Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.

2018
78 регионов
продемонстрировали рост
в рейтинге
2017
все регионы РФ
В 51 регионе вырос общий рост
интегрального показателя
по сравнению с прошлым годом
2016
85 субъектов РФ
Исследование охватило
все 85 регионов России
2015
76 субъектов РФ
Первый полномасштабный
рейтинг
2014
21 субъект РФ
Пилотная апробация
Национального рейтинга

85
регионов
44
показателя
+7.3
средний рейтинг 
400
тысяч респондентов

Результаты рейтинга

В 2019 году презентация результатов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ прошла 7 июня на площадке Петербургского международного экономического форума.

Результаты

Динамика Регион Место в 2019 в 2018
+1 Москва 1 2
+1 Республика Татарстан 2 3
-2 Тюменская область 3 1
+9 Калужская область 4 13
-1 Санкт-Петербург 5 4
-1 Тульская область 6 5
+3 Московская область 7 10
+3 Белгородская область 8 11
+3 Ленинградская область 9 12
-1 Ульяновская область 10 9
Динамика Регион Место в 2019 в 2018
-3 Чувашская Республика 11 8
+4 Тамбовская область 12 16
-7 Краснодарский край 13 6
0 Новгородская область 14
-8 Воронежская область 15 7
0 Республика Башкортостан 16
-3 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 17 14
-1 Ярославская область 18 17
0 Новосибирская область 19 19
0 Смоленская область 20
Динамика Регион Место в 2018 в 2017
+5 Тюменская область 1 6
+1 Москва 2 3
-2 Республика Татарстан 3 1
+13 Санкт-Петербург 4 17
-1 Тульская область 5 4
+1 Краснодарский край 6 7
+1 Воронежская область 7 8
-6 Чувашская Республика 8 2
+1 Ульяновская область 9 10
-1 Московская область 10 9
Динамика Регион Место в 2018 в 2017
0 Белгородская область 11
+8 Ленинградская область 12 20
-8 Калужская область 13 5
0 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 14
0 Калининградская область 15
-5 Тамбовская область 16 11
0 Ярославская область 17
0 Хабаровский край 18
0 Новосибирская область 19
0 Свердловская область 20
Динамика Регион Место в 2017 в 2016
0 Республика Татарстан 1 1
+4 Чувашская Республика 2 6
+7 Москва 3 10
0 Тульская область 4 4
-2 Калужская область 5 3
-1 Тюменская область 6 5
0 Краснодарский край 7 7
0 Воронежская область 8
0 Московская область 9
+1 Ульяновская область 10 11
Динамика Регион Место в 2017 в 2016
+8 Тамбовская область 11 19
0 Костромская область 12
+7 Республика Башкортостан 13 20
+2 Липецкая область 14 16
-7 Владимирская область 15 8
0 Ростовская область 16
0 Санкт-Петербург 17
-1 Республика Мордовия 18 17
0 Ивановская область 19
0 Ленинградская область 20
Динамика Регион Место в 2016 в 2015
0 Республика Татарстан 1 1
+1 Белгородская область 2 3
-1 Калужская область 3 2
+6 Тульская область 4 10
+10 Тюменская область 5 15
+3 Чувашская Республика 6 9
0 Краснодарский край 7 7
+10 Владимирская область 8 18
0 Ханты-Мансийский АО 9
+3 Москва 10 13
Динамика Регион Место в 2016 в 2015
-6 Ульяновская область 11 5
+11 Томская область 12 23
+14 Орловская область 13 27
+3 Чеченская Республика 14 17
+10 Кировская область 15 25
+18 Липецкая область 16 34
+7 Республика Мордовия 17 24
0 Ямало-Ненецкий АО 18
-15 Тамбовская область 19 4
+20 Республика Башкортостан 20 40
Динамика Регион Место в 2015 в 2014
+3 Республика Татарстан 1 4
-1 Калужская область 2 1
0 Белгородская область 3
0 Тамбовская область 4
-3 Ульяновская область 5 2
-1 Костромская область 6 5
0 Краснодарский край 7 7
+3 Ростовская область 8 11
0 Чувашская Республика 9
-4 Тульская область 10 6
0 Пензенская область 11
0 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 12
+4 Москва 13 17
0 Воронежская область 14
0 Тюменская область 15
0 Ямало-Ненецкий автономный округ 16
0 Чеченская Республика 17
-8 Владимирская область 18 10
0 Курская область 19
-7 Ленинградская область 20 13
0 Кемеровская область 21
0 Московская область 22
-15 Томская область 23 8
0 Республика Мордовия 24
0 Кировская область 25
-6 Санкт-Петербург 26 20
0 Орловская область 27
-16 Челябинская область 28 12
0 Республика Марий Эл 29
0 Ярославская область 30
0 Вологодская область 31
0 Камчатский край 32
0 Мурманская область 33
0 Липецкая область 34
0 Брянская область 35
0 Ивановская область 36
0 Астраханская область 37
-29 Алтайский край 38 9
Динамика Регион Место в 2015 в 2014
0 Республика Карачаево-Черкесия 39
0 Республика Башкортостан 40
-27 Республика Саха (Якутия) 41 14
0 Республика Коми 42
0 Удмуртская Республика 43
0 Республика Карелия 44
-30 Самарская область 45 15
0 Нижегородская область 46
-29 Свердловская область 47 18
-27 Приморский край 48 21
0 Республика Хакасия 49
0 Саратовская область 50
0 Республика Бурятия 51
-33 Ставропольский край 52 19
0 Оренбургская область 53
0 Сахалинская область 54
0 Архангельская область 55
0 Пермский край 56
0 Новосибирская область 57
0 Республика Адыгея 58
0 Псковская область 59
0 Смоленская область 60
-58 Красноярский край 61 3
0 Омская область 62
0 Волгоградская область 63
-48 Хабаровский край 64 16
0 Новгородская область 65
0 Магаданская область 66
0 Курганская область 67
0 Калининградская область 68
0 Тверская область 69
0 Рязанская область 70
0 Республика Северная Осетия - Алания 71
0 Республика Алтай 72
0 Амурская область 73
0 Забайкальский край 74
0 Иркутская область 75
0 Республика Тыва 76
Регион Место в 2014
Калужская область 1
Ульяновская область 2
Красноярский край 3
Республика Татарстан 4
Костромская область 5
Тульская область 6
Краснодарский край 7
Томская область 8
Алтайский край 9
Владимирская область 10
Ростовская область 11
Регион Место в 2014
Челябинская область 12
Ленинградская область 13
Республика Саха (Якутия) 14
Самарская область 15
Хабаровский край 16
Москва 17
Свердловская область 18
Ставропольский край 19
Санкт-Петербург 20
Приморский край 21

Методология включает три элемента

  1. Система показателей
  2. Принципы сбора и обработки данных
  3. Методика расчета результатов
При разработке методологии учтен опыт существующих отечественных и международных рейтингов и иных механизмов оценки инвестиционного климата.

Структура рейтинга 

Система показателей Рейтинга разработана с учетом лучшего отечественного и мирового опыта, направленного на оценку состояния инвестиционного климата, а также с учетом опыта пилотной апробации рейтинга в 2014 году.

44
показателя по 4 направлениям 

Рейтинг рассчитывается по 44 показателям по 4 направлениям:

 Регуляторная среда
Качество предоставления государственных услуг — показатели эффективности оказания различных государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами (например, регистрация юридических лиц, выдача разрешений на строительство, выдача лицензий, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям).
 Институты для бизнеса
Эффективность институтов для бизнеса — наличие и качество инструментов защиты и улучшения инвестиционной среды. Показатели работы и динамики развития институтов и механизмов для бизнеса (например, наличие и качество законодательства, защищающего права инвесторов, механизмы поддержки инвестиционной деятельности, оценка уровня коррупции и развития механизмов ГЧП).
 Инфраструктура и ресурсы
Наличие и качество инфраструктуры — показатели работы и уровня развития инфраструктуры, а также доступности ресурсов для ведения бизнеса и инвестиционной деятельности (например, оценка мер государственной поддержки и наличие финансирования, наличие физической инфраструктуры и ресурсов — таких, как автомобильные дороги, телекоммуникационная инфраструктура, наличие объектов инвестиционной инфраструктуры (технопарков, промышленных парков и инкубаторов), наличие, квалификация и достаточность необходимых трудовых ресурсов).
 Поддержка малого предпринимательства
Уровень развития малого предпринимательства(например, количество субъектов малого предпринимательства в расчете на 1 тысячу человек населения региона) и эффективность различных видов поддержки малого предпринимательства (например, оценка процедур получения государственного и муниципального заказа для субъектов малого и среднего предпринимательства, оценка необходимой для ведения бизнеса недвижимости, оценка доступности кредитных ресурсов и т.д.).
 Показатели вне Рейтинга
Вне рамок Рейтинга проводится сбор данных по 31 дополнительному показателю в целях анализа их применимости для включения в методологию в будущих периодов, а так же для выявления лучших практик в регионах по показателям, не включенным в Рейтинг.

Сбор и первичная обработка данных

Получение информации по показателям осуществляется путем проведения опросов предпринимателей и экспертов, а также с использованием статистических данных.

Выделяются три различных подхода к формированию выборок для опросов:

 Показатели, оцениваемые путем экспертной оценки
Для каждого региона формируется база из 35-40 экспертов на основании списков кандидатов, представленных деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия») и Агентством стратегических инициатив (АСИ).

Выборка респондентов для экспертной оценки формируется случайным образом из списка представленных кандидатов. Количество опрошенных респондентов по каждому из регионов – не менее 20.
 Показатели, оцениваемые путем опроса предпринимателей из общей генеральной совокупности
Опрос по показателям, по которым нет специфических требований к респондентам, осуществляется с помощью многоступенчатой стратифицированной (квотной) выборки, представляющей качественную модель бизнеса региона в общем, а также репрезентирующей каждый регион по двум критериям – размер и отрасль предприятия.

Для каждого региона строится общая выборка предприятий на основе данных официальной региональной статистики о количестве действующих предприятий. В основу структуры выборочной совокупности закладываются критерии репрезентативности: размер предприятия, определяемый по ФЗ числом сотрудников и годовым объемом выручки, а также отрасль, согласно коду ОКВЭД. Предприятия-респонденты выбираются по квотам случайным образом из базы данных предприятий "Спарк-Интерфакс". Принцип случайности отбора респондентов обеспечивается механическим путем внутри сформированной совокупности по каждому из регионов.

Объем базовой выборки составляет 300 респондентов на регион (максимальная статистическая погрешность составит 5,5%).
 Показатели, оцениваемые путем опроса предпринимателей из специальных генеральных совокупностей
Данная выборка формируется с помощью невероятностного отбора одноступенчатым способом.

Отбор осуществляется «целевым» (направленным) способом. Отбор респондентов осуществляется по критериям, описанным в гл. 5 Методологии - например, реальный опыт взаимодействия предпринимателей с органами власти по тем или иным вопросам либо получение определенных услуг, столкновение с определенными ситуациями и т.п.

Для каждой группы вопросов формируется базовая совокупность. При этом могут использоваться списки потенциальных респондентов, представленные деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия»), АСИ, а также федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти, ведомствами, организациями, осуществляющими оцениваемые действия (например, регистрацию предприятий или подключение к электросетям).

Из заданной совокупности случайным образом опрашивается необходимое количество респондентов. При необходимости базовая совокупность может быть рекрутирована несколько раз.

Внутри каждой из базовых совокупностей осуществляется механический (систематический) отбор. Минимально возможное количество опрошенных при целевом отборе для каждого региона настоящего исследования – 25 респондентов (за исключением ситуаций, когда вся генеральная совокупность менее 25).

Методика расчета результатов

Во время проведения Рейтинга собираются исходные данные, необходимые для расчета результатов, например: данные по отдельным респондентам по какому-либо показателю по каждому субъекту РФ, статистические данные в натуральных величинах, оценки экспертов.

Уровни представления результатов рейтинга
После формирования массива исходных данных результат Рейтинга рассчитывается и представляется на четырех уровнях:

  1. Уровень показателей — это сведенные и обработанные исходные данные, приведенные для каждого показателя к единой шкале от 0 до 100, где 0 — наихудшее возможное измерение, 100 — наилучшее.
  2. Уровень факторов — это взвешенные средние значения баллов по показателям, входящим в факторы. Например, балл за эффективность процедуры регистрации предприятий формируется на основании трех показателей: среднее время регистрации юридических лиц, среднее количество процедур, необходимых для регистрации юридических лиц, удовлетворенность деятельностью по государственной регистрации юридических лиц».
  3. Уровень направлений — это взвешенные средние значения факторов (баллов по показателям), входящим в направление. Например, балл за регуляторную среду формируется из пяти факторов: эффективность процедур регистрации предприятий, эффективность процедур по выдаче разрешений на строительство, эффективность процедур по регистрации прав собственности, эффективность процедур по выдаче лицензий, эффективность процедур по подключению электроэнергии».
  4. Уровень интегрального индекса — это сумма баллов по всем четырем направлениям Рейтинга.
Агрегирование
Переходы от одного уровня представления данных к другому осуществляются путем агрегирования.Все переходы агрегирования можно разделить на два качественно разных этапа.

Этап 1: переход от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем субъектам РФ в единой шкале (переход от уровня исходных данных к уровню показателей).

В собранных исходных данных может быть несколько характерных проблем:

  • В них могут быть выбросы;
  • Некоторые данные могут быть пропущены (быть недостаточного качества для использования).
Также области значений всех показателей достаточно сильно различаются и после всех дополнительных преобразований для удобства восприятия все их нужно привести к одной шкале 0-100-баллов:

  • 0 – самый плохой, 100 – самый хороший;
  • В случаях, когда для показателя требовалось нормирование с использованием восстановленной плотности, ни один регион может не получить значения 0 или 100.

Таким образом, для перехода от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем регионам в единой шкале необходимо пройти следующую последовательность шагов, стандартную для работы с данными в рейтингах:

  1. Обработка выбросов в исходных данных.
  2. Расчет показателей.
  3. Восстановление пропущенных данных.
  4. Изменение шкалы с учетом плотности распределения (для статистических и опросных числовых параметров) и приведение всех показателей к единой шкале пропорциональным масштабированием.

Обработка выбросов в исходных данных

Проверка на наличие выбросов осуществляется только для типа данных "опрос-числовые параметры". К таким показателям, например, относится среднее время регистрации юридических лиц или среднее количество процедур, необходимых для получения разрешений на строительство. Выбросами считаются ответы отдельных респондентов, которые отклоняются от медианного ответа больше чем на 2 сигма, что соответствует попаданию в 2% хвост стандартного нормального распределения. Расчет стандартных отклонений от медианы ответов респондентов, а не от среднего, обусловлен тем, что при малом количестве ответов и экстремальных выбросах среднее значение заметно смещается в сторону выбросов. Это приводит к тому, что ответы, которые явно являются выбросами, могут не попадать в 2% хвост распределения.

Попадание в 2% хвост распределения не является жестким требованием для определения выбросов и может меняться в зависимости от характера полученных данных. Например, если при определении выбросов изначальным методом систематически обнаруживаются ответы, которые, явно являются выбросами, но не попадают в 2% хвост распределения, то имеет смысл увеличить зону выбросов, например, до 3% и оценить результат.

Расчет показателей

После обработки выбросов в опросных числовых данных, ответы респондентов агрегируются для получения единой оценки по показателю. Так, например, среднее время подключения к электросетям рассчитывается по отдельным ответам респондентов. Ответы в натуральных величинах на вопрос о времени подключения к электросетям агрегируются в одну цифру для субъекта РФ – среднее время подключения к электросетям. По показателям удовлетворенности для каждого респондента, считается средняя оценка по различным критериям удовлетворенности. Затем аналогичные оценки, полученные для всех респондентов, усредняются и получается средняя оценка удовлетворенности по региону в целом. Более подробное описание см. в документе «Таблица расчёта показателей».

Восстановление пропущенных данных

Исходные данные по некоторым субъектам РФ /показателям могут быть недостаточно качественными (например, количество респондентов в регионе ниже целевых значений, что серьезно повышает процент погрешности результата, большое количество ошибок в ответах респондентов и экспертов) или могут быть пропущены. Такие случаи необходимо обрабатывать особым образом.

Для расчета Рейтинга в случае отсутствия данных, их недостаточного количества или их низкого качества используется восстановление значения. Возможны четыре типа восстановлений: 1) по наихудшему значению для данного показателя по всем регионам, 2) по средней перцентиле данного региона по всем показателям, 3) с использованием данных по прошлому году для данной пары регион-показатель, 4) для парных показателей «среднее время – среднее количество процедур» пропущенное значение восстанавливается по наихудшему значению группы парного показателя, если оно имеется. Тип восстановления задается экспертно.

Восстановленное значение используется исключительно для целей расчета Рейтинга, однако оно не является результатом региона по пропущенному показателю. Восстановленное значение не сообщается региону при раскрытии результатов Рейтинга (т.е. по пропущенному показателю в карточке региона ставится прочерк).

Приведение всех показателей к единой шкале пропорциональным масштабированием

В последнем шаге первого этапа агрегирования все значения показателей приводятся к шкале от 0 до 100 при помощи пропорционального линейного масштабирования. При этом 100 баллов соответствует наилучшему результату, а 0 – наихудшему. Если по показателю известны теоретические границы (т.е. минимально и максимально возможные значения), то к нему применяется преобразование
x_norm=100∙(x-x_min)/(x_max-x_min ),
если показатель является возрастающим , и преобразование
x_norm=100-100∙(x-x_min)/(x_max-x_min ),
если показатель является убывающим . Обычно данное преобразование применяется к показателям типа "опрос-удовлетворенность" и "экспертная оценка".
Если же по показателю теоретические границы не известны, то к нему применяется несколько иное линейное преобразование
x_norm= 100((x-minX)/(maxX-minX )∙(¯x-▁x)+▁x),
если показатель является возрастающим , и преобразование
x_norm= 100-100((x-minX)/(maxX-minX )∙(¯x-▁x)+▁x),
если показатель является убывающим.
Здесь minX и maxX - выборочные минимум и максимум значений показателя (по всем регионам), а ▁x и ¯x – значения оцененной функции распределения показателя в точках minX и maxX соответственно. Данное преобразование обычно применяется для показателей типа "опрос - числовые параметры" и для статистических показателей

Этап 2: переход между уровнями представления информации (от показателей к факторам, от факторов к направлениям, от направлений к интегральному индексу).

Факторы рассчитываются как средние значения, входящих в него показателей. Направления – как средние значения, входящих в него факторов. Интегральный индекс рассчитывается как сумма индексов по направлениям, и таким образом, ограничен шкалой от 0 до 400. 

Рейтинговый комитет

Калинин Александр Сергеевич
Президент Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ»
Катырин Сергей Николаевич
Президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
Репик Алексей Евгеньевич
Президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
Чупшева Светлана Витальевна
Генеральный директор Агентства стратегических инициатив
Шохин Александр Николаевич
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП)
Варичев Андрей Владимирович
Генеральный директор  ООО УК «МЕТАЛЛОИНВЕСТ»
Аветисян Артем Давидович
Председатель некоммерческого партнерства «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса»
Алекперов Вагит Юсуфович
Президент ПАО «Лукойл»
Бюркнер Ханс-Пол
Председатель The Boston Consulting Group (BCG)
Дмитриев Кирилл Александрович
Генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций
Задорнов Михаил Михайлович
Президент-председатель правления  ПАО «ВТБ 24»
Ивлев Александр Владимирович
Координатор по работе с иностранными инвесторами Консультативного совета по иностранным инвестициям в России
Мау Владимир Александрович
Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации  
Романова Марина Арленовна
Заместитель Председателя ВЭБ.РФ
Титов Борис Юрьевич
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей

Лучшие практики

По результатам Национального рейтинга 2018 года проведен анализ на основании собственного значения региона и динамики изменения значения показателя с 2017 до 2018 год. Регионы, в которых одновременно наблюдается и высокое значение показателя, и значимая динамика, выделены как возможные носители лучшей практики. 

Лучшие практики
Регуляторная среда
Инфраструктура и ресурсы
Для бизнеса
Малым предпринимателям

Регистрация предприятий
Распространение информации

В целях повышения информированности заявителей о процедурах, связанных с регистрацией предприятий, практикуется целый ряд мер:

  • Использование различных СМИ для распространения информации о способах подачи заявления на регистрацию, правилах подготовки документов
  • Подготовка и распространение информационных буклетов с материалами о процедурах регистрации юридического лица
  • Консультация заявителей до приема документов на регистрацию юридического лица
  • Оборудование инспекций информационными стендами, компьютерами и т. д.
  • Проведение обучающих семинаров совместно с образовательными учреждениями

Увеличение доступности услуги для граждан

Для повышения степени доступности услуг по регистрации предприятий осуществляется ряд мероприятий:

  • Подписание соглашений с многофункциональными центрами о приеме и выдаче документов, а также консультации заявителей по вопросам регистрации предприятий
  • Выезды сотрудников региональных управлений ФНС в удаленные области

Контроль за соблюдением сроков прохождения процедур

Для соблюдения сроков процедуры регистрации предприятий управлениями ФНС осуществляются следующие виды контроля:

  • Мониторинг статуса заявлений посредством IT-решений
  • Отслеживание количества ошибок при прохождении процедуры регистрации юридического лица
  • Регулярный аудит работы территориальных управлений ФНС
  • Помимо этого, проводится регулярный опрос предпринимателей о качестве предоставляемой услуги и сроках ее прохождения.

Мотивация и обучение сотрудников

Инструменты позитивной мотивации сотрудников
Обучение сотрудников:

  • Регулярные обязательные семинары
  • Подготовка и распространение информационных писем среди сотрудников об изменениях в законодательстве.
Получение разрешений на строительство
Регламентирование процедур

Создание типового регионального административного регламента / методических указаний к регламенту по прохождению процедур, связанных с получением разрешения на строительство, который используется всеми муниципальными образованиями субъекта (Челябинская область, Республика Татарстан, Калужская область, Красноярский, Алтайский край):

  • Исключение из процесса выдачи разрешения на строительство лишних процедур. Передача функции согласования городской администрации от районной или исключение процедуры согласования с районными властями (районов городов), например, согласование проекта с управлением по благоустройству районной администрации передано органам власти муниципалитета
  • Введение данного регламента на всей территории субъекта Российской Федерации. Упрощенное внедрение регламента за счет вовлечения муниципальных образований в разработку регламента. Внедрение регламента в нескольких муниципальных образованиях с последующим использованием их в качестве положительного примера применения данного регламента
  • Актуализация данного регламента согласно изменениям в Градостроительном кодексе Российской Федерации

Параллельное прохождение

Прохождение процедур получения и согласования технических условий единовременно (параллельно) со всеми ресурсоснабжающими организациями (Челябинская область):

  • Представители ресурсоснабжающих организаций собираются вместе и на одном совещании рассматривают заявку
  • Упрощается контроль за соблюдением сроков госструктурами и сетевыми организациями

Территориальное зонирование

Создание понятной, качественной и формализованной процедуры разработки документов территориального зонирования для всех муниципальных образований (Калужская, Челябинская области):

  • Привлечение к разработке высококвалифицированных специалистов
  • Постоянная разъяснительная работа и обучение пользователей регламента относительно прохождения процедур, связанных с получением разрешения на строительство
  • Использование информационно-цифровых моделей местности, информационной системы обеспечения градостроительной деятельности

Типовые проекты

Использование типовой (проект повторного применения) проектной документации (например, школы, детские сады, жилые здания) (Челябинская, Калужская области):

  • Ускоренное прохождение государственной экспертизы проектной документации при использовании типовой проектной документации в целях повышения информированности заявителей о процедурах, связанных с регистрацией

Приоритизация

Сокращение сроков выдачи разрешения на строительство для особо важных объектов муниципального образования / субъекта Российской Федерации за счет приоритетной обработки запросов по подобным проектам (Калужская область):

  • Перераспределение ресурсов выдающих разрешения органов в пользу важных проектов
  • Первоочередное рассмотрение запросов

Межведомственное взаимодействие и единое окно

Координация действий госструктур и сетевых организаций (электроэнергии, водоснабжения, теплоснабжения, канализации и т. д.) на этапе подготовки документов для получения разрешения на строительство с целью ускорения процессов выдачи технических условий, согласования проектов и производства работ (Калужская область):

  • В роли координатора могут выступать представители институтов развития субъектов Российской федерации (например, в Калужской области — Агентство регионального развития)

Информационные технологии

Использование информационных технологий для ускорения административных процедур (Республика Татарстан):

  • Возможность подачи заявления через интернет-портал позволяет автоматизировать и сократить время обработки заявок
  • Минимизация риска потери документов
  • Ускорение коммуникации между представителями различных госструктур. Системы электронного межведомственного оборота. Видеоконференцсвязь. Возможность для госслужащих использовать ЭЦП для подписания документов.
Использование информационных технологий для формирования прозрачности прохождения административных процедур (Республика Татарстан):

  • Возможность отслеживать статус заявления, исполнителей, резолюцию, сроки рассмотрения и т. д.
  • Размещение полной информации о регламенте получения разрешения на строительство или получения ГПЗУ в понятной и доступной заявителю форме

Мотивация исполнителей

Система мотивации (позитивная и негативная) сотрудников региональных органов исполнительной власти, направленная на формирование заинтересованности в создании клиентоориентированного подхода к заявителям при реализации процедуры. (Республика Татарстан, Калужская область).

Диалог бизнеса и власти

Создание площадок (форматов) для выработки совместных решений бизнеса и власти в процессе разработки или совершенствования процедур. (Челябинская область, Республика Татарстан, Красноярский, Алтайский край, Калужская область).

Обучение

Обучение представителей бизнеса, муниципалитетов и органов государственной власти работе с системой выдачи разрешений на строительство (регламенты, процедуры, требования, эффективные механизмы взаимодействия всех участников и т. п.). (Челябинская, Калужская области).

Распространение информации:

  • Размещение в доступной форме информации о процедуре регистрации недвижимого имущества на интернет-портале
  • Оборудование инспекций информационными стендами, компьютерами, электронными информационными терминалами.

Повышение доступности услуги для заявителей:

  • Организация сотрудничества с МФЦ и ФГБУ «ФКП Росреестра» по приему и выдаче документов, а также консультации заявителей
  • Реализация экстерриториального принципа при приеме пакетов документов на регистрацию прав собственности на недвижимость
  • Организация выездов сотрудников в удаленные области.
Подключение к электросетям
Регламентирование процедур

Разработка рекомендованного примерного регламента по предоставлению услуг по подключению к электросетям и его внедрение в электросетевых компаниях, работающих в регионе (Ульяновская, Ростовская области):

  • Регламент разрабатывается специальной комиссией / рабочей группой при поддержке губернатора
  • Содержит исчерпывающий перечень процедур
  • Прописаны сроки прохождения процедур
  • Исключены излишние процедуры (например, получение разрешения на строительство линейных объектов энергетической инфраструктуры).

Мотивация исполнителей

Мониторинг соблюдения сетевыми организациями регламента по предоставлению услуг по подключению к электросетям (Ульяновская область):

  • Результаты наблюдений напрямую доводятся до руководства электросетевых компаний
  • Проводится проверка качества предоставляемой услуги с использованием инструмента «тайный инвестор».

Планирование и прогнозирование

Опережающие развитие энергосетей с целью обеспечения возможности технического подключения в сроки, установленные законодательством (Тульская область):

  • Разработка различных сценариев прогнозируемого потребления электроэнергии в регионе
  • Синхронизация и контроль за инвестиционными политиками региональных сетевых компаний
  • Создание и внедрение качественного внутреннего регламента, регулирующего процесс прохождения процедур по техническому подключению (ОАО «Россети»).

Информационные технологии

Создание интернет-сайта с целью упрощения ускорения прохождения процедур по подключению к электросетям для заявителя и обеспечения их прозрачности (Томская область, ОАО «МОЭСК» (г. Москва), ОАО «СУЭНКО» (Тюменская область)):

  • Размещение полной информации об услуге подключения к электросетям
  • Возможность расчета необходимой подключаемой мощности и стоимости подключения
  • Возможность подать заявление на подключение через интернет-сайт для объектов мощностью до 150 кВт и напряжением до 10 кВ
  • Возможность отслеживать статус прохождения процедур через личный кабинет

Открытость информации

Раскрытие информации о доступных мощностях на центрах питания до 35 кВ (Томская область).
Сокращение сроков подключения к электросети для объектов с энергопринимающей мощностью не более 150 кВт (Ульяновская, Томская области).
Координация процесса подключения к электросетям для значимых инвестиционных проектов (Тульская область).

Объекты инвестиционной инфраструктуры
Правовое регулирование и государственная поддержка

Определение в региональных нормативно-правовых актах статуса и мер поддержки:

  • Для индустриальных парков, бизнес-инкубаторов и прочих объектов инвестиционной инфраструктуры (Ленинградская, Ростовская, Ульяновская области);
  • Для резидентов инвестиционной инфраструктуры (Ленинградская, Ростовская, Ульяновская области);
  • Областная целевая программа по развитию инвестиционной инфраструктуры (Ульяновская область).

Распространение информации

Создание интернет-портала и карты объектов инвестиционной инфраструктуры региона (Ленинградская, Ульяновская, Ростовская области).

Услуги индустриальных парков

Оказание следующих видов услуг для резидентов индустриальных парков:

  • Юридическое сопровождение сделок по приобретению прав собственности на земельный участок;
  • Сопровождение процесса согласования проектной и исходно-разрешительной документации (получение разрешения на строительство);
  • Выполнение функций генерального подрядчика, службы заказчика, застройщика;
  • Обеспечение проектирования и строительства высокотехнологичных и общеплощадочных инженерных сетей и подведение их к границам каждого участка;
  • Оказание консультационных услуг по получению налоговых льгот для будущих резидентов индустриального парка (Ленинградская, Ростовская области). 
Регистрация прав собственности на земельный участок
Распространение информации

Использование СМИ для распространения информации о способах подачи заявления на регистрацию, правилах подготовки документов.
Подготовка и распространение буклетов с материалами о процедуре регистрации прав собственности.
Консультации заявителей до приема документов на регистрацию прав собственности.
Оборудование отделений по приему документов информационными стендами, компьютерами и т. д.

Повышение доступности услуги для заявителей

Увеличение количества пунктов приема документов на регистрацию прав собственности:

  • Подписание соглашений с МФЦ о приеме и выдаче документов, а также о консультации заявителей;
  • Сотрудничество с ФГБУ «ФКП Росреестра»;
  • Организация широкой сети офисов по приему и выдаче документов на регистрацию прав собственности.

Контроль за соблюдением сроков прохождения процедур

Осуществление внутреннего контроля за соблюдением сроков прохождения процедур.
Проведение регулярной оценки работы отделений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с использованием инструмента «тайный клиент».

Обучение сотрудников

Обучение сотрудников Управления и МФЦ.
Налоговые льготы в регионе
Приоритизация мер поддержки (Калужская, Свердловская области)

Определение перечня направлений инвестиционной деятельности, развитие которых является приоритетным для региона исходя из его долгосрочной стратегии развития.

Выстраивание эффективного взаимодействия между органами, задействованными в установлении налоговых льгот на региональном уровне (Свердловская область)

Создание рабочих групп, состоящих из представителей задействованных региональных органов (например, министерства экономического развития, налоговых органов, МСП) для совместной разработки правовой концепции устанавливаемых налоговых льгот, согласования набора необходимых для этого документов и их формата, согласования формата отчетности от инвестора о ходе инвестиционного проекта, решения операционных вопросов.

Повышение информированности представителей бизнеса о предоставляемых возможностях (г. Москва)

  • Развитие интернет-портала, содержащего в доступном виде информацию о возможных средствах поддержки инвестиционных проектов на территории региона, включая используемую систему налоговых льгот;
  • Распространение буклетов в отделениях ФНС;
  • Распространение информации на мероприятиях с участием представителей МСП, как уже начавших бизнес, так и находящихся в процессе организации собственного дела.

Оптимизация механизма получения налоговых льгот (Калужская область)

  • Предоставление удобного и понятного механизма подачи заявления на получение налоговых льгот;
  • Прозрачная система критериев, лежащих в основе принятия решений относительно предоставления льгот;
  • Предоставление возможности удаленной подачи заявления для привлечения представителей бизнеса из удаленных точек региона;
  • Минимизация сроков рассмотрения заявки;
  • Предоставление возможности получения индивидуальной консультации в случае возникновения вопросов по процедуре оформления налоговых льгот.
Государственные гарантии и государственные гарантийные фонды
Деятельность гарантийного фонда

Приоритизация мер поддержки. Определение перечня субъектов, которым выдаются поручительства, и условий, на которых оно выдается, исходя из приоритетов региона (например, объем инвестиций, размер компании, виды экономической деятельности, приоритетные районы) (Республика Татарстан, Приморский край, Челябинская область).

Обеспечение финансовой и административной привлекательности. Предложение максимально привлекательных для предпринимателей условий (низкая комиссия фонда, срок предоставления гарантии, снижение процентной ставки банком, срок рассмотрения заявки) исходя из приоритетов региона, капитализации, операционных издержек фонда, учета обратной связи от банков-партнеров (Приморский край).

Обеспечение контроля возвратности. Проведение многосторонней проверки заявок с целью снижения объема просроченной задолженности и достижения баланса между объемом поручительств и долей выплат по гарантиям в рамках единой процедуры (оценка экономического состояния компании-заемщика проводится в рамках проверки фондом документов, предоставленных данной компанией банку-партнеру).

Работа с банками-партнерами. Выбор банковпартнеров, удовлетворяющих определенным условиям, например:

  • Активная работа с малым и средним бизнесом;
  • Финансовая устойчивость;
  • Широкая сеть отделений в регионе.
Регулярное взаимодействие с банками-партнерами:

  • Ежеквартальные встречи с руководством банков-партнеров для выработки единой кредитной политики, определения задач, обмена информацией и решения проблем;
  • Еженедельное взаимодействие сотрудников фонда с контактными лицами в банках-партнерах для обмена информацией и решения операционных задач (например, предварительная оценка возможности предоставления поручительства);
  • Проведение семинаров для сотрудников банков по условиям и преимуществам программы;
  • Введение представителей банков-партнеров в наблюдательный совет фонда и наоборот в органы банков, отвечающих за принятие решений по выдаче кредитов (Республика Татарстан, Приморский край).
Повышение информированности бизнеса о предоставляемых возможностях. Активное распространение информации об условиях работы фонда и преимуществах государственных поручительств по широкому спектру каналов:

  • Интернет-портал фонда;
  • Рекламные материалы во всех отделениях банков-партнеров, работающих с юридическими лицами, ФНС и МФЦ;
  • Проведение семинаров, посвященных поддержке бизнеса, на всей территории региона;
  • Работа представителей фонда в муниципалитетах (предоставление информации, проведение обучения и консультаций);
  • Реклама фонда в СМИ, ориентированных на бизнес (как региональных, так и муниципальных), в т. ч. с приведением историй успеха предпринимателей, получивших государственные гарантии;
  • Включение модуля по возможным мерам финансовой поддержки во все образовательные программы по предпринимательству и активное внедрение таких программ в учебные заведения всех уровней в регион (Республика Татарстан, Приморский край).
Обеспечение прозрачности, понятности и доступности программ поддержки. Обеспечение высокой мотивации персонала.
Формирование квалифицированного коллектива и построение системы мотивации для сотрудников на основе целей фонда:

  • Набор новых сотрудников с опытом работы в финансовых организациях;
  • Ежегодное обучение сотрудников;
  • Включение в систему оценки сотрудников показателей суммарного объема поручительств и доли выплат по гарантиям (Республика Татарстан);
  • Участие в существующих рейтингах оценки программ поддержки.

Региональное законодательство о поддержке инвесторов
Содержание регионального законодательства об инвестициях

В субъекте Российской Федерации должен быть принят нормативный правовой акт, устанавливающий:

  • Основные способы защиты прав инвесторов;
  • Гарантии неухудшения положения инвесторов в пределах компетенции субъекта Российской Федерации на период реализации инвестиционной стратегии;
  • Гарантии незлоупотребления правом со стороны исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации;
  • Порядок обращения инвесторов за защитой и помощью;

Добровольные ограничения прав органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, допускаемые действующим законодательством в рамках правоприменительной деятельности:

  • Применяющиеся в субъекте Российской Федерации формы налоговой и финансовой поддержки инвестиций (для каждой из таких мер должны быть описаны порядок и условия применения), включая четкие критерии и процедуры их получения
Указанные нормы могут содержаться в разных нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации прямого действия (например, регулирующих вопросы налоговой политики в отношении конкретных видов инвестиций, порядка заключения договоров с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности и др.). В этом случае информация о таких нормативных правовых актах должна быть в доступной, логически связанной форме изложена на интернет-портале об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации.

Построение системы регулирования инвестиционной деятельности наиболее целесообразно по принципу «от общего к частному», который предполагает наличие двух уровней регулирования:

  • Общий закон региона об инвестициях
  • Специальные НПА, принимаемые в развитие положений закона и с целью реализации предусмотренных им механизмов

Отражение приоритетов в законодательстве

Определение приоритетов региона для дифференциации мер поддержки в соответствии с инвестиционной стратегией региона, например:

  • Приоритетных районов (в т. ч. моногородов, муниципалитетов с низким экономическим развитием, зон опережающего развития);
  • Приоритетных отраслей (в соответствии с инвестиционной стратегией региона);
  • Установление порогового значения объемов инвестиций для предоставления поддержки.

Установление видов поддержки и согласование набора мер поддержки с приоритетами региона.

Установление критериев отбора предприятий для получения поддержки в соответствии с приоритетами региона:

  • Определение необходимых условий для получения поддержки исходя из приоритетов региона
  • Классификация инвесторов (например, по видам экономической деятельности, размеру компании, объему инвестиций, району, инвестиций на модернизацию или на создание нового производства)

Прозрачность и доступность механизмов поддержки

Подробное описание механизмов получения поддержки:

  • Четко установленный окончательный (закрытый) перечень документов, необходимых для подачи заявки на получение поддержки;
  • Порядок подачи документов, включая описание процесса, список участников и описание договора, фиксирующего гарантии для субъекта инвестиционной деятельности;
  • Порядок отбора инвесторов, в том числе порядок и сроки рассмотрения заявок от инвесторов и рассмотрения конфликтов.
Размещение на специализированном интернет-портале об инвестиционной деятельности набора методологических рекомендаций по применению законодательства.
Институт оценки регулирующего воздействия
Нормативная база

Принятие нормативной базы, в том числе порядка проведения экспертизы проектов нормативно-правовых актов, ее статуса, а также утверждение типовых форм заключений и проведение публичных слушаний.
Обмен опытом с другими регионами и внедрение лучших практик в части нормотворчества и проведения ОРВ.

Взаимодействие с предпринимателями

Тесное взаимодействие с предпринимателями:

  • Подписание соглашений с бизнес-ассоциациями о возможности привлечения предпринимателей и сборе обратной связи при проведении процедуры ОРВ
  • Привлечение предпринимателей к разработке НПА напрямую (в т. ч. через рассылку по электронной почте): формирование перечня проблем, с которыми сталкивались предприниматели, и предложений по изменению законодательства; внесение предложенных изменений или аргументированное объяснение причин отказа

Привлечение научного и экспертного сообщества

Самостоятельное проведение исследований с целью оценки влияния нормативного акта на интересы государства, общества и предпринимателей (при условии наличия сотрудников соответствующей квалификации).
На функциональном интернет-портале должна быть возможность:

  • Оставлять комментарии и видеть ответы других участников по проведению ОРВ;
  • Просматривать результаты рассмотрения выдвинутых инициатив.

Муниципалитеты

Внедрение ОРВ на уровне муниципалитетов:

  • Пилотное внедрение ОРВ в наиболее подготовленных муниципалитетах (с точки зрения наличия кадров, количества принимаемых нормативных актов и отсутствия препятствий для внедрения ОРВ);
  • Проведение обучения сотрудников муниципалитетов (в т. ч. через видеоконференции);
  • Подготовка кадров для муниципалитетов по процедурам ОРВ (специальные программы обучения в вузах и стажировки для студентов в муниципалитетах);
  • Выездные совещания в муниципалитетах по вопросам ОРВ.
Внедрение института оценки фактического воздействия ранее принятых актов:

  • Проведение экспертизы актов социальной направленности с привлечением профильных федеральных органов исполнительной власти.
Региональная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами
Сопровождение инвесторов

Осуществление сопровождения инвесторов:

  • Помощь в выборе площадки;
  • Предоставление готовых производственных площадок;
  • Создание единой рабочей проектной команды для решения проблем, состоящей из инвестора, сотрудников региональной организации по привлечению инвестора, членов правительства региона;
  • Регулярный мониторинг статуса проекта, внедрение системы CRM (Client relationship management — система управления взаимоотношениями с клиентами), включая базу данных контактов инвесторов и систему напоминаний;
  • Адаптация экспатов (иностранных сотрудников инвестора): помощь в выборе жилья, детских садов и т. п.

Квалифицированная команда

Создание квалифицированной команды:

  • Построение системы мотивации, установка ключевых показателей эффективности для каждого сотрудника и КПЭ для всей организации;
  • Проведение тренингов и курсов повышения квалификации.

Продвижение региона

Участие в обеспечении функционирования интернет-портала и интерактивной карты инвестиционных площадок:

  • Подробное описание инфраструктурных и социальных объектов для части площадок;
  • Описание муниципальных и коммерческих площадок;
  • Идентификация и продвижение инвестиционных возможностей региона;
  • Возможность получения информации по нескольким каналам, в т. ч. Взаимодействие с владельцами площадок и риелторскими агентствами, поиск в сети Интернет;
  • Требование к муниципалитетам о ежеквартальном обновлении информации;
  • Сбор обратной связи от предпринимателей по работе портала.
Проведение мероприятий для распространения информации о регионе и работе региональной организации по привлечению инвесторов, в частности:

  • Выступления на дискуссионных площадках, форумах, отраслевых мероприятиях (в т. ч. за границей);
  • Создание отдельного офиса (филиала, представительства) за границей. Офис создается в странах, осуществляющих активное экономическое взаимодействие с регионом, при этом должна быть просчитана экономическая целесообразность создания.

Взаимодействие с муниципалитетами

Обеспечение устойчивого взаимодействия с муниципалитетами:

  • Обеспечение представительства корпораций в муниципалитетах (поиск, привлечение инвесторов, консалтинговые услуги);
  • Проведение обучения сотрудников муниципалитетов.

Финансовая поддержка малого предприни­ма­тель­ства
Приоритизация мер поддержки

Определение приоритетов в соответствии со стратегией региона и дифференциация условий финансирования в зависимости от выбранных приоритетов:

  • По видам экономической деятельности (например, отрасли, требующие дополнительной поддержки и (или) отрасли, на которых специализируется регион);
  • По районам (в т. ч. моногорода, районы с низким экономическим развитием, зоны опережающего развития) (Ульяновская область, Республика Саха (Якутия)).

Использование разнообразных институтов

Использование регионом разнообразных институтов, оказывающих разные формы финансовой поддержки:

  • Гарантийные фонды;
  • Фонды поддержки малого предпринимательства;
  • Микрофинансовые организации;
  • Кредитные потребительские кооперативы (Республика Саха (Якутия)).

Широкая представленность в регионе

Развитая инфраструктура системы микрофинансирования для обеспечения доступности поддержки:

  • Широкая и капиллярная филиальная сеть;
  • Работа представителей в муниципалитетах (в т. ч. с использованием агентских соглашений);
  • Реализация мер поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне (Республика Саха (Якутия).

Формирование широкой линейки финансовых продуктов

Формирование регионом необходимого и достаточного перечня финансовых продуктов с привлекательными условиями для стимулирования кредитования малого предпринимательства:

  • Кредиты финансовым организациям на различные сроки, включая кредиты сроком до года, на три года, на пять лет;
  • Поручительства перед коммерческими банками (Челябинская область).

Обеспечение финансовой устойчивости микрофинансовых организаций

Обеспечение финансовой устойчивости организаций, оказывающих поддержку малому предпринимательству:

  • Выведение на самоокупаемость в части покрытия операционных затрат доходами от деятельности;
  • Внедрение системы управления рисками и показателей финансовой устойчивости, регулярный контроль за ними (например, процент просроченной задолженности, коэффициент самоокупаемости и пр.).

Минимизация срока рассмотрения заявки предпринимателей

Короткий срок рассмотрения заявок предпринимателей. Регламентирование сроков и процесса обработки заявок и соблюдение этих регламентов (Ульяновская область).

Работа с банками-партнерами

При осуществлении кредитования в состав кредитной комиссии банка входят представители фонда (Республика Саха (Якутия)).

Повышение информированности МСП о предоставляемых возможностях

Активное распространение информации об условиях работы финансовой организации и микрофинансировании:

  • Проведение семинаров, посвященных поддержке субъектов малого предпринимательства, на всей территории региона;
  • Реклама фонда в СМИ, ориентированных на МСП (как региональных, так и муниципальных), в т. ч. с приведением историй успеха предпринимателей, получивших финансовую поддержку;
  • Участие в мероприятиях и проведение семинаров для представителей малого предпринимательства по вопросам микрокредитования;
  • Включение модуля по возможным мерам финансовой поддержки во все образовательные программы по предпринимательству и активное внедрение таких программ в учебных заведениях всех уровней в регионе;
  • Распространение буклетов в ФНС, центрах занятости, МФЦ;
  • Распространение информации через банки-партнеры (Ульяновская область).

Обеспечение высокой мотивации персонала

Система мотивации сотрудников, включающая следующие показатели эффективности:

  • Суммарный объем выданных кредитов или гарантий;
  • Доля просроченной задолженности;
  • Качество обслуживания (например, сроки рассмотрения заявок и удовлетворенность предпринимателей).