Национальная социальная инициатива (НСИ) —

это система непрерывных улучшений качества услуг и сервисов в социальной сфере, основанная на принципах человекоцентричности, направленная на повышение качества жизни людей.

Цель НСИ - повышение удовлетворенности людей оказываемыми услугами в социальной сфере в различных жизненных ситуациях.

В рамках инициативы формируются решения по упрощению процедур, улучшению сервисов для человека при прохождении жизненных ситуаций, а также проектированию новых услуг и мер поддержки. 

Идея Национальной социальной инициативы прозвучала на заседании Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив 9 июля 2020 года. По его итогам Президент России поручил реализовать инициативу на всей территории страны.
 
Светлана Чупшева
Генеральный директор Агентства стратегических инициатив
«Цель НСИ – улучшить, в каких-то случаях изменить систему так, чтобы она работала для человека, для удовлетворения его нужд и потребностей, интегрировать принцип человекоцентричности в деятельность органов государственного и муниципального управления.

Для её достижения Агентство организует прямой диалог с людьми, непосредственно связанными с социальной сферой: пациентами и медицинскими работниками, учениками и их родителями, а также учителями, работниками социальной сферы и людьми, которые получают или ожидают получения социальной поддержки. Такой диалог позволяет узнать о реальных проблемах и барьерах, с которыми сталкиваются люди». 
Рейтинг качества жизни

Рейтинг является ключевым стимулом и инструментом оценки хода реализации НСИ в регионах Российской Федерации. Рейтинг позволяет определять проблемные зоны и целевое состояние по качеству среды в субъектах Российской Федерации, выявлять лучшие практики и стимулировать их внедрение через создание основы для здоровой конкуренции между региональными управленческими командами.

Цель рейтинга - улучшение качества жизни граждан за счет оценки и сравнения качества среды для жизни в субъектах Российской Федерации.

Институт региональных сервисных уполномоченных

проект по созданию в регионах команд, которые обеспечивают внедрение культуры человекоцентричности в социальной сфере на основе технологии «сервис-дизайна».

Задача программы – внедрение человекоцентричного подхода в социальную сферу. Это такой способ разработки услуг и сервисов, когда в центр внимания ставится человек, учитываются все его потребности, боли и страхи на пути проживания жизненной ситуации.  

Зачем реализуется программа?
Задача программы – внедрение человекоцентричного подхода в социальную сферу. Это такой способ разработки услуг и сервисов, когда в центр внимания ставится человек, учитываются все его потребности, боли и страхи на пути проживания жизненной ситуации.

Благодаря применению инструментов и методов сервисного дизайна решается проблема недружелюбного и неуважительного отношения к человеку, который обращается за получением той или иной поддержки.  
Каков механизм реализации программы?
Благодаря применению инструментов и методов «сервис-дизайна» решается проблема недружелюбного и неуважительного отношения к человеку, который обращается за получением той или иной поддержки.

РСУ и команда сервис-дизайнеров в регионе анализируют, какие жизненные ситуации нуждаются в проработке (например, «Потеря и поиск работы», «Планирование и рождение ребенка», «Потеря здоровья»). Затем они проводят исследования – интервью с людьми, которые находятся в этих жизненных ситуациях, с работниками учреждений социальной сферы.

По итогу составляется карта пути человека в жизненной ситуации, учитывающая все его истинные потребности, а также барьеры, с которыми он сталкивается, и точки боли. На основе этого команда РСУ ищет такое решение, которое наилучшим образом закроет все потребности человека в рамках жизненной ситуации. После разработки решение обязательно тестируется с конечными пользователями, после чего дорабатывается с учетом, полученной от них обратной связи. 
Кто ощутит эффект от реализации программы?
В первую очередь, его заметят люди, оказавшиеся в новых, непривычных для себя жизненных ситуациях, которые уже проработаны региональными командами РСУ и по ним внедрены решения. Постепенно, по ходу присоединения к проекту новых регионов и проработки новых жизненных ситуаций, эффект от внедрения станет ощутим, и, в конечном счете, приведет к улучшению качества жизни всех жителей страны.  
Региональный социальный стандарт

перечень рекомендаций к организации сервисов и инфраструктуры в социальной сфере, основанных на лучших управленческих практиках и передовом опыте регионов.

В чем заключается суть Стандарта? 
Документ содержит в себе лучшие управленческие практики в социальной сфере, которые влияют на качество жизни в регионе. Они были проанализированы экспертами Агентства стратегических инициатив и рекомендуются к внедрению во всех регионах РФ.

Например, одним из решений Стандарта является создание в регионе навигатора мер поддержки в социальной сфере – информационного ресурса, где граждане могут узнать о положенной им поддержке в различных жизненных ситуациях.  
Зачем нужен Региональный социальный стандарт?
Рейтинг качества жизни показал, что удовлетворенность жителей различных регионов зависит не от бюджетной обеспеченности, а от принимаемых управленческих решений. Стандарт помогает сделать условия оказания услуг и сервисов в социальной сфере одинаковыми по всей стране, создать необходимую инфраструктуру и реализовать принцип человекоцентричности. 
Какой механизм реализации программы?
Первым шагом регион проходит процедуру самообследования, выявляет точки роста и приоритетные зоны развития. Затем формируется план, после чего регион приступает к внедрению решений.

Особенностью является участие в процессе региональных экспертных групп, которые состоят из представителей негосударственного сектора и некоммерческих организаций, экспертов в социальной сфере. Они дают обратную связь, что позволяет сформировать сбалансированный план внедрения и учесть опыт некоммерческого сектора в каждом регионе. 
Кто ощутит эффект от внедрения Стандарта?
Стандарт направлен на улучшение качества жизни всех категорий граждан. Например, позитивные изменения будут заметны при взаимодействии граждан с учреждениями социальной сферы или медицинскими организациями.  
Программа «Открыто для всех»

программа вовлечения предпринимателей в создание доступной среды, продуктов, сервисов и услуг для людей с инвалидностью.

Зачем реализуется программа?
В России проживает более 11 миллионов людей с инвалидностью. 74% из них испытывают сложности при получении товаров, услуг или сервисов от бизнеса. 660 тысяч трудоспособных людей с инвалидностью хотят работать и не могут трудоустроиться. Задача программы – создание общества равных возможностей, в котором каждый человек будет интегрирован в социальную и экономическую жизнь вне зависимости от особенностей своего здоровья.
Какой механизм реализации программы?
Компании-представители различных сфер могут присоединиться к сообществу, подписав Национальный инклюзивный договор. 
Национальный инклюзивный договор – публичное обязательство компании по созданию доступной среды, обучению и трудоустройству людей с инвалидностью.
Например, участник сообщества ПАО «ВымпелКом» (бренд билайн) создала единую экосистему доступных сервисов Билайн.Инклюзия, включающую собственные и партнерские решения и технологии для клиентов с инвалидностью.

Программа создает сообщество, которое:

  • Объединяет силы бизнеса для системных и долгосрочных изменений - инклюзивный подход в бизнесе, обществе и государстве
  • Выявляет и тиражирует лучшие инклюзивные практики
  • Поддерживает инклюзивные проекты - экспертная, методологическая и информационная поддержка
Кто ощутит эффект от реализации программы?
Эффект от реализации программы прежде всего ощутят лица с инвалидностью, ведь они станут интегрированы в социальную и экономическую жизнь и не будут чувствовать себя исключенными из общества. В свою очередь общество обретет ценный ресурс в лице людей с инвалидностью – они смогут раскрыть свои способности и таланты, участвовать в развитии экономики страны. Кроме того представители бизнеса, которые реализуют инклюзивный подход получают методологическую, информационную и экспертную поддержку сообщества. 

Хотите узнать подробнее?

Узнать больше о программе, посмотреть состав участников и их планы по реализации инклюзивной среды, познакомиться с командой и экспертами, реализующими программу 
открытодлявсех.рф
Вы представитель компании, которая заинтересована в развитии инклюзии? Оставьте заявку на подписание Национального инклюзивного договора
Заполнить анкету участника сообщества
Дружелюбная организация в социальной сфере 

Модель работы организаций социальной сферы, включающая оценку условий оказания услуг с учетом мнений и ожиданий благополучателей, проектирование изменений на основе технологий сервис-дизайна и бережливого производства в целях повышения удовлетворенности граждан условиями оказания услуг.

Зачем реализуется программа?
Программа поможет повысить уровень удовлетворенности россиян от взаимодействия с бюджетными организациями социальной сферы.
Каков механизм реализации программы?
Организации социальной сферы проходят оценку удовлетворенности благополучателей, сверяются с чек-листом человекоцентричных подходов и реализуют с использованием технологии сервис-дизайна и подходов бережливого производства программу развития организации.
Кто ощутит эффект от реализации программы?
Эффект от реализации программы ощутят граждане, которые обращаются за помощью в организации социальной сферы (на первом этапе - больничные стационары, общеобразовательные школы), их близкие, а также сотрудники этих организаций.

Как принять участие?

Разместите доказавшие эффективность практики
на Смартеке
smarteka.com
Контакты
Ульяна Жучкова
E-mail: ui.zhuchkova@asi.ru