Национальная социальная инициатива (НСИ) —

это система непрерывных улучшений процессов предоставления услуг и сервисов в социальной сфере, включающая внедрение новых подходов и методик, тиражирование практик, поддержку передовых лидерских проектов.

Идея Национальной социальной инициативы прозвучала на заседании Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив 9 июля 2020 года. По его итогам Президент России поручил реализовать инициативу на всей территории страны.
 

Светлана Чупшева

Генеральный директор АСИ

«Цель НСИ – улучшить, в каких-то случаях изменить систему так, чтобы она работала для человека, для удовлетворения его нужд и потребностей, интегрировать принцип человекоцентричности в деятельность органов государственного и муниципального управления.

Для её достижения Агентство организует прямой диалог с людьми, непосредственно связанными с социальной сферой: пациентами и медицинскими работниками, учениками и их родителями, а также учителями, работниками социальной сферы и людьми, которые получают или ожидают получения социальной поддержки. Такой диалог позволяет узнать о реальных проблемах и барьерах, с которыми сталкиваются люди». 

Рейтинг качества жизни

Рейтинг качества жизни является ключевым стимулом и инструментом оценки хода реализации НСИ в регионах Российской Федерации. Рейтинг позволяет определять проблемные зоны и целевое состояние по качеству среды в субъектах Российской Федерации, выявлять лучшие практики и стимулировать их внедрение через создание основы для здоровой конкуренции между региональными управленческими командами.

Цель рейтинга - улучшение качества жизни граждан за счет оценки и сравнения качества среды для жизни в субъектах Российской Федерации.

Институт региональных сервисных уполномоченных

Формирование в регионах института для внедрения культуры человекоцентричности на практике и применения технологии «сервис-дизайн» для создания услуг в социальной сфере, превосходящих ожидания людей.

Это методика, которая основанная на детальном изучении «клиентского пути» человека в различных жизненных ситуациях, включая задачи, потребности и боли на каждом шаге этого пути. За счет применения инструментов и методов сервис-дизайна путь человека от проблемы к решению становится проще и понятнее.

Цель внедрения института РСУ - повышение уровня удовлетворенности людей качеством жизни за счет реализации нового подхода к проектированию и внедрению решений в социальной сфере на основе принципов человекоцентричности. 

8
жизненных ситуаций прорабатываются
в пилотных регионах
27
регионов внедряют институт
региональных сервисных уполномоченных
37
решений было разработано
командами в 2022 году
Региональный социальный стандарт

Региональный социальный стандарт представляет собой комплекс практик, внедряемых в регионах для обеспечения достойного уровня услуг в социальной сфере для людей.

Цель внедрения Стандарта - сокращение разрыва между регионами в качестве и доступности услуг в социальной сфере и создание единых лучших подходов при реализации социальной политики.

Стандарт пилотируется в 38 регионах.

Задачи Стандарта

  1. Формирование у представителей органов власти и организаций комплексного согласованного видения социальной сферы в регионе и приоритетов её развития на основе запросов граждан
  2. Организация реинжиниринга процессов оказания услуг, в том числе выстраивание и развитие в регионах системы межведомственного и межсекторного взаимодействия на основе технологии сервис-дизайна
  3. Внедрение единой методологии оценки качества услуг в социальной сфере на основе обратной связи от граждан 
Сообщество инклюзивного бизнеса 
«Открыто для всех»

Программа «Открыто для всех» направлена на формирование сообщества инклюзивного бизнеса, который создает доступную среду, адаптирует товары и услуги, предоставляет возможности для образования и трудоустройства людям с инвалидностью.

Цель программы – интегрировать людей с инвалидностью в активную социальную и экономическую жизнь.

Дружелюбная организация в социальной сфере 

Программа, направленная на изменение принципов работы организаций в социальной сфере на основе технологий бережливости и «сервис-дизайна», где в центре стоит человек и его нужды.

Она состоит из набора передовых инструментов и практик на основе методики оценки «дружелюбности» и системы стимулов и проектных решений для улучшения значимых для людей факторов условий оказания услуг организациями социальной сферы.


Ожидаемые результаты до 2024 года:

30%
организаций в пилотных регионах
внедряют принципы программы
> 10 млн
граждан - прямые благополучатели
результатов реализации программы
1 млн
работников социальной сферы
вовлечены в реализацию программы
20-25%
сокращение жалоб
на работу организаций в социальной сфере
10-15%
рост вовлеченности сотрудников 
в улучшение качества социального обслуживания
Лучшие практики НСИ

Лучшие практики Национальной социальной инициативы отбираются, 
упаковываются и готовятся к внедрению в регионах на платформе «Смартека»

Хотите узнать больше?

Апробированные и подтвердившие свою эффективность практики с измеримым результатом, реализованные на территории РФ, направленные на удовлетворение потребностей человека в различных жизненных ситуациях.
К списку практик
Платформа «Смартека» - сервис по поиску лучших практик в различных отраслях для решения социально-экономических задач, предназначенный для глав регионов, управленческих команд и людей, готовых менять жизнь вокруг себя к лучшему.
О платформе Смартека

Ответы на часто задаваемые вопросы

Как работает инициатива? 
В рамках инициативы исследуются популярные жизненные ситуации, отбираются проекты и практики, помогающие улучшить качество жизни в этих ситуациях. Отобранные практики пилотируются в регионах, отрабатываются механизмы и регламенты взаимодействия органов власти с жителями. По итогу лучшие практики рекомендуются для внедрения во всех регионах России на федеральном уровне. 
Как измеряется успешность реализации Национальной социальной инициативы?
Успешность реализации НСИ оценивается при помощи Рейтинга качества жизни по регионам РФ. Рейтинг измеряет 10 сфер жизни, включая медицинское обслуживание, образование, социальную поддержку. 
Кто такие сервисные уполномоченные? 
Сервисный уполномоченный (City Service Manager) - это тот человек, который: 
  • налаживает взаимодействие между человеком и государством в социальной сфере и развитии городской и сельской среды
  • постоянно мониторит и получает обратную связь об уровне клиентоориентированности от пользователей, специалистов и администраторов
  • координирует проектирование и внедрение новых сервисных решений и технологий в социальной сфере вместе с региональным штабом НСИ и региональной экспертной группой
  • формирует и поддерживает сообщество НСИ в регионе
Кто и как может стать региональным сервисным уполномоченным?
Отбор кандидатов на роль региональных сервисных уполномоченных и сервис-дизайнеров проводился Агентством стратегических инициатив летом 2022 года.
Проведение следующего отбора планируется в 2023 году, следите за новостями и анонсами на сайте и в социальных сетях НСИ! 
Как выбираются жизненные ситуации, над которыми работают РСУ?
Агентство стратегических инициатив предлагает региональным сервисным уполномоченным и их командам актуальные жизненные ситуации, с которыми сталкивался каждый человек хотя бы раз в жизни. Это те ситуации, по которым необходимо проработать путь человека, выявить барьеры, с которыми сталкиваются люди и предложить решения по их устранению.
Каким образом Агентство помогает людям с инвалидностью?
С марта 2022 года Агентством стратегических инициатив реализуется программа «Открыто для всех», одна из основных задач которого создание сообщества равных возможностей. Программа ставит перед собой цель интегрировать людей с инвалидностью в социальную и экономическую жизнь, а также предоставить возможности для образования, трудоустройства и занятий спортом.
Контакты
Ульяна Жучкова
E-mail: ui.zhuchkova@asi.ru