АСИ направит в Минпросвещения России предложения по изменению формата школьных библиотек

Агентство стратегических инициатив (АСИ) совестно с Министерством просвещения России начали реализацию проекта по развитию и модернизации деятельности школьных библиотек. По мнению министра Сергея Кравцова, они должны становиться центрами развития проектной деятельности и формирования цифровых навыков у детей.

Для обеспечения «перезагрузки», а также выработки необходимых подходов к объединению потенциала библиотечной сети АСИ провело стратегическую сессию с участием тематических экспертов, руководителей школьных и публичных библиотек, представителей издательств и артиндустрии. Основная цель - сформулировать образ «библиотеки будущего», которую можно построить к 2024 году.

«Мы хотим предложить Минпросвещения России коробочное решение модернизации деятельности школьных библиотек. Для обсуждения и выработки конкретных предложений пригласили тех, кто причастен к этой теме: в части содержания, технологий, компетенций, среде и инфраструктуре. Предложения и прорывные проекты, которые можно реализовать, в том числе в рамках национального проекта «Образование», мы передадим на рассмотрение в министерство», — пояснил заместитель директора направления «Молодые профессионалы» АСИ Алексей Благинин.

Президент Ассоциации школьных библиотекарей русского мира Татьяна Жукова отметила, что главное в этой работе - повысить уровень качества жизни школьников и прийти к единому комфортному для учеников формату.

«Библиотека – генератор социальной среды и катализатор особой культурной творческой среды. Она должна компенсировать переход школ на «цифру» и иметь достойное информационное и цифровое оснащение, профессиональных сотрудников с широкими компетенциями и пространство, непохожее на обычный класс. При этом библиотекарь должен стать неким тренером, надпредметником», — заявила Татьяна Жукова.

По мнению главного редактора приложения «НЭБ Свет» Российской государственной библиотеки Анны Делианиди, чтобы стать местом притяжения, библиотека должна иметь конкурентные преимущества и, например, взять на себя функцию редакции школьной газеты или медиацентра – это мотивирует ребят и наполнит место новыми смыслами. Еще одно схожее предложение – сделать на базе школьной библиотеки дискуссионный клуб, в котором можно получить практические навыки презентации и публичного выступления.

Как отметила президент Ассоциации участников рынка артиндустрии Ирина Егорова, школьная библиотека и ее сотрудники должны научить ребенка правильно искать информацию и уметь воспользоваться ей на практике. Поэтому есть необходимость в расширении и актуализации имеющегося каталога.

Кроме того, по мнению собравшихся, неотъемлемой функцией школьных библиотек является помощь педагогам, в том числе в подготовке методических материалов и предоставлении доступа к синхронизированной в едином цифровом пространстве базе знаний.

Еще в числе предложений - атлас готовых решений технического оборудования, событий и программ для обучения педагогов, работающих в библиотеке. По мнению экспертов, для начала преображения школьных библиотек необходимо повышение квалификации именно школьных команд, а не отдельных библиотекарей.