оказания инфраструктурной поддержки субъектам МСП
  • Организация оказания имущественной поддержки субъектам МСП
  • Реализация мер, направленных на обучение субъектов МСП
  • Стимулирование спроса на продукцию субъектов МСП
  • Формирование системы налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства
  • Предоставление услуг по принципу «одного окна» для оказания поддержки МСП, а также гражданам, планирующим начать ведение предпринимательской деятельности
  • Развитие сельскохозяйственной кооперации
  • Развитие системы информационных сервисов, предоставляемых субъектам МСП и начинающим предпринимателям на портале Корпорации МСП
Подключение к электросетям
Присоединение к электрическим сетям в течение 90 дней.

Технологическое присоединение к электрическим сетям



Целевая модель предусматривает технологическое присоединение к электрическим сетям в течение 90 дней, в том числе: заключение договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям — 10 дней, выполнение работ — 70 дней, оформление факта технологического присоединения — 10 дней.

Факторы

  • Удобство подачи заявки
  • Наличие личного кабинета на официальных сайтах сетевых организаций
  • Прозрачность расчета платы за технологическое присоединение для заявителя
  • Наличие упрощенной системы осуществления закупок
  • Упрощенная процедура проведения работ по строительству
  • Оптимизация процедуры размещения объектов электросетевого хозяйства
  • Оптимизация процедуры получения разрешения на проведение работ
  • Ускоренная процедура выдачи акта об осуществлении технологического присоединения
  • Взаимодействие заявителя с энергосбытовой компанией
  • Наличие утвержденного регламента синхронизации схем и программ развития электроэнергетики
Подключение к сетям газораспределения
Сокращение сроков прохождения процедур, необходимых для подключения к сетям газораспределения, и их количества.

Подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения



Целевая модель определяет порядок сокращения сроков прохождения процедур, необходимых для подключения к сетям газораспределения, и их количества: заключение договора о технологическом присоединении объектов капитального строительства к сети газораспределения — 30 дней, выполнение мероприятий — 90 дней, пуск газа — 15 дней.

Факторы

  • Удобство подачи заявки о заключении договора о подключении
  • Наличие вариантов внесения платы за подключение (технологическое присоединение)
  • Автоматизация процесса подготовки технических условий
  • Достаточность финансирования перспективного развития и оптимизация стоимости строительства газораспределительных сетей
  • Упрощенное получение разрешения на строительство
  • Упрощение механизмов использования земельных участков
  • Степень взаимодействия муниципалитетов
  • Оптимизация договорных процедур
  • Ускоренная процедура выдачи акта о подключении (технологическом присоединении)
  • Повышение качества обслуживания заявителей
Подключение к централизованным системам
Сокращение сроков прохождения процедур, необходимых для подключения к системам теплоснабжения и к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, и их количества.

Подключение к системам теплоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения



Целевая модель определяет порядок сокращения сроков прохождения процедур, необходимых для подключения технологического присоединения к системам теплоснабжения и к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, и их количества.

Факторы

  • Информационное обеспечение процесса подключения до заключения договора о подключении к системам теплоснабжения, централизованным системам горячего и холодного водоснабжения и водоотведения
  • Автоматизация процесса подключения (технологического присоединения)
  • Обеспечение взаимодействия уполномоченных органов и ресурсоснабжающих организаций при подготовке градостроительного плана земельного участка
  • Регламентация процедур технологического присоединения
  • Раскрытие статистической информации на сайтах ресурсоснабжающих организаций
  • Предоставление услуг в электронном виде
  • Подготовка договора о подключении
  • Информационное обеспечение этапа заключения договора о подключении
  • Упрощение получения разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения
  • Упрощение порядка оформления прав на земельные участки для размещения линейных объектов
  • Оптимизация процедур
  • Утверждение (актуализация) схем тепло-, водоснабжения и водоотведения

Целевые модели — эффективный механизм, позволяющий достигать измеримых результатов

Целевые модели являются действенным инструментом изменений в регионах страны. Благодаря их внедрению и комплексной работе региональных команд улучшен инвестиционный климат в 69 субъектах Российской Федерации, о чем свидетельствуют итоги Национального рейтинга 2019 г., при этом 62 региона демонстрируют устойчивый рост второй год подряд.

Старт
Целевые
значения

    Получение разрешения на строительство
    136 дней

    Регистрация права собственности 
    7 рабочих дней

    Постановка на
    кадастровый учёт

    62 дня

    Доля закупок у малого и среднего бизнеса
    17%

Технологическое присоединение к электросетям
113 дней

2017
Достигнутые 
значения

Получение разрешения на строительство
115 дней -21

Регистрация права собственности
6 рабочих дней -1

Постановка на
кадастровый учёт

41 день -21

Доля закупок у малого и среднего бизнеса
27% +10

Технологическое присоединение к электросетям
73 дня  -40

2018
Достигнутые
значения

    Получение разрешения на строительство
    110 дней -5

    Регистрация права собственности
    5 рабочих дней -1

    Постановка на 
    кадастровый учёт
    35 дней -6

    Доля закупок у малого и среднего бизнеса
    28% +1

    Технологическое присоединение к электросетям
    66 дней -7

2019
Достигнутые
значения

    Получение разрешения на строительство
    99 дней -11

    Регистрация права собственности
    5 рабочих дней

    Постановка на
    кадастровый учёт

    31 день -4

    Доля закупок у малого и среднего бизнеса
    31% +3

  • Технологическое присоединение к электросетям
    63 дня -3

2020
Достигнутые
значения

    Получение разрешения на строительство
    89 дней -10

    Регистрация права собственности
    4 рабочих дня -1

    Постановка на
    кадастровый учёт

    30 дней -1

    Доля закупок у малого и среднего бизнеса
    34% +3

  • Технологическое присоединение к электросетям
    65 дней +2

Информационная система
мониторинга внедрения целевых моделей

информационное взаимодействие участников внедрения целевых моделей в режиме реального времени (включая обмен документами и фиксацию результатов достижения целевых значений);
информационное обеспечение процессов реализации, планирования, управления и контроля мероприятий «дорожных карт» по внедрению целевых моделей;
оценка результатов внедрения профильными федеральными министерствами и региональными экспертами.
Федеральные рабочие группы осуществляютмониторинг внедрения целевых моделей.Эксперты – представители ведущих бизнес-объединений России верифицируют загруженные данные регионов, осуществляя экспертную оценку внедрения целевых моделей в каждом регионе страны.Ответственные сотрудники региональных органовисполнительной власти ежеквартально в сроки,установленные Агентством стратегических инициатив, вносят в систему Region-ID текущие значения показателеймоделей (профиль региона) и подтверждающие документы. Мониторингвнедрения ЦМСубъекты РФRegion-IDОтветственные ФОИВОтветственные федеральные органы исполнительнойвласти проверяют информацию о ходе внедрения целевых моделей, верифицируют значения показателейи предоставляют данные по федеральным показателям целевых моделей. Федеральные рабочие группыЭкспертыПроверкаданныхВнесение данныхВнесение данныхПроверка данных
Часто задаваемые вопросы
Целевые модели
Показатели и оценка результатов

Что представляют собой целевые модели?
Целевая модель – совокупность обязательных целевых показателей (сроки, стоимость, количество процедур и др.) по ключевым факторам, наиболее влияющим на улучшение инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. № 147-р (в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2019 г. № 783-р) утверждены 8 целевых моделей:

  • Получение разрешения на строительство и территориальное планирование
  • Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества 
  • Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества 
  • Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации 
  • Поддержка малого и среднего предпринимательства 
  • Технологическое присоединение к электрическим сетям 
  • Подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения 
  • Подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения, к централизованным системам водоснабжения и водоотведения

Каждая целевая модель содержит от 12 до 49 показателей, целевое значение каждого из которых должно быть достигнуто в сроки, указанные в распоряжении Правительства Российской Федерации.
Что является основанием и какими документами регламентируется порядок внедрения целевых моделей?
В соответствии с пунктом 3 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и консультативной комиссии Государственного совета Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № Пр-2347-ГС органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и утвердить «дорожные карты» по внедрению целевых моделей и совместно со специализированными организационными штабами (проектными офисами) обеспечить достижение целевых показателей.

Ресурсоснабжающим и сетевым организациям рекомендуется руководствоваться принципом обеспечения доступности услуг для потребителей с учетом положений целевых моделей «Подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения», «Технологическое присоединение к электрическим сетям» и «Подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения» (пункт 8 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года № 147-р).

Методические рекомендации по внедрению в субъектах Российской Федерации целевых моделей и формированию критериев оценки достижения показателей, установленных в целевых моделях, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления утверждены Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации — Министром финансов Российской Федерации А.Г. Силуановым 13 августа 2018 г. № 6462п- П13.
Кто участвует в процессе внедрения целевых моделей?
Задача по достижению целевых показателей поставлена Президентом Российской Федерации перед региональными органами власти. Вместе с тем, решение данной задачи предполагаем взаимодействие достаточно широкого круга субъектов:

  • Агентство стратегических инициатив (координация основных участников, создание и техническая поддержка информационной системы «Region-ID», формирование и обеспечение деятельности региональных экспертных групп по мониторингу и контролю за внедрением целевых моделей); 
  • федеральные органы исполнительной власти, ответственные за мониторинг внедрения в субъектах Российской Федерации целевых моделей, и сформированные при них федеральные рабочие группы (методическая и информационная поддержка при внедрении целевых моделей в пределах своей компетенции, мониторинг внедрения целевых моделей по профильному направлению, в том числе проверка информации о ходе внедрения и оценка достижения текущих значений показателей, направление в Минэкономразвития России согласованных с Агентством стратегических инициатив предложений о необходимости корректировки целевых моделей); 
  • региональные органы исполнительной власти и сформированные при них региональные проектные офисы (в соответствии с пунктом 8 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 июля 2015 г. № Пр-1366) (разработка «дорожных карт» по внедрению целевых моделей, организация их внедрения, вовлечение ресурсоснабжающих и сетевых организаций, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований, обеспечение достижения целевых показателей, внесение информации и подтверждающих документов в систему «Region-ID»); 
  • ведущие деловые объединения (участие представителей в составе федеральных рабочих групп и в составах региональных экспертных групп для проведения мониторинга внедрения целевых моделей в субъектах Российской Федерации); 
  • региональные экспертные группы – общественные совещательные органы, сформированные Агентством на добровольной основе (оценка достижения целевых показателей, экспертиза и анализ нормативных правовых актов и иных документов, принятых в ходе внедрения целевых моделей, оперативная обратная связь в ходе внедрения целевых моделей).

В каком документе приведены показатели, достижение которых должно быть обеспечено региональными органами исполнительной власти?
Перечень целевых показателей и сроки их достижения приведены в распоряжении Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года № 147-р с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2019 г. № 783-р.
Каким образом рассчитывать текущие показатели регионов?
Расчет текущих показателей осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по внедрению соответствующих целевых моделей.
Что делать, если регион достиг целевых показателей?
При достижении целевых значений следует продолжать работу по направлениям целевых моделей: осуществлять мониторинг эффективности процедур и созданных инструментов, чтобы не допустить ухудшения ситуации, и продолжать работу по дальнейшему улучшению процедур с использованием информации о лучших российских и международных практиках.