Проекты и предложения, разработанные региональными сервисными уполномоченными (РСУ) в прошлом году, легли в основу федеральных программ, поддерживаются на уровне федеральных ведомств и тиражируются в регионах, сказала гендиректор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева. В этом году РСУ предстоит сконцентрироваться на вопросах, связанных с демографией, инклюзией и поддержкой вернувшихся из зоны специальной военной операции.
«Нам необходимы в регионах команды, которые смогут увидеть проблему со стороны человека и предложить нестандартные решения различных вопросов. Это, в том числе, вопросы демографии и поддержки семьи, развития инклюзии в самом широком смысле слова, когда мы говорим не только об инвалидах, но и старшем поколении, о многодетных семьях. Такие запросы есть у государства, у граждан. И такие большие задачи можно решить только вместе, когда все общество включается в решение этой повестки», – сказала Светлана Чупшева на встрече с участниками обучения сервис-дизайну, организованного АСИ.
Интенсив по сервисному дизайну для кандидатов на роли региональных сервисных уполномоченных и сервис-дизайнеров проводится второй год. На шестидневное обучение в Москву приехало около 150 человек из порядка 40 регионов. Участники этого потока работали над 8 жизненными ситуациями: вынужденный переезд, начало карьеры, профориентация школьников, опека и усыновление, комплексная реабилитация взрослых, принятие решения о рождении ребенка, образование и социализация ребенка с инвалидностью, потеря здоровья: онкология. Например, одним из решений по жизненной ситуации «Образование и социализация ребенка с инвалидностью» стало внедрение в школах системы подготовки инклюзивных волонтеров среди учеников. Они проходят специальное обучение, после которого становятся наставниками для ребят с особенностями развития, могут помогать им в учебе и в целом в вопросах социализации.
Следующим этапом подготовки РСУ и сервис-дизайнеров станет акселератор социальных решений, во время которого на протяжении 15 недель команды продолжат работать над решениями по одной из 8 жизненных ситуаций. Финальные проекты представят главам регионов-участников акселератора.
«Мы видим, что те решения, которые вы предлагаете, далеко не всегда лежат в плоскости финансовых ресурсов и каких-то финансовых затрат. Очень много зависит от эффективных управленческих решений и очень много лежит в плоскости отношений, в культуре коммуникации: то, как мы говорим, что мы предлагаем и как мы общаемся. С помощью сервис-дизайна нам с вами удается нащупывать новые и эффективные механизмы решения социальных проблем», – добавила Светлана Чупшева.
Гендиректор АСИ также пожелала участникам не бояться ставить высокую планку в своей работе. Практика прошлого года показывает, что главы регионов-участников проекта видят ценность и результат работы института региональных сервисных уполномоченных. Отдельные решения предыдущего потока выросли до уровня федеральных программ.
«Это и проект Самарской области по жизненной ситуации «Возвращение». И решение Мордовии по трудоустройству заключенных, которое сегодня поддерживается Федеральной службой исполнения наказания и министерством юстиции», – отметила Светлана Чупшева.
Институт региональных сервисных уполномоченных – одна из основных программ Национальной социальной инициативы АСИ. Цель программы – повышение удовлетворенности получателей услуг при прохождении конкретных жизненных ситуаций и расширение механизмов поддержки людей.