ОАО «РЖД» подписало Национальную инклюзивную декларацию (НИД), по которой компания в течение года публично обязуется участвовать в реализации или адаптации инклюзивных практик. НИД – это основной элемент всероссийского проекта Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Открыто для всех», направленного на повышение доступности товаров и услуг для людей с инвалидностью.
«Доступный железнодорожный транспорт – важный шаг на пути к инклюзивному обществу. РЖД стремится создавать на своей инфраструктуре и в поездах доступную и доброжелательную среду абсолютно для всех пассажиров без каких-либо ограничений», – сказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов.
По его словам, ключевые инклюзивные инициативы компании сосредоточены на основных этапах клиентского пути пассажиров. РЖД – первая транспортная компания, которая проводит работу по интеграции своих информационных систем с государственными. Это позволяет получать сведения, необходимые для оформления льготных билетов и предоставления скидок. Кроме того, маломобильные пассажиры могут заблаговременно сообщить о своей поездке и необходимых услугах, оформить заявку в Центре содействия мобильности ОАО «РЖД». Пассажира встретят на вокзале, предоставят парковочное место, сопроводят по основным функциональным зонам, окажут помощь при посадке-высадке в поезд и перемещении багажа. При необходимости предоставят кресло-коляску или носилки.
В ближайший год, в том числе в рамках подписанной Национальной инклюзивной декларации, РЖД будет работать по пяти направлениям в сфере инклюзии: развитие сервисов Центра содействия мобильности компании; доступность информации; повышение количества цифровых услуг; развитие туристических маршрутов, доступных для маломобильных пассажиров; обучение персонала для работы с гражданами, имеющими ограничения по здоровью.
В частности, по направлению «Развитие сервисов Центра содействия мобильности» компания планирует:
предоставлять услуги сопровождения и оказания помощи на 10 000 вокзалах и остановочных пунктах;
реализовать пилотные проекты пункта помощи Центра содействия мобильности ОАО «РЖД» на Казанском вокзале и зоны ожидания для маломобильных пассажиров на вокзале Восточный;
внедрить фирменный стиль, который будет узнаваем, в дальнейшем это позволит маломобильному пассажиру легко сориентироваться и определить, куда следует обратиться за помощью в путешествии.
По направлению «развитие доступности информации» планируется:
наполнить раздел «Карта доступности вокзалов» на сайте www.rzd.ru информацией о функциональных зонах вокзалов для маломобильных пассажиров с фотографиями и необходимыми пояснениями;
предоставлять видеоконсультации на русском-жестовом языке на сайте. Оператор, говорящий на одном языке с глухим пассажиром, поможет подобрать удобный поезд, купить билет, оформить заявку на оказание помощи, ответит на все интересующие вопросы;
реализовать базовую поддержку функций озвучивания экрана для возможности использования интернет - ресурсов компании инвалидами по зрению;
разместить на вокзалах справочные видеотерминалы, поддерживающие технологию обслуживания на русском жестовом языке.
Всероссийский проект «Открыто для всех» реализуется в рамках Национальной социальной инициативы (НСИ). Главная цель внедрения НСИ – повысить удовлетворенность граждан социальными услугами, создать возможности и условия для улучшения качества жизни человека. Идея НСИ прозвучала на заседании Наблюдательного совета АСИ в июле 2020 года. По его итогам президент России Владимир Путин поручил реализовать проект на всей территории страны. Инициатива охватывает четыре сферы: образование, здравоохранение, социальное обслуживание и трудоустройство.