16 мая завершился самый масштабный мозговой штурм года - «Форсайт-флот 2015». В течение 5 дней свыше 600 участников - технологических предпринимателей, венчурных инвесторов, ученых, представителей образовательной среды и институтов развития, деловых и общественных объединений, лидеров предприятий реального сектора экономики, федеральных органов исполнительной власти - проектировали перспективные рынки и разрабатывали «дорожные карты» появления на этих рынках российских технологических компаний - национальных чемпионов к 2035 году.
Реализация Национальной технологической инициативы (НТИ) - одна из ключевых задач, поставленных Президентом России Владимиром Путиным 4 декабря 2014 года в Послании к Федеральному собранию: «На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами Россия столкнется через 10-15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада».
Главной задачей участников стал поиск решений, которые позволят России занять позицию технологического лидера и успешно конкурировать на глобальном уровне за право поставлять лучшие решения, формировать на новых рынках стандарты и правила.
Организаторы выбрали 9 перспективных рынков, которые через 15-20 лет будут иметь объем от 100 млрд долларов и выше:
Теплоход «Лев Толстой» (программный директор - Павел Лукша, профессор практики Московской школы управления «Сколково»). Группа рынков интеллектуального транспорта:
Теплоход «Зосима Шашков» (программный директор - Владимир Княгинин, президент Фонда «Центр стратегических разработок»). Группа рынков, касающихся обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности:
Теплоход «Александр Радищев» (программный директор - Евгений Кузнецов, заместитель генерального директора, директор проектного офиса ОАО «РВК»). Группа рынков, содержащих ресурсы и заделы для прорывных решений, потенциально способных вывести Россию на лидирующие позиции:
По мнению интеллектуальных лидеров - программных директоров теплоходов «Форсайт-флота», результаты получились разные: по некоторым рынкам, таким как NeuroNet, AutoNet, AeroNet, «дорожные карты» высокой степени готовности, по другим рынкам требуется дальнейшая совместная работы групп.
Подводя итоги, директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ), программный директор «Форсайт-флота» Дмитрий Песков подчеркнул, что главным результатом «Форсайт-флота» должны стать не дорожные карты, а сложившееся сообщество, команды, которые будут дальше разрабатывать и двигать проекты:
«На НТИ у нас есть прямой запрос государства, и государство от вас ждет результатов. Но важно, чтобы это было не движением государства к вам, не вас к государству, а совместная наша с вами работа по поводу общего будущего, вне зависимости от того, в какой позиции каждый из вас сегодня находится. Важно, чтобы вы все вместе, как сеть людей, продолжали работать над реализацией тех идей, которые мы вместе за эти 5 дней создали».
Обращение Дмитрия Пескова к участникам поддержал Павел Лукша, программный директор теплохода «Лев Толстой», предложив участникам при дальнейшем проектировании и реализации проектов, разработанных на «Форсайт-флот» брать инициативу в свои руки:
«Самое главное - не то, что заполняется в пустографках и превращается в красивые презентации. Самое главное - это то, что происходит между вами, между людьми на других кораблях. Очень важно понимать, что мы это делаем не для кого-то, а для себя. Если мы делаем для себя самих, это значит, то, что во что мы вложились и верим, мы этому должны следовать. Тема новых рынков интересна тем, что нет еще игроков, которые на них претендуют. А значит, для каждого участника это шанс разместить себя в будущем на 20 лет вперед, попробовать на практике реализовать колонизацию этого будущего».
Игорь Агамирзян, генеральный директор ОАО «РВК», призвал участников «Форсайт-флота» ставить более амбициозные задачи: «Мы еще в самом начале пути, а не в конце и даже не в середине, я реально хочу подумать, как научиться ставить более амбициозные задачи. И если говорить о тех самых конкурсах по модели Х Prize, по-моему, нужно что-то совсем амбициозное предъявить, например: 100 млн. долларов тому, кто запустит частный космический аппарат на Луну».
Игорь Агамирзян отметил, что «Форсайт-флот», как технология, является первым шагом в реализации проекта НТИ. И это будет систематически повторяющийся процесс:
«РВК, как проектный офис Национальной технологический инициативы, отвечает за то, чтобы построить вокруг НТИ систему управления, позволяющую координировать интересы участников: и предпринимателей, и академической среды, и государства. Мы не ожидаем, что по результатам «Форсайт-флота» будут определены все дорожные карты, но будет вынесено для дальнейшего обсуждения некое первоначальное ядро, и потом с некоторой периодичностью оно будет пополняться. Тем более, что мир меняется, и очень быстро, и через два-три года он может оказаться совершенно иным, поэтому строить статичные карты на 15 лет бессмысленно. Но важно сейчас заложить методологический подход, методику прогнозирования и быстрого реагирования на изменения, которые происходят на рынках и в технологиях - это задача «Форсайт-флота».
Владимир Княгинин, президент Фонда «Центр стратегических разработок», программный директор теплохода «Зосима Шашков», подчеркнул, насколько ценным для НТИ было взаимодействие людей и согласование позиций по поводу общего будущего:
«Всем известно, как действует государство. Это пятилетние планы и программы, тоннельное линейное движение: все что запланировано, должно случиться. В случае, если движение будет нелинейным, реагировать на него сложившейся системой управления будет очень тяжело. С этой точки зрения Национальная технологическая инициатива – сигнал государству, что линейная реализация государственных планов и программ не всегда оправданна. Могут появиться обстоятельства, требующие корректировки этих планов и программ. В форме «Форсайт-флота» мы «спрессовываем» взаимодействие многих людей, сокращая сроки. Если бы мы попытались провести такое же количество переговоров, совещаний и согласований, но вне «Форсайт-флота», мы бы потратили на это многие месяцы. За эти пять дней мы попытались поднять огромный пласт согласования позиций самых разных участников, я найти «слепые зоны», позиции, которые по каким-то причинам выпали из внимания государства, когда оно формировало пятилетние планы, помочь предпринимателю или заметить его планы по формированию будущего».
Подводя итоги работы групп на теплоходе «Александр Радищев» программный директор теплохода Евгений Кузнецов особо отметил разработки рынка HealhNet:
«У меня впервые сложилась картина реальных изменений, которые произойдут в области здоровья с появлением big data и сенсорики. Когда сенсоры передают огромное количество информации о нас, в какой-то момент мы сможем увидеть реальную связь всех процессов внутри нас совершенно нового порядка. Это будет революция в области фундаментальных наук, трудно сопоставимая с чем бы то ни было за последние несколько столетий, сопоставимая с прорывом, который совершила анатомия в области медицины. Поэтому HealthNet - группа с наибольшим потенциалом, но надо помнить, что медицина - это самая зарегулированная отрасль, в ней много регламентов, которые очень тяжело проходить, и на этих барьерах нужно сейчас сосредоточиться. Также нужно думать и о рынке здоровья и новых инфраструктурах: очень многие технологии становятся доступны через питание, спорт, фитнес».
По результатам пятидневной групповой работы участники презентовали свои разработки, отвечали на вопросы, вносили предложения, прозвучавшие от других групп.
HealthNet, Владислав Варяник, заместитель директора ООО «Key Partner: «Технологии для человека сегодняшнего дня - это персонализация медицины, новые лекарства с использованием биомаркеров, математическое моделирование болезней и маршрутизация пациентов, телемедицина. Мы также рискнули предположить, что будет очень полезно придать старению статус болезни для того, чтобы создать центры по профилактике и лечению старения, открыть кабинеты врачей в каждой клинике. Это приведет к коррекции здоровья ныне живущих, и позволит пожилым людям быть молодыми и здоровыми».
FinNet, Микаэл Горский, генеральный директор издательства «Олимп бизнес, член консультационного совета РВК»:
«Финансы должны быть децентрализованы, к чему приводит централизация мы видим уже начиная с 2008 года. Есть большая опасность в этой централизации, распределенные системы гораздо стабильнее».
Марина Гурьева, заместитель директора Инновационного центр НИУ «Высшая школа экономики»: «Россия должна адаптировать децентрализованные криптовалютные системы, поскольку это сразу выход на глобальные рынки. Поскольку технология зарождающаяся, у нас есть неплохая возможность встроиться в мировой товарооборот при условии выполнения ряда проектов, которые есть на карте. Очень важным на данный момент является создание и определение органа, который будет отвечать за развитие криптоактивов в Российской Федерации, и снятие тех барьеров, которые у нас действуют в данный момент, ил предполагаются к криптовалютам. Из-за этого мы сможем открыть для себя данный сегмент и развивать его по нескольким направлениям».
SafeNet, Сергей Хмелевский, председатель правления Института региональных инновационных систем (ИРИС): «Группа предложила создать технологическую платформу, которая будет объединять в себе информацию обо всех типах угроз. Например, планируя свое путешествие, потребитель обращается к информации технологической платформы: будь то пробки на дорогах, пожары, износ инфраструктуры, криминогенная обстановка, и строит свой маршрут с учетом наиболее безопасного маршрута».
NeuroNet, Андрей Иващенко, председатель совета директоров ЦВТ «ХимРар»: «Мы ждем прорыва в разных направлениях, ключевые технологические решения, которые должны произойти — это создание нейрокомпьютеров, картирование мозга, которое будет закончено в ближайшие годы. Наша группа была разделена на четыре части, и все поработали очень эффективно. Разработанные сегменты: управление «интернетом вещей», виртуальное конструкторское бюро, виртуальный советник, нейроусилитель в сложных ситуациях». Проекты, которые разработали группы: создание открытого портала нейросемантических данных Openbrain; язык описания эмоционально-смысловых состояний головного мозга (первый этап проекта «Нейро-эмоциональный монитор»); «Доступная среда 2.0» и ряд других».
AutoNet, Ирек Гумеров, заместитель генерального директора по развитию ОАО «КАМАЗ»: «Один из трендов, на котором мы строили свое обсуждение, это то, что автомобиль становится роботом, автомобиль становится умным, и поэтому он должен стать безопасным. Появляется социальная среда, в которой автомобиль везет нас в будущее и, в то же время, возникают новые отношения - человека с роботом. Автомобиль становится более экологичным. В этой ситуации нагрузки на дороги растут, без эффективного использования транспортных систем это тоже трудно решаемая задача. Урбанизация и рост экономики требует больше перевозок людей, больше перевозок грузов и также мы думаем, что за счет перевозок автономных транспортных систем и умного управления потоками ситуация улучшится. Поэтому парк и выпуск автомобилей будет сопоставим. Здесь мы отмечаем другую проблему с транспортом – это безопасность. Автомобиль является изделием повышенной опасности и человек, к сожалению, вносит особый вклад в эту аварийность. На первом этапе мы можем использовать наши потенциальные возможности, здесь рынок средств специального применения (БелАЗ мы показывали), технологического транспорта. Мы считаем, что сенсоры и программное обеспечение. И если в области ПО у нас огромный потенциал и большие возможности, то в сенсорике мы, скромно скажем, отстаем. Но используя это совместно с аналитической составляющей, вытягивая за счет ПО, совокупный бизнес тоже является большим и мы на него тоже можем рассчитывать».
MariNet, Александр Пинский, директор по маркетингу ОАО «Транзас навигатор»: «Есть глобальная инициатива, которую мы «окрестили» MariNet. Это интегрированная экосистема, которая позволяет увязать в единое информационное пространство высокотехнологичные системы на борту, на берегу, те, которые позволяют осуществлять навигацию, управление экономикой, управление безопасностью, мониторинг экологии и т.д. Почему эта идея интересна с точки зрения России? Сейчас в мире действительно в морской отрасли происходит революция. Так как отрасль у нас медленная, то и революция тоже неспешная, она займет лет 10-15, но, тем не менее, она происходит. Медленно, уверенно, но неотвратимо. Чем традиционно сильна Россия в последние годы? Как правило, наиболее успешные компании на мировом рынке – это компании, имеющие отношения к информационным технологиям. В России действительно много интеграторов, которые умеют заниматься высокими информационными технологиями. И если мы сейчас используем этот потенциал для того, чтобы заложить основу и создать у себя, в других странах подобного рода экосистему, мы сумеем выступать, с одной стороны, застрельщиками всего этого движения, а, с другой стороны, первые, те, кто создадут основу и образ, будут получать больше выгод в дальнейшем».
FoodNet, Сергей Выходцев, серийный предприниматель, президент компании «Velle»: «Сегодня 40% продуктов в России - это экспорт. Формируется длинная цепочка поставок, что приводит и увеличению стоимости и одновременно, ухудшению потребительских свойств продуктов. Мы предлагаем разработку технологической платформы, соединяющую напрямую производителя и потребителя еды. Половину продуктов, которые оказываются на столах потребителя, производят не агрохолдинги, а частные производители. Основа платформы рабочей группы – фермер. Мы получаем питание, которое подходит нам».
AeroNet, Эдуард Багдасарян, генеральный директор ЗАО «АЭРОКОН» на базе ЦАГИ: «Сегодня российский рынок технологий беспилотных систем состоит, в основном, из 3 компонентов. Первые два компонента - это дистанционное ориентирование с земли, а также аэрокартосъемка и аэрокртография (включая кадастр). Третий компонент – это сельское хозяйство. В Японии свыше 2 000 беспилотных комплексов Yamaha работают в области сельского хозяйства. В России он на сегодня практически не представлен, но мы считаем, что после решения проблем с законодательством в течение 1-1,5 лет этот рынок будет довольно активно развиваться. Еще один компонент превышает все предыдущие - это рынок игрушек. На сегодня в мире, по оценкам специалистов, объем игрушек и развлечений в области беспилотных систем превысит 1 млрд долларов. И, наконец, четвертый компонент, это транспортные и логистические перевозки. В России мы также связываем развитие этого компонента с принятием решений в вопросов законодательства. 20 лет, в принципе, для техники, для рынка это очень мало. И можно сказать, что прообразы всех рынков, которые будут, они уже существуют. Мечта всех беспилотников - это интеграция беспилотных авиационных систем в единое воздушное пространство. Мы ждем решения вопроса законодательства, и тогда возникнут сети беспилотников. Это откроет новые рынки для возникновения операционных систем, IT-шных решений и т.д.».
По итогам «Форсайт-флота» все предложения участников будут тщательно проанализированы, после чего рабочие группы продолжат проектирование. В мае 2015 года на заседании Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ) будут представлены первые результаты «Форсайт-флота».