Эксперимент по упрощению таможенного администрирования в морских портах продлится до июня 2016 года

Бизнес считает необходимым продлить эксперимент по упрощению таможенных операций в морских портах. Об этом заявили эксперты на прошедшем 5 февраля 2016 года заседании рабочей группы АСИ по совершенствованию таможенного администрирования.

Показатели по процедурам, включенным в эксперимент, значительно улучшились. С конца 2015 года в тех случаях, когда иностранные товары уже доставлены в порт - по железной дороге или автотранспортом, таможенная служба разрешила импортеру представлять сокращенный объем сведений. В качестве транзитной декларации предприниматель может предоставить судовой манифест. Кроме того, ему не нужно давать финансовые гарантии для обеспечения соблюдения таможенного транзита. Сейчас эксперимент охватывает 4 порта – в Калининграде, Усть-Луге, Владивостоке и Находке. В этом году к нему подключится морской порт «Восточный». 

По просьбе предпринимателей эксперимент продлится до конца июня 2016 года, по его итогам будет принято решение о полномасштабном внедрении упрощенной системы таможенного администрирования.

Рабочая группа обсудила и другие меры, необходимые для улучшения транспортной ситуации в морских портах. Напомним, что в декабре 2015 года в «дорожную карту» были включены дополнительные мероприятия:

  • внедрение в портах механизма «единого окна»;
  • использование электронного документооборота при проведении пограничного, таможенного и других видов контроля в пунктах пропуска;
  • сокращение срока нахождения товаров в морских портах;
  • сокращение числа документов, которые бизнес обязан представлять при импорте и экспорте товаров.

Для информационного обеспечения реализации этих мер был разработан портал «Морской порт», который станет связующим звеном между всеми участниками логистического процесса в морских пропускных пунктах, ускорит процессы оформления грузов, через него будет реализован принцип «единого окна». В феврале 2014 года портал запущен в тестовую эксплуатацию для пяти пилотных зон, включая морской порт «Владивосток», таможенный пост «Восточный» Находкинской таможни, морской порт «Калининградский морской порт», таможенный пост «Усть-Лужский таможенный пост» Кингисеппской таможни и морской порт «Новороссийск». 

Бизнес активно включился в мониторинг эффективности и работоспособности портала. Всероссийское предпринимательское объединение «Клуб лидеров» провело «контрольные закупки» и опрос участников ВЭД, импортирующих товары через морские пропускные пункты. Большинство предпринимателей считают, что в полной мере функцию «единого окна» система пока не выполняет, однако 70% респондентов, отметили сокращение срока, в течение которого товар находится в порту. Члены рабочей группы приняли решение продолжить мониторинг, чтобы своевременно выявлять недоработки и оперативно их устранять. В декабре 2015 года к пилотной апробации портала подключились таможенные посты в Крыму (Феодосийский, Керченский и Евпаторийский).