Победитель конкурса АСИ рассказал о развитии туризма с помощью музеефикации

Нижегородский проект «Великое в малом: культурно-экономический альянс — аксиома развития региона» победил в номинации «Туризм и культура» всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов России. Организатором конкурса выступает АСИ. Практику опубликовали на платформе обмена успешного опыта «Смартека», она готова к распространению в других регионах.

«Для нас ценно, что Нижегородская область взяла первенство в самой популярной номинации по числу заявок на конкурсе. Наша практика оказалась лучшей среди 350 инициатив, предложенных российскими регионами. Надеюсь, проект «Великое в малом» возьмут на вооружение другие субъекты России как эффективное решение для развития культурного и туристического потенциала своих территорий», — заявил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

Проект предполагает создание единой туристической инфраструктуры, построенной на принципе музеефикации историко-культурной и природной территории. За годы реализации этой практики в Городце появился «Музейный квартал», объединивший такие культурные учреждения, как «Детский музей на Купеческой», «Дом графини Паниной», «Городецкий пряник», «Галерея добра», «Терем русского самовара», «Город мастеров». Кроме того, специалисты провели реставрацию объектов культурного наследия, построили гостиницы, базы отдыха, сувенирные лавки и кафе. Реализация проекта способствовала сохранению и развитию городецких народных художественных промыслов, расширению малого и среднего бизнеса и росту турпотока в Городецкий район и  в регион.

История создания

Идея реализации практики берет свое начало с создания в Городце «Музейного квартала». На тот момент у Городца были все предпосылки для развития сферы культуры и туризма, главная из них - памятники архитектуры. С начала 2000-х годов в исторической части города постепенно создавались новые муниципальные объекты показа музейного и выставочного типа в сотрудничестве с частными коллекционерами и меценатами. После увеличения туристских потоков в Городце стали привлекать инвесторов к созданию новых объектов туринфраструктуры в черте города и в Городецком районе.

«Для того, чтобы раскрыть весь потенциал города, было слишком мало десяти залов краеведческого музея - фондохранилище заполняла богатая и развернутая по количественному масштабу музейная коллекция. Тогда и родилась идея перенесения музейных экспозиций в старинные дома и купеческие особняки исторической части города, появилась концепция развития въездного туризма в наш город. Старинная часть города являлась музейной по своему духу, и таковой она должна была стать на деле», - сообщила директор «Городецкого историко-художественного музейного комплекса» Екатерина Крюнас.

Туристический поток вырос больше чем в 20 раз

Реализация проекта помогла привлечь внимание россиян и зарубежных гостей к Городцу, увеличению посещений туристами Городецкого района и региона. Крюнас уточнила, что почти за 20 лет турпоток вырос в больше чем в 20 раз, достигнув почти 640 тыс. человек. Также проект способствовал:

  • развитию малого и среднего предпринимательства, привлечению инвестиций

  • росту рабочих мест

  • улучшению качества туруслуг

  • росту условного прямого дохода от турпотока

  • укреплению имиджа Городецкого района и Нижегородской области

  • развитию общепита и гостиниц

  • развитию дорожной инфраструктуры и придорожного сервиса, строительству новых АЗС

  • развитию и благоустройству объектов показа

  • проведению ремонтных и реставрационных работ зданий – объектов культурного наследия

  • сохранению предприятий народных художественных промыслов

«Динамично развивается «Музейный квартал». Ранее здесь был только один объект музейно-выставочного типа – краеведческий музей, а сейчас это компактная туристическая территория, обладающая большим количеством уникальных объектов показа. Все это показатель слаженной работы администрации Городецкого муниципального района, муниципальных учреждений культуры и туризма, спорта, представителей частных объектов туриндустрии, предприятий и мастеров НХП», - отметила Крюнас.

Тиражирование

Опыт Нижегородской области уже заинтересовал некоторые регионы, например, Новосибирскую область. По мнению руководителя местного туристско-информационного центра Екатерины Углянской, эта практика поможет увеличить турпоток, привлечь инвестиции, создать дополнительные рабочие места, улучшить качество услуг.

«Туристический потенциал Сузунского, Маслянинского и Искитимского районов Новосибирской области позволяет нам применять практики, подобные реализованным в Нижегородской области. Туристический альянс, построенный на принципе музеефикации историко-культурной и природной территории, а также формирование комплексного турпродукта, объединившего все виды туристских ресурсов района в единую целостную инфраструктуру, - это модель практики, внедрение которой приведет наш регион к увеличению туристического потока, а это привлечение инвестиций, дополнительные рабочие места, улучшение качества услуг, благоустройство территорий и укрепление имиджа региона», - сказала Углянская.