Константин Дебликов: «Я бы мечтал о телефоне в протезе и хотел, чтобы мой протез мог показать рокерскую козу»

Аккумуляторы для зарядки протеза «на ходу», встроенные гаджеты, простая и удобная система управления, четкий контроль базовых функций вместо увеличения количества хватов в искусственной руке, разнообразие жестов для коммуникации и самовыражения - такие требования к разработчикам технических средств реабилитации (ТСР) сформулировал российский кибатлет, активный пользователь протеза руки Константин Дебликов.

Редакция сайта asi.ru публикует ключевые тезисы его выступления на конференции «Промышленность для активной жизни», которая состоялась в рамках соревнований «Кибатлетика 2017»:

Всем привет, меня зовут Константин, я живу с бионическими протезами рук уже 3 года. Мы сейчас говорим о людях с инвалидностью, как о киборгах. Тем не менее, именно слово «киборг» используется сейчас авансом, говорить о том, что искусственные конечности могут заменить настоящие, пока рано. Надо трезво относиться к тому, что мы делаем сейчас, и прямо называть все недостатки и проблемы существующих протезов.

Технические требования и ограничения

Первая проблема - возможно, самая грустная. Первое соревнование людей, использующих протезы, прошло в 2016 году в Швейцарии, называется оно «Кибатлон». Победителем «Кибатлона» в дисциплине «протезы рук» стал человек, использующий тяговый протез, который работает по технологии, впервые изобретенной еще в 19 веке. Соревновались все мировые лидеры в области самых инновационных протезов, но победила технология уже немного морально устаревшая. В июне 2017 года приходила в Москве первая «Кибатлетика», и два победителя из трех в дисциплине протезов рук тоже использовали технологию тягового протеза. 

 
Бионика опять проиграла тяговой механической технологии. К этому есть много предпосылок.

Тяговые протезы рук проще, их проще изготовить, они легче, они в любом случае будут работать быстрее, чем будут работать моторы, они не боятся воды, они не боятся ударов, каких-то механических повреждений, они не издают звук при работе, их не нужно заряжать. Во многих аспектах сейчас тяговые механические протезы намного эффективнее, чем бионика, и это подтверждают результаты соревнований.

У меня такое есть предложение, которое я уже озвучивал в своих выступлениях: нужно развивать потенциал бионики, отталкиваясь от того, что люди носят на себе аккумуляторы. Сейчас еще научно-технический прогресс не позволяет сделать руку, которая будет полностью управляться мозгом, иметь чувствительность, но мы уже имеем носимую на руках электронику, которую нужно развивать. Нужно идти в сторону протезов-гаджетов. Недавно ребята из «Моторики» встроили в протез возможность бесконтактной оплаты, встроили туда карту, и это очень правильный трек, который нужно всячески поддерживать и развивать. Если у искусственной конечности нет тактильности, если ты не можешь ее чувствовать, и, например, в темноте ты не можешь манипулировать предметами, так как их не видишь и не чувствуешь, то почему бы не встраивать в протез фонарик, чтобы иметь возможность всегда дать свет, когда тебе это нужно.

Я бы мечтал о телефоне в протезе, который не нужно будет искать, долго доставать из карманов, чтобы можно было гаджет (смартфон) просто встроить в руку. 

Я думаю, это бы создало конкуренцию тяговым протезам, отвечало бы на вызовы времени, именно это необходимо сейчас сделать.

Вторая проблема, которая существует, это тот тренд, в котором сейчас развиваются современные бионические протезы. Основные европейские протезы увеличивают количество хватов, в каком-нибудь протезе от компании Touch Bionics сейчас около 30 жестов, которые человек может сделать при помощи искусственной руки. Это очень большое заблуждение, что человеку с искусственной рукой необходимо 30 хватов.

Я думаю, что люди не совершают так много странных манипуляций руками, не показывают так много жестов и знаков. На самом деле, в жизни нам необходимо всего несколько основных функций: брать различные предметы, удерживать, открывать что-то. Для этого нет необходимости в огромном количестве хватов, но есть необходимость в том, чтобы два-три основных хвата были сильными, чтобы точно предмет был зафиксирован в руке, чтобы человек не боялся, что он не удержит что-то, выльет на себя.

В существующей системе бионического управления протезом иметь 30 хватов - это глупо, потому что их нужно переключать, а в системе переключения, пока ты включаешь тот хват, который тебе нужен, все это превращается в фарс, в этом совершенно нет необходимости.

Зато, помимо того, что протезы выполняют функцию непосредственно делания чего-то, руки еще помогают при общении: ими мы жестикулируем, выражаем свои эмоции. Мы этого не замечаем, но руки нам помогают при коммуникации очень сильно. И я бы очень хотел, чтобы мой протез мог сложиться в какой-нибудь жест, показать рокерскую козу или средний палец, т.е. иметь какую-то свободу в выражении себя. Мне кажется, жесты были бы куда более уместны и полезны людям и действительно приносили бы какое-то удовлетворение от того, что у них есть протез. Нужно подумать о том, как можно реализовать определенный набор жестов, которые бы помогли людям просто выражать себя.

Еще один аспект - это само управление протезом. Сейчас есть такая проблема, что человек с протезом плохо его контролирует, протез иногда его «не слушается». Многие протезы нельзя очень быстро или очень медленно закрыть. Очень сложно, например, брать какие-то детали и предметы, вроде пластиковых стаканчиков. И, в тоже время, сложно брать какие-то предметы, для которых нужно приложить силу. 

Нужно дать возможность человеку контролировать свой протез максимально точно и просто. Протез - это инструмент, я по своему опыту это хорошо знаю.

Например, какой-нибудь кузнец, у которого есть свои инструменты, его мастерство зависит от того, насколько хорошо он управляется со своими инструментами, как хорошо ими владеет, как хорошо их контролирует. То же самое с протезом. Если дать человеку возможность полностью контролировать протез - сделать как незаметное какое-либо (маленькое) действие, так и какое-то активное (резкое) действие, если протез будет слушаться человека, то список задач, которые можно будет сделать протезом, он просто будет неограничен. И не хватит никаких конкурсов, потому что человек будет делать протезом практически все. Именно так я вижу светлое кибернетическое будущее.

Важные (технические) детали

Еще несколько небольших моментов хотелось бы упомянуть, о которых мы мало говорим. Вообще, протез состоит не только из моторов внутри руки, пальцев, которые сжимаются, но еще есть множество тонких нюансов. Например, запястье. Оно очень важно - и в жизни важно, и в управлении протезом очень важно. Нужно дать возможность человеку управлять запястьем. Запястье должно как сгибаться, так и поворачиваться, этого очень сильно не хватает.

Проблема автономности протезов. Конечно, хотелось бы, чтобы протез работал на одной зарядке очень долго. Но если по каким-то техническим причинам сейчас это невозможно, то хотелось бы обязательно, чтобы у протеза была возможность «горячей» замены аккумулятора. Чтобы человек просто имел в рюкзаке несколько запасных аккумуляторов и мог оторваться от цивилизации, сходить в поход в горы, не переживая о том, что у него «сядет» рука или лишится части функционала.

Аккумуляторы нужно делать с возможностью замены «на ходу».

Еще один важный нюанс - это размер, форма и внешний вид протеза. Думая об этом, нужно учесть очень много нюансов и граней. С одной стороны, протезу нужны длинные пальцы, чтобы можно было держать в руке более объемные предметы. Тем не менее, если сделать протез большим, сделать ладонь большую, то протез будет сложно просовывать в одежду, он будет тяжелым и, возможно, будет совершенно неудобным. Если сделать протез шире, например, чтобы он держал предметы более уверенно, то будет проблема с тем, чтобы поднимать какие-то более мелкие предметы: монеты, карточки. Нужно соблюсти некоторый баланс. 

Мне кажется очень важным разговаривать про то, как рука должна выглядеть. Не просто должна ли искусственная рука быть такой красивой, технологичной, но и в угоду чему она должна так выглядеть, это тоже стоит понимать. Протез - это не рука, протез не может сложиться «лодочкой», чтобы его можно было просунуть в куртку без проблем. Протез состоит из металла и других твердых материалов, которые просто так не могут менять размер.

Даже такая мелочь, как кнопка включения-выключения протеза тоже требуют большого внимания, и во многих протезах, к сожалению, об этом не думают. В итоге протез может самопроизвольно включаться и выключаться, и трения об одежду уже может быть достаточно, чтобы выключить протез. Или, например, какой-то контакт с поверхностью, и ты сам уже не замечаешь, как протез выключился. Надо как-то так разместить кнопку, чтобы у человека не было шансов непреднамеренного нажатия. Это все тоже нужно учитывать.

Вкратце еще скажу про культеприемные гильзы, про форму и материалы, из которых их делают. Мне кажется, нужно не бояться экспериментировать в этом направлении, нужно стараться искать что-то новое, потому что сейчас гильзы для бионики делают так же, как для тяговых протезов, из тех же материалов - они плохо переносят жару, летом протезы потеют, а зимой в них холодно. Нужно не бояться использовать новые материалы и в этом плане развиваться.

Хотелось бы пофантазировать и поразмышлять о том, что мы ждем от технических прорывов в средствах реабилитации.

Нам хочется, чтобы искусственными конечностями можно было бы управлять так же, как здоровыми руками и ногами, чтобы мы только подумали, а действие уже произошло, чтобы искусственная рука могла чувствовать. Конечно, это все здорово, прекрасно, я жду этого и надеюсь застать в своей жизни.

Но, тем не менее, есть технологии, которые можно применять уже сейчас, которые пока еще в протезах не применяются: те же нейронные сети, которые довольно активно входят в различные сферы нашей жизни. Можно подумать, как компьютер работает с машинным зрением, так нейронная сеть могла бы сделать так, чтобы человек имел возможность держать в руке не только один предмет, но и два. Сейчас такая ситуация, что, например, если ты держишь стакан, то не можешь, не выпуская стакан из руки, взять что-то другое - это невозможно в протезах, ни один существующий протез не позволяет взять что-то в руку, когда там уже что-то есть.

Протез сейчас слишком не похож на руку. Надо хотя бы слегка компенсировать утраченные возможности, но пока мы и близко не приближаемся к тому богатству, которое мы можем делать нашими руками. Мне кажется, что пяти пальцев (а протезы делаются с пятью пальцами) может быть много для того, чтобы просто что-то держать.